I. профессионализм

Профессии -исторически возникшие формы деятельности, необходимые обществу, для выполнения которых человек должен обладать суммой ЗНУ, иметь соответствующие способности и профессионально-важные качества.

Профессия (с тчк. зр. конкр. чел.)- это деятельность, посредством которой данное лицо участвует в жизни общества и которая служит ему главным источником материальных средств к существованию и средство личностной самореализации.

Специальность - один из видов профессиональной деятельности внутри профессии, но направленный на достижение более частных, промежуточных результатов.(инж.-иссл., инж.-преподават., инж.- констр.)

Профессионализм - внутренняя характеристика личности, обладающей необходимым нормативным набором психических качеств, позволяющих ей осуществлять деятельность на высоком уровне и достигать значительных профессиональных результатов.

Компетентность - знания, умения и опыт руководителя в той или иной области жизнедеятельности.

Виды профессиональной компетентности

Стороны труда Виды проф. компетен Профессионализм
Профессио­нальная деятель-ность   Специаль-ная деятель-ностная компетент-ность   - понимание предназначения, миссии данной профессии; избрание некоторой деятельности постоянным занятием, обращение этого занятия в профессию; -овладение нормами проф. деятельности, высокая эффективность; -достижение высоких результатов стабильность результатов; - проф. мастерство, владение неск. видами проф. деятельности в рамках профессии; -проф. сознание (осознание макс. числа признаков проф. Деят-ти предмета, средств, результата труда); -проф. мышление, проф. интуиция, самостоятельность в решении проф. проблем; - оптимальная псих. цена результата, отсутствие усталости и перегрузки
Профессио­нальное общение   Социальная общенчес-кая, коммуникатив­ная компетент­ность   -отнесение себя к проф. общности; - овладение нормами проф. общения, этическими нор­мами профессии; - направленность проф. результатов на благо других людей, духовное обогащение лю­дей средствами своей профессии; - соц. ответственность за по­следствия своих поступков; -умение сотрудничать, вступать в контакты, легкая совместимость; - гибкая смена соц. ролей в профессии, готовность к изменениям, умение воздействовать на процессы измене­ния в межличн. отношениях; -конкурентноспособность, умение вызвать в социуме интерес к результа-там своей проф. Д, соответствие проф. должностного статуса (места среди др.) индивидуально-личностным качествам
Профессио­нальная личность   Личностная компетент-ность   - устойчивая проф. мо­тивация, направленность на сохр. верности своей профессии; - наличие позитивной Я-концепции, самоценность, переключаемость, универсаль­ность; творческая установка, сознатель­ное проф. творчество, отказ от старого ради нового; - осознанное духовное обогащение изменение себя средствами профессии обогащение профессии ср-ми своего творчества, — приспособление себя к профессии и проф. к себе, гиб-кое компенсаторное приспособ­ление; -преобладание положительного эмоционального настроя; -индивидуальность в проф. труде; - удовлетворенность проф. трудом
Целостное професси­ональное само-развитие     Индивиду-аль­ная компетентность   — целостное проф. са­мосозна-ние, знание профессиограммы своей профессии; - принятие себя как профессионала; — постоянно углубляющийся процесс профессионального самопределения; — саморазвитие профессиональных способностей; — интернальность как видение в себе самом причин успеха-неуспеха; — сильное целеполагание, помехоус­тойчивость; — самопроектирование, самоэкспериментирование, построение собств. стратегии проф. роста, построен. и реализация сце­нария своей проф. жизни; — согласованность между мотивационной и операциональной стороной деятельности; — проф. обучаемость: — опора на прошлый проф. опыт, преемственность; — возрастание индивидуализации и относительной автономии по мере проф.; — обращенность результатов своего индивидуального проф. развития на благо общности людей, других людей
         

Уровни профессионализма

До- профессионал Человек работает как новичок, не овладев еще нормами и правилами проф. деятельности, не достигая высок. и творч. результатов в труде.
Профессионал Чел. усвоил нормы, правила проф. Д., сознательно выбирает свои цели в труде, превращая работу в свободный труд, превращаясь из деятеля, специалиста в субъект труда, в профессионала. 1 этап адаптации чел. к профессии - первичное усвоение норм, менталитетов, необходимых приемов и техник, технологии профессии. 2 этап самоактуализации в профессии - осознание своих возможностей, начало саморазвития ср-ми профессии, максимальн. самореализация в Д 3 этап свободного владения профессией, в форме мастерства, гармонизация человека с профессией, усвоение высоких стандартов, воспроизведение на выс. ур-не ранее созданных разработок, методик.
Супер- профессионал Расцвет, высокие достижения и творческие успехи. Человек превращается в творца, новатора, суперпрофессионала, профессионала-универсала, проявляется творческое обогащение профессии своим личным вкладом. 1 этап свободного владения профессией в форме творчества, обогащение специалистом опыта своей профессии за счет личного творческого вклада, авторский вклад в Д., достижение вершин (акме). 2 этап свободного владения несколькими профессиями и приемами перехода, переключения от одной к другой 3 этап творческого самопроектирования как личности профессионала, т.е. формирование у себя ранее отсутствующих псих. и проф. качеств, самостроительство, самосозидание, достижение вершин в развитии своей личности.
Пост-профессионал По причине пенсионного возраста человек может стать экс-профессионалом, консультантом, наставником, экспертом, щедро и ненавязчиво делящимся своим проф. опытом, опытом достижений и ошибок

Профессионал

это специалист, овладевший высокими уровнями проф. деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществления труда, вносящий свой инд. творческий вклад в проф. деятельность, нашедший свое индивидуальное предназначение, стимулирующий в обществе интерес к результатам своей Д. и повышающий престиж своей профессии в обществе.

Стороны и критерии профессионализма

При анализе проф. стороны жиз­ни человека необходимо преодоление технологических и тех­нократических мифов, когда профессионализм рассматривается как овладение прежде всего новыми технологиями, средствами, разл. “ноу-хау”, и когда в тени остаются мотивы поведения человека. На самом деле при рассмотрении и оценке профессионализма чел. большое значение имеет то, что движет человеком в профессии, из каких ценностных ориентаций он исходит, ради чего он занимается данным делом, какие свои внутр. ресурсы добровольно и по внутреннему побуждению вкладывает в свой труд. В погоне за новыми технологиями мы иногда сталкиваемся с тем, что “техника” есть, а духовности (святости”) в труде нет.

Наши рекомендации