Физическая культура и спорт – условие повышения устойчивости к воздействию негативных факторов
В процессе учебной деятельности возникают различного рода негативные факторы, которые снижают силу и тонус мышц, способствуют застойным явлениям в организме, нарушению деятельности отдельных его систем (кровеносной, дыхательной, нервной, лимфатической и сердечно-сосудистой). К ним следует отнести: длительное ограничение двигательной активности, статические позы, напряженная динамическая работа, различные шумы, поля ультравысоких частот электронно-вычислительной техники, пониженное или повышенное атмосферное давление, резкий перепад температур и др. Эти факторы ведут к снижению работоспособности, а при систематическом воздействии могут ухудшить состояние здоровья. Все это определяет необходимость специального использования упражнений для предотвращения их отрицательного воздействия. Для снятия эмоционального напряжения и устранения застойных явлений в организме могут предназначаться упражнения, проводимые непосредственно в течение учебного дня в паузах или коротких перерывах. В сочетании с мероприятиями гигиенического характера они повышают работоспособность и служат профессиональному долголетию человека.
Изучение слушателями широкого спектра учебных дисциплин (педагогика, психология, социология, журналистика, юриспруденция и др.) связано с большими нервно-психическими напряжениями. Интенсивная учеба требует определенного уровня физической подготовленности культуры направляются на развитие личной инициативы и самостоятельности. Так в ходе учебных занятий и соревнований моделируются стрессовые ситуации и условия их преодоления.
При подготовке к экзаменам и зачетам часто возникает дефицит времени, что не позволяет некоторым слушателям в течение учебной недели активно заниматься физическими упражнениями. В таких случаях надо вовлекать их в физкультурно-спортивные и туристские мероприятия в выходные дни.
На занятиях и соревнованиях преподаватели избирательно воздействуют на слушателей, формируя и совершенствуя у них психологические качества, компенсирующие воздействие негативных факторов.
В специфических формах спортивной борьбы (многоборье), при максимальных физических напряжениях (лыжные гонки и гиревой спорт) формируются и совершенствуются двигательные навыки, физические и психологические качества, а в игровых видах спорта (настольный теннис, баскетбол и волейбол) свойства личности не только проявляются, но и перестраиваются.
Для разрядки нервной напряженности или снятия возбуждения после каких-либо неудач или успеха можно применить различные специальные упражнения. В частности, спортивные и подвижные игры, плавание или занятия на тренажерах снимут нервно-психическое возбуждение, создадут благоприятные условия для учебы, полного восстановления сил.
Полезны упражнения в утренние часы. Регулярное проведение утренней физической зарядки способствует профилактике заболеваний, закаливанию и снятию стрессовых напряжений.
Следует учитывать, что нарушение экологии (захоронение высокотоксичных материалов, ядерных и химических отходов), рост правонарушений в стране, употребление молодежью алкоголя, наркотических средств, курение, появление новых вирусных заболеваний и другие факторы поддаются этому воздействию, что неудовлетворительно отражается на их учебной и творческой и активности.
В устранении или нейтрализации негативных факторов как никогда возрастает роль физических упражнений, двигательной активности, здорового образа жизни. Хорошим "лекарством от недуга" для обучаемых являются систематические занятия физическими упражнениями, участие в спортивных и туристских мероприятиях, посещение спортивных зрелищ, во время которых снимаются нервно-психические нагрузки, обогащаются эмоции и укрепляется здоровье.