Список методической литературы. 1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство
1. Алехин, А. Д. Изобразительное искусство. Художник. Педагог. Школа. – М.: Просвещение, 1984. – 160 с.: ил.
2. Бялик, В. Пейзаж. – М.: Белый город, 2004. – 47 с.: ил. – ISBN 7793-0394-0.
3. Власов, В. Г. Большой энциклопедический словарь изобразительного искусства. – СПб.: Лита, 2000. – 848 с.: ил.
4. Воронова, О. П. Искусство скульптуры. – М.: Знание, 1981. – 112 с.
5. Дмитриева, Я. А. Краткая история искусств. – Вып. 2. – М.: Искусство, 1991. – 318 с.: ил. – ISBN 5-210-00246-2.
6. История искусства зарубежных стран. – Т. 3 / под ред. М. В. Доброклонского. – М.: Искусство, 1964. – 672 с.: ил.
7. Любимов, Л. Д. Искусство Древней Руси: книга для чтения. – М.: Просвещение, 1981. – 336 с.: ил.
8. Перепелкина, Г. П. Искусство смотреть и видеть. – М.: Просвещение, 1982. – 223 с.
9. Панорама искусств 12: сборник статей / сост. М. Зиновьев. – М.: Советский художник, 1989. – 416 с.: ил. – ISBN 5-269-00261-2.
10. Ракитин, В. И. Искусство видеть. – М.: Знание, 1972. – 128 с.: ил. – (Серия «Народный университет». Факультет литературы и искусства).
11. Розенвассер, В. Б. Беседы об искусстве. – М.: Просвещение, 1979. – 183 с.: ил.
12. Рисунок. Живопись. Композиция. Хрестоматия / сост. П. П. Ростовцев и др. – М.: Просвещение, 1989. – 207 с. – ISBN 5-09-000956-2.
13. Справочник школьника. История мировой культуры / сост. Ф. С. Капица, Т. М. Колядич. – М.: Филологич. об-во «Слово», центр гуманит. наук при факте журналистики МГУ им. М. В. Ло-моносова, ТКО «ACT», 1996. – 610 с. – ISBN 5-88196-838-7.
14. Туберовская, О. М. В гостях у картин. Рассказы о живописи. – Изд. 2-е. – Л.: Детская литература, 1973. – 160 с.: ил.
15. Художественная галерея: журнал. – 2004. – № 14. – ISBN 0-7489-7465-2 (серия); ISBN 0-7489-7476-8.
16. Щипанов, А. С. Юным любителям кисти и резца. – М.: Просвещение, 1981. – 416 с.: ил.
Развернутый тематический план
К л а с с
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовки учащихся | Вид контроля | Дата проведения | |
план | факт | |||||||
Р а з д е л 1. Изображение фигуры человека и образ человека (10 часов) | ||||||||
Изображение фигуры человека и образ человека в истории искусств | Изучение нового материала | Формирование нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве | Знать: – о жанровой системе в изобразительном искусстве и ее значении для анализа развития истории искусств; – роли и истории тематической картины в изобразительном искусстве и ее жанровых видах; – процессе работы художника над картиной, о роли эскизов и этюдов. Уметь: – изображать пропорции человека с натуры и по представлению; – владеть материалами живописи, графики, лепки в соответствии с программными требованиями | Изображение древних людей | ||||
Пропорции и строение фигуры человека | Изучение нового материала, повторение и закре- пление | Зарисовки схем фигуры человека в движении | ||||||
Лепка фигуры человека | Формирование понимания общественного назначения искусства как средства отражения познания окружающего мира | Лепка фигуры человека в движении из пластилина. Наброски с натуры фигуры ученика | ||||||
Наброски фигуры человека с натуры | ||||||||
Понимание красоты человека в европейском и русском искусстве | Изучение нового материала | Значение понятий: – пропорции фигуры человека; – строение фигуры человека; – красота движения фигуры человека | Портреты литературных героев | |||||
Обобщение темы четверти | Обобщение и систематизация знаний | Выставка и обсуждение рисунков уча- щихся |
Продолжение табл.
