Координатор развития исследовательской и проектной деятельности учащихся межрайонного совета директоров.
Методические рекомендации
По организации конференций I и II этапов Московского городского конкурса исследовательских и проектных работ обучающихся общеобразовательных учреждений
Введение.
В соответствии с требованиями ФГОС проектная и исследовательская деятельность становится обязательной для выполнения всеми школьниками, особенно в 10-11 классах. Теперь образовательная программа учреждения должна включать программу развития универсальных учебных действий, обеспечивающую «формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимися результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и (или) социально значимой проблемы». Метапредметные результаты освоения учащимися образовательной программы должны, в частности, отражать «умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы».
ФГОС для полного общего (среднего) образования предусматривает выполнение учащимися индивидуального проекта, который «представляет собой особую форму организации деятельности обучающихся (учебное исследование или учебный проект). Выполняется обучающимся самостоятельно под руководством учителя (тьютора) по выбранной теме в рамках одного или нескольких изучаемых учебных предметов, курсов в любой избранной области деятельности (познавательной, практической, учебно-исследовательской, социальной, художественно-творческой, иной)».
Эти означает что:
- исследования и проекты будут выполнять все, в т. ч. немотивированные и откровенно «запущенные» школьники;
- эти работы на старшей ступени являются индивидуальными, т. е. каждый учащийся будет иметь свою тему; нельзя «приписать» к коллективу авторов «шалопая-бездельника»;
- учителям в массовом порядке нужно будет научиться руководить проектами и исследованиями, даже если у них нет склонности к этому, иначе не обеспечить необходимое количество руководителей;
- должна быть разработана единая методика аттестации обучающихся по результатам выполнения ими исследовательских и проектных работ.
Также актуален вопрос об оценке метапредметных и личностных результатов образования. В требованиях ФГОС общего образования эти типы образовательных результатов отражены наряду с предметными результатами. В реальной же практике определяются в основном предметные достижения (по оценкам ЕГЭ, ГИА, предметных олимпиад и др.). На основании диагностики успешности в осуществлении исследовательской и проектной деятельности (как индикатора) может оцениваться уровень метапредметных и личностных результатов обучения. Эти показатели успешности должны быть заложены в критерии подсчета рейтинга московских школ, что позволит учесть достижения школьников, не склонных к академической успеваемости и интеллектуальным соревнованиям, но имеющих высокий творческий потенциал. Директора школ будут в большей мере ориентироваться на развитие направлений, прямо не влияющих на повышение уровня предметных результатов, но способствующих развитию метапредметных способностей и личностных качеств.
Как же оценить качество исследовательских и проектных работ? Здесь необходимы методики диагностики, которые давали бы сопоставимые результаты для учащихся из разных школ. Но на сегодняшний день на разных конференциях и конкурсах подходы к оценке выполненных исследований и проектов различаются: где-то главное значение имеет текст работы, кто-то обращает внимание прежде всего на качество выступления, а для кого-то наибольшее значение имеет «энтузиазм в глазах ребенка», зависящий от мотивации к самостоятельной работе, что, безусловно, тоже определяет образовательный результат выполненного исследования.
Действительно, как оценить уровень «культуры исследовательской и проектной деятельности», «умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии…»? Видимо, только экспертным путем, на основе единых критериев и регламентов. Поэтому сейчас стоит задача формирования в Москве экспертного сообщества, члены которого владеют едиными критериями экспертизы исследовательских и проектных работ, и системы конференций, организованных по территориальному принципу с единым регламентом и дающих сопоставимые результаты при оценке работ школьников. На это и направлена создаваемая в рамках Московского городского конкурса исследовательских и проектных работ школьников система конференций на базе Межрайонных советов директоров образовательных организаций, находящихся на территории города Москвы.
Базовые конференции, которые много лет работали в рамках Конкурса, владеют значительным методологическим потенциалом, но они не в состоянии охватить всех учащихся, которые будут выполнять исследования и проекты в рамках ФГОС. Поэтому на базе образовательных учреждений, проводящих такие конференции, создаются ресурсные центры по научно-методическому сопровождению предметных направлений Конкурса.
Таким образом, основным звеном, координирующим развитие исследовательской и проектной деятельности в Москве, будут межрайонные советы директоров. Их функции:
- обеспечение организационно-информационного сопровождения работы школ своей территории по этому направлению;
- координация подготовки и организация консультирования руководителей исследовательских и проектных работ и экспертов школьных и межрайонной конференций;
- проведение межрайонной конференции, входящей в Московский городской конкурс исследовательских и проектных работ школьников, в соответствии с установленными требованиями и по ее итогам представление победителей на городской финал.
Функции ресурсного центра по тематическому направлению Конкурса:
- обеспечение методического сопровождения работы межрайонных конференций по своему направлению;
- проведение семинаров, консультаций по своему направлению.
Координатор развития исследовательской и проектной деятельности учащихся межрайонного совета директоров.
Центральной фигурой в работе по направлению «Организация исследовательской и проектной деятельности» является координатор межрайонного совета директоров. Он является специалистом, который знает потенциал школ своей территории в этой области, находится на связи с координаторами этой работы в школах и с Городским оргкомитетом; контролирует выполнение плана развития исследовательской и проектной деятельности межрайонного совета и планы работы каждой школы в этом направлении.
Как правило, координатор работает в школе, на базе которой проводится межрайонная конференция. Координатору рекомендуется пройти курсы повышения квалификации на базе ЦПМ «Развитие таланта школьников в предметных областях. Организация и проведение этапов всероссийской олимпиады школьников и других интеллектуальных соревнований». Желательно, чтобы он имел практику руководства исследовательскими или проектными работами школьников.
Координатор участвует в работе межрайонного Оргкомитета, является его ответственным секретарем и ведет соответствующую документацию.
3. План работы по направлению «Организация исследовательской и проектной работы школьников».
Для всех межрайонных советов директоров рекомендована единая форма плана мероприятий, проводимых по данному направлению.
№ | Наименование работ | Срок | Предост. данных |
1. | Подготовка и рассылка информационного письма об организации I и II этапов Конкурса в школы территории. | ||
2. | Определение ответственных координаторов в школах территории. | + | |
3. | Контроль за прохождением слушателями курсов повышения квалификации (организуется школами). | ||
4. | Определение базовой школы, создание Оргкомитета межрайонной конференции, определение порядка финансирования. | + | |
5. | Организация семинаров и консультаций для руководителей работ и экспертов, участвующих в школьных конференциях (приглашение специалистов, лекторов по мере необходимости). | + | |
6. | Составление графика проведения школьных конференций. | + | |
7. | Проведение совещания для организаторов школьных конференций – ответственных координаторов в школах. | + | |
8. | Проведение школьных конференций и контроль их качества. | ||
9. | Сбор отчетов о школьных конференциях и формирование списка участников межрайонной конференции. | ||
10. | Проведение совещания по организации межрайонной конференции. | + | |
11. | Проведение межрайонной конференции. | ||
12. | Сдача списка участников финала в Городской Оргкомитет. | + | |
13. | Подготовка и контроль участия финалистов в городских мероприятиях | ||
14. | Подготовка аналитических материалов конференций I и II этапов. | + |