Тема 3. Развитие числовых представлений у детей дошкольного возраста.
Программа повторения по МДК 03.04 Теория и методика математического развития
Для экзамена по ПМ 03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».
Курс 5 Очно-заочное отделение 2016-2017 уч.г.
Специальность: 44.02.01 «Дошкольное образование»
Пояснительная записка
Результатом освоения МДК 03.04 является готовность обучающегося к выполнению вида профессиональной деятельности «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования».
Для контроля и оценки результатов освоения МДК 03.04 по ПМ 03 проводится экзамен, на котором проверяется уровень освоения студентами профессиональных (ПК 3.1 – 3.5) и общих (ОК 1 - 9) компетенций. Экзамен включает выполнение студентами кейс-заданий. Кейсы (5 вариантов по МДК 03.04) включают в себя описание ситуаций, связанных с проблемным полем организации различных видов математической деятельности.
Содержание кейс-заданий позволяет студентам продемонстрировать следующие умения: определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, формулировать задачи математического развития в соответствии с поставленными целями; использовать разнообразные методы, формы и средства организации математической деятельности детей, осуществлять самоанализ.
В подтверждение овладения студентом ОК и ПК им представляется портфолио комбинированного вида, которое позволяет продемонстрировать образовательные и профессиональные достижения по ПМ 03 и МДК 03.04.
Итогом экзамена является однозначное решение: «вид профессиональной деятельности освоен / не освоен».
Тема 1. Современное состояние теории и методики математического развития детей дошкольного возраста. Основные понятия: математическое развитие, проблемно-игровые методы, познавательная активность, интеллектуально-творческое развитие. Цель и задачи математического развития дошкольников. Развитие интеллектуально-творческих способностей детей через освоение ими математических представлений и способов познания. Современные подходы к отбору содержания математического развития ребёнка: предматематический и предлогический компоненты. Современные методы математического развития и обучения детей дошкольного возраста. Эффективность проблемно-игровых методов логико-математического развития дошкольников. Современные средства реализации проблемно-игровых методов: экспериментирование и исследовательская деятельность, проблемные ситуации, логические и математические игры; творческие ситуации, задачи, вопросы. Их направленность на развитие активности, самостоятельности детей, обогащение познавательного опыта. |
Тема 2. Освоение форм предметов и геометрических фигур детьми дошкольного возраста. Основные понятия: понятие геометрической фигуры; фигура как эталон восприятия формы предметов; плоскостное моделирование; логические операции; творческая самостоятельность; педагогическая поддержка ребёнка. Особенности освоения форм и геометрических фигур детьми дошкольного возраста. Содержание представлений о форме предметов и геометрических фигурах. Организация педагогического процесса освоения дошкольниками геометрических фигур, форм. Специфика методов и приёмов работы. Использование игровых методов в развитии у дошкольников геометрических представлений. Виды игр с занимательным математическим материалом: головоломки с палочками, логические задачи. Игры на плоскостное моделирование («Танграм», «Пифагор» и др.). Возможность использования для развития творческой самостоятельности у дошкольников. Последовательные этапы освоения конструктивных игр. Способы педагогической поддержки ребёнка в математической деятельности, способствующие проявлению познавательной активности. |
Тема 3. Развитие числовых представлений у детей дошкольного возраста.
Основные понятия: число, натуральный ряд чисел, счёт, взаимно-однозначное соответствие, счётные умения.
Счёт как основная математическая деятельность, основанная на поэлементном сравнении конечных множеств. Возрастные особенности освоения количественных и числовых представлений в дошкольном возрасте.
Содержание развития у детей числовых представлений. Значение дочислового периода освоения счёта. Методика обучения количественному счёту. Современные педагогические технологии развития числовых представлений в дошкольном возрасте: проблемные ситуации, литературные средства, математические игры и упражнения, рабочие тетради.