Р а з д е л 2. поэзия повседневности (7 часов) | ||||||||
Поэзия повседневной жизни в искусстве разных народов | Изучение нового материала | Ознакомление с работой скульптора | Знать: – о композиции, особенностях построения произведения искусства; – роли формата; – выразительном значении размера произведения | Композиции сюжетов из истории Древней Греции или Древнего Рима. Беседа «Бытовой жанр в искусстве передвижников и импрессионистов» | ||||
Тематическая картина. Бытовой и исторический жанры | Изучение нового материала | Ознакомление с выдающимися скульпторами (Мирон, Лисипп, Микеланджело, Роден, Мухина) | Знать: – о поэтической красоте повседневности; – роли искусства в жизни человека; – роли художественных образов в понимании вечных тем жизни. Развиватьнавыки наблюдательности, способности образного видения. Уметь: – строить тематические композиции; – осуществлять поиски и способы выражения выбранной темы | Композиция по теме «Завтрак» или «На уроке» | ||||
Сюжет и содержание в картине | Изучение нового материала, повторение | Ознакомление с сюжетной композицией | ||||||
Жизнь каждого дня – большая тема в искусстве | Ознакомление с представлением о ценностях жизни в изобразительном искусстве разных народов | Рисунок по теме «Продавец цветов» | ||||||
Жизнь в моем городе в прошлые века | Изучение нового материала | Ознакомление с процессом работы над сюжетной композицией | Композиция «Жизнь людей в прошлом» | |||||
Праздник и карнавал (тема праздника в бытовом жанре) | Коллективные работы на тему любого праздника (техника коллажа) | |||||||
Р а з д е л 3. великие темы жизни (10 часов) | ||||||||
Исторические темы и мифологические темы в искусстве разных эпох | Изучение нового материала | Ознакомление с монументальной живописью (фреска, мозаика, панно) | Знать: – о роли искусства в создании памятников, посвященных историческим событиям; | Беседа о развитии навыков восприятия произведений изобразительного искусства |
Продолжение табл.
Тематическая картина в русском искусстве XIX века | Изучение нового материала, повторение и закрепление | Ознакомление с истори- ческими батальными жанрами | – роли конструктивного изобразительного и декоративного начал в живописи, графике, скульптуре; – о поэтическом претворении реальности во всех жанрах изобразительного искусства. Уметь: – чутко, активно и эмоционально воспринимать реальность; – соотносить собственные переживания с содержанием произведений изобразительного искусства, сравнивать произведения, делать выводы | Композиционные, поисковые эскизы | ||||
Процесс работы над тематической картиной | Ознакомление с творчеством художников бытового и исторического жанров (Репин, Суриков, Брюллов) | Исполнение выбранной исторической композиции | ||||||
Библейские темы в изобразительном искусстве | Изучение нового материала, повторение и обобщение | Ознакомление с русской иконописью, композици-ями на библейские темы | Композиции на библейские темы | |||||
Монументальная скульптура и образ истории народа | Ознакомление с творчеством художников-мону-менталистов (Э. Фальконе, И. П. Мартос) | Эскиз памятника, посвященного выбранному историческому событию | ||||||
Место и роль картины в искусстве XX века | Изучение нового материала | Творчество выдающихся живописцев XX века (по выбору учителя) | Знать творчество выдающихся художников XX века. Уметь различать картины художников данной эпохи | Выражение в рисунках своих переживаний. Выставка работ, выполненных в III четверти | ||||
Р а з д е л 4. реальность жизни и художественный образ (8 часов) | ||||||||
Художественно-творческие проекты | Изучение нового материала | Искусство оформления книги | Знать: – о роли художественной иллюстрации; – выдающиеся произведения изобразительного искусства; – о роли русской тематической картины XIX–XX столетий. | Исполнение иллюстраций к выбранному литературному произведению | ||||
Искусство иллюстрации. Слово и изображение |
Окончание табл.
