Проблемы организации профильного обучения в сельской школе
Скляр И.П.
В комплексе мер по модернизации российского образования уделяется большое значение решению проблем сельской школы, которая была, есть и будет важной составляющей образовательной системы и призвана всемерно содействовать сохранению и развитию национальных традиций, духовно-нравственных ценностей, росту уникальности потенциала отечественной культуры. В настоящее время сельская школа является основным, а порой и единственным, интеллектуально-культурным центром села, и поэтому в прямой зависимости от ее деятельности находится решение многих вопросов. Сегодняшние выпускники сельских школ вынуждены на равных конкурировать с городскими школьниками при поступлении в высшие и средние учебные заведения, должны уметь быстро адаптироваться к динамично изменяющимся социально-экономическим условиям, обладать устойчивой мотивацией к высокопроизводительному труду. Но новый образовательный заказ общества станет реально выполнимым, если сельская школа из режима борьбы за выживание, в котором она повсеместно находится на протяжении ряда последних лет, перейдет в режим активного обновления, созидательного продолжения лучших отечественных образовательных традиций.
Поэтому на современном этапе особый интерес у педагогов вызывает введение профильного обучения и предпрофильной подготовки в сельской школе. Из всех инноваций, предлагаемых в рамках модернизации российской школы, эта носит наиболее актуальный на сегодняшний день характер. Но совершенно ясно, что профильное обучение носит более ресурсоемкий характер, чем обычное обучение. И без привлечения дополнительных ресурсов к организации образовательного процесса на старшей ступени средней школы обеспечение качественного, эффективного и доступного образования представляется делом нереальным. Учителя, методисты и администраторы разного уровня, работающие в системе общего образования, не только понимают сложности перехода на профильное обучение в сельской школе, но и готовы к их конструктивному решению.
Однако, нельзя сбрасывать со счетов проблемы организации профильного обучения в сельской школе. В первую очередь - это проблемы, связанные с психологической неготовностью родителей и обучающихся к реализации идей профильного обучения:
- многие родители психологически не готовы к реализации некоторых идей профильного обучения. Например, сетевая форма организации учебного процесса вызывает настороженность и, в некоторых случаях, неприятие. Если в районном центре всего две школы, то родители не видят принципиальной разницы между ними. Поэтому выбор осуществляется не в соответствии с образовательными потребностями и запросами обучающегося, а в соответствии с другими критериями: близость от дома, привычный учебный коллектив, знакомый учитель и т.п.;
- неоправданно большое количество родителей и детей, осознающих свои потребности в современном и высококачественном образовании, ориентируются на получение профильного образования по академическим профилям. В то время как варианты технологического профиля, ориентированные на дальнейшее получение начального и среднего профессионального образования и дальнейшую профессиональную деятельность на производстве или в аграрном секторе, остаются за пределами их активного интереса; у достаточно большого количества девятиклассников (больше, чем в городе) отсутствуют более или менее внятные мотивации к выбору того или иного профиля. Очевидно, неопределенность экономических перспектив отдельных районов лишает как родителей, так и детей более или менее четких ориентиров в планировании будущего.
Проблемы, связанные с современным положением сельских педагогов:
- У большинства педагогов отсутствует опыт дифференцированного обучения. Очень небольшое количество школ в районах может показать успешно реализующиеся программы углубленного обучения. Понятно, что принятие государственных стандартов по общеобразовательным и профильным предметам, а также создание на их основе учебно-методических комплексов существенно облегчит труд рядового педагога.
- Следует признать: ныне существующий контингент сельских учителей практически незаменим, что, естественно, сказывается на показателях возрастного и квалификационного потенциала педагогических коллективов. Кадровый состав, с одной стороны, стремительно стареет, с другой – ситуация незаменимости питает уверенность в непоколебимости позиции и негативно влияет на мотивацию профессионального самосовершенствования. Показателем указанной тенденции является то, что многие учителя сельских школ не подают документы на аттестацию, предпочитая работать по 12 разряду ЕТС.
В образовательных учреждениях расположенных в сельской местности и районных центрах ощущается острая нехватка профессиональных психологов и социальных педагогов, в то время как в рамках предпрофильной подготовки на них возлагается определенный и достаточно значительный объем работы.
Проблемы организационного и социального характера. Малочисленность и взаимоудаленность школ в сельской местности обуславливают сложность реализации какой-либо из предлагаемых моделей профильного обучения (внутришкольной или сетевой). Реализация однопрофильной или многопрофильной внутришкольной модели затруднена отсутствием кадров высокой квалификации, а также отсутствием необходимых материально-технических ресурсов для многих сельских школ. Сетевая модель сталкивается с трудностями доставки обучающихся или мобильных лабораторий (неудовлетворительное состояние дорог и неизбежные сбои отечественной техники), что ставит ее осуществление под вопрос. Итак, рассмотрев только некоторые проблемы можно прийти к общему выводу – введение профильного обучения в условиях сельских школ возможно, но сопряжено с понятными трудностями. Так, в частности, ситуация с кадрами может привести к соблазну организовать предпрофильную подготовку и профильное обучение таким образом, чтобы не был нарушен сложившийся статус сельского учителя.
Между тем, концепция профильного обучения постулирует такую форму организации учебного процесса, в которой могут реализоваться актуальные и перспективные потребности, прежде всего, обучающихся. Именно, запросы детей должны стать отправной точкой при разработке программ курсов предпрофильной подготовки и элективных курсов профильного обучения. И педагоги многих сельских школ заинтересованы в обеспечении детей качественным образованием, уровень которого был бы не ниже, чем у городских школьников.
Мы понимаем, что к реализации программ профильного обучения нас никто насильно не принуждает, этого требует время. Образовательное учреждение само должно сделать выбор, стать ли ему профильным или остаться общеобразовательным. Вполне возможно, при отсутствии ресурсных возможностей образовательное учреждение предпочтет остаться обычной общеобразовательной школой.
Ведь практически в каждом сельском социуме присутствуют как родители крайне заинтересованные в получении детьми качественного образования (мотивация к обучению детей бывает настолько сильна, что родители изыскивают возможности отправить своих детей на обучение в 10-11 классах в районный центр), так и те, кто проявляет к образованию детей полное безразличие. Но школа— важнейшее звено в системе жизнеобеспечения села. Ее наличие дает жителю ощущение полноты и стабильности, а отсутствие школы порождает чувство ущербности, обделённости, бесперспективности. И мы четко осознаем, что только профильное обучение позволит сельской школе идти в ногу со временем.