Стили педагогического руководства
Организованный коллектив школьников проходит в своём развитии ряд этапов. А.С.Макаренко выделил ТРИ этапа.
На первом этапе коллектива как такового ещё нет, можно говорить о формальном объединении детей относительно какой-либо цели и необходимости выполнения деятельности (например, поступление в 1-й класс, в вуз). Общности между членами группы пока нет, для каждого существуют сугубо индивидуальные цели и интересы, нет связующего интереса или дела.
А.С.Макаренко считал, что при такой ситуации педагог должен предъявлять требования к каждому отдельно и контролировать его выполнение, разъяснять значимость правил и форм поведения. Образно он назвал педагога «диктатором».
На этом этапе педагог не только предъявляет требования и добивается их выполнения, но и пытается организовывать совместную деятельность (конкретное дело), которое может объединить детей, вызвать первоначальные переживания общности. Первоначально всё же педагог выступает организатором и вдохновителем, так как собственная самостоятельность невелика, а взаимосвязи и взаимоотношения не сложились. Это объясняет необходимость активной организаторской роли воспитателя.
Коллектив переходит на следующий этап, когда выделяется актив (т.е. в коллективе выделяются лидеры, способные решать проблемы), когда в коллективе устанавливается общая дисциплинированность, соблюдаются правила поведения, поддерживаются требования педагога.
Второй этапхарактеризуется тем, что в позиции организаторов деятельности (с большей или меньшей помощью взрослого) начинают выступать наиболее активные члены коллектива, начинает складываться АКТИВ. Обычно это дети, имеющие ярко выраженные интересы, имеющие опыт общения в других коллективах, обладающие организаторскими способностями.
На этом этапе создаются органы самоуправления. Задача воспитателя – помочь их регулярной работе. Ошибка воспитателя – недооценка роли неформальных лидеров. Деятельность педагога должна быть направлена на воспитание у актива нравственных качеств.
А.С.Макаренко считал, что на этом этапе педагог должен выстраивать своё общение с членами коллектива посредством актива (т.е. ставить задачи, предъявлять требования и т.д.). Если же педагог остаётся в позиции «диктатора», то коллектив останавливается в своём развитии, тормозится развитие отношений взаимной ответственности и активной позиции каждого члена коллектива.
Третий этап – это, по А.С.Макаренко, «расцвет» коллектива. Он характеризуется тем, что благодаря накопленному опыту коллективной жизни и привычкам совместного выполнения общих дел между детьми складываются подлинно коллективистические отношения. Это позиция добровольного участия в жизни коллектива, радости от общения с его членами.
Для этого этапа характерны отношения взаимной ответственности – например, предъявление требований, проявление отношений заботы. Характерна сформированность общественного мнения, разделяемого большинством его членов, отсюда взаимовлияние друг на друга (взаимность требований, ожидание определённых форм поведения, самоизменение и т.д.). Именно на этом этапе своего развития коллектив становится «инструментом воспитания», т.е. может использоваться как метод воспитательного влияния на каждую личность конкретно.
А.С.Макаренко считал, что на этом этапе «срабатывает» закон параллельного педагогического воздействия, что выражается формулой – «воздействуя на коллектив, я воздействую на каждую личность конкретно».
Для того чтобы коллектив достигал высокого уровня развития, следует:
- усложнять цели и характер выполняемой деятельности;
- приобщение к делам, имеющим общественное значение, только тогда у детей будет формироваться чувство своей принадлежности к коллективу, постоянное желание жить его интересами, стремление к совместной деятельности;
- не навязывать коллективу своих взглядов, развивать самоуправление и активность, инициативность на всех этапах выполнения деятельности.
Возможно проявление четвёртого этапа, когда каждый школьник благодаря усвоенному опыту сам предъявляет к себе требования общественного поведения, т.е. процесс общественного воспитания переходит в процесс самовоспитания.