Конструктивное и декоративное начало в изобразительном искусстве | Изучение нового материала | Представление о работе художника в различных отраслях производства | Иметь представление: – об историческом художественном процессе; – о роли творческой индивидуальности художника; – сложном, противоречивом и насыщенном художественными событиями пути российского и мирового изобразительного искусства в XX веке. Уметь: – иллюстрировать литературные произведения; – показать в работе навыки дизайна; – анализировать разные по стилю предметы быта, создавать их эскизы; – представить реферат (сообщение и т. п.) о любимом художнике, произведении | Конструкции и декор предметов быта | ||||
Зрительские умения и их значение для современного человека | Изучение нового материала | Представление о зрительских умениях | Дизайн моды | |||||
История искусств и история человечества | Изучение нового материала | Связь искусства с жизнью; взаимопроникновение; взаимодействие; отражение истории человечества в искусстве | Анализ и эскизы предметов быта (принадлежность их стилю) | |||||
Стиль и направление в изобразительном искусстве (импрессионизм и реализм) | Изучение нового материала | Представление о стилях и направлениях в искусстве | Изображение предметов быта в импрессионизме и реализме | |||||
Личность художника и мир его времени | Изучение нового материала | Ознакомление с творчеством выдающихся художников, отражающих эпоху, мир своего времени | Произведения, выбранные для беседы о художниках | |||||
Крупнейшие музеи изобразительного искусства и их роль в культуре | Урок-выставка | Ознакомление с хранилищами мирового искусства | Путешествие в музеи мира |
Пояснительная записка
к тематическому плану уроков по учебной программе
«Изобразительное искусство и художественный труд»
Развернутый тематический план по изобразительному искусству составлен в соответствии с программой Б. М. Неменского «Изобразительное искусство и художественный труд» (М.: Просвещение, 2005) и рассчитано на 35 часов в учебный год (1 час в неделю).
Основной целью разработанного тематического плана является формирование художественной культуры учащихся через творческий подход к познанию искусства разных исторических эпох. Этому способствует активная поисковая и практическая деятельность учащихся на уроке и во внеурочное время: подготовка сообщений и видеоэкскурсий, изображение архитектурных форм на плоскости и в объеме, организация экспресс-выставок и защита коллективных художественных проектов.
Целью преподавания изобразительного искусства в общеобразовательной школе является формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной.
В задачи преподавателя изобразительного искусства входит:
– формирование у учащихся нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное в жизни и искусстве;
– формирование художественно-творческой активности школьников;
– овладение образным языком изобразительного искусства посредством формирования художественных знаний, умений и навыков.
Программный материал построен так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Программой предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, живых примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдений и изучения окружающей реальности является важным условием успешного освоения программного материала. Стремление к отражению действительности, своего отношения к ней должно служить источником самостоятельных творческих поисков школьников.
Учащиеся от природы любознательны, творчески активны, изначально талантливы. Очень важно организовать их художественно-творческую деятельность таким образом, чтобы каждый смог пройти «путь творца» от художественного восприятия действительности, рождения художественного замысла, поиска средств и путей его воплощения к созданию художественного образа в материале, самооценке и оценке результатов другими людьми.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме; демонстративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов собственного коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; поисковая работа по подбору иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений.
Задания на дом вводятся для расширения представлений об искусстве в реальной, окружающей ребенка жизни.
Обсуждение работ чрезвычайно активизирует внимание учащихся, они с готовностью в нем участвуют. Полезно обсуждать и достоинства, и недостатки работ. Учащиеся сами находят слова (образы) для выражения своего эмоционального отношения.
Опираясь на эмоциональную активность учащихся, необходимо направлять обсуждение в нужное русло.
Многие декоративные и конструктивные работы выполняются на уроках в процессе коллективного творчества. Выполненные коллективно декоративные панно и конструктивные задания могут стать хорошим украшением интерьера школы.
В результате изучения архитектуры и монументальных видов искусства (в курсе 8 класса именно эта тема занимает значительное место) у учащихся формируется конкретно-историческое понимание эпохи; сознательное отношение к таким проблемам сегодняшнего дня, как охрана памятников культуры; развивается творческий подход к познанию культуры прошлого, а также созданию, совершенствованию и оформлению архитектурной и природной среды.