Пояснительная записка. Пояснительная записка
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ПРОГРАММА
РАЗНОВОЗРАСТНОЙ
ДОШКОЛЬНОЙ ГРУППЫ
Г.
Пояснительная записка.
Программа разработана на основе исследований, проведённых внутри образовательного учреждения. Результаты исследований позволили обосновать систему работы в разновозрастной дошкольной группе. Внимание должно уделяться: физическому развитию, социальному и речевому развитию, освоение художественной деятельности, интеллектуальному развитию и подготовке детей к школе. В ходе воспитательно- образовательного процесса должны быть реализованы педагогические принципы:
-индивидуализации, обеспечивающей условия разновозрастной группы для удовлетворения потребностей детей и родителей;
-развивающего взаимодействия в разновозрастной группе и сотрудничества с детьми и родителями;
-развивающего эффекта разновозрастной группы в образовательном процессе, определяющем развитие потребностей и способностей воспитанников;
-комплексности формирования и гармонизации основных сфер деятельности детей и взрослых в разновозрастной группе: культурно-познавательных, эстетических, нравственных и коммуникативных, рефлексивных,- в процессе формирования взаимоотношений ребёнка с окружающей природой и людьми:
культурологизации разновозрастной группы, выражающейся в усвоении общечеловеческих ценностей и гуманных способов общения, в содержании образования, формировании личностной культуры;
-мобильности и вариативности в условиях разновозрастной группы;
-взаимосвязи деятельности всех структурных компонентов образовательного учреждения (внутренних и внешних).
Реализации этих принципов способствует общение с ребёнком в разновозрастной группе, которое осуществляется в форме сотрудничества и строится с учётом требований профессионально-этического характера:
· необходимо помнить, что каждый ребёнок неповторим и поэтому прекрасен;
· уважать в ребёнке личность со всеми достоинствами и недостатками;
· работать с детьми так, чтобы каждый ребёнок научился уважать и ценить себя;
· использовать только гуманные методы и приёмы воспитания.
Цель:
- всесторонне формировать личность ребенка с учетом его физического и психического развития, индивидуальных возможностей, интересов и способностей, готовности к обучению в школе.
Задачи:
- охранять жизнь и укреплять здоровье детей; создавать условия, обеспечивающие физическое, личностное, интеллектуальное и эстетическое развитие; приобщать детей к общечеловеческим ценностям; создавать атмосферу психологического комфорта, взаимодействовать с семьей для обеспечения полноценного развития ребенка.
В программе учитываются современные требования к организации жизни воспитанников разновозрастной группы. За основу взята «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой. При этом реализуется принцип интегрированного подхода в воспитании и развитии детей. В связи с этим в программу внесены парциальные программы и технологии, направленные на повышение образовательного стандарта с учётом специфики работы в разновозрастной группе: «Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию» Т. С. Комаровой, Н. П. Сакулиной (одновременные занятия с возрастными подгруппами разными видами деятельности), «Приобщение детей к истокам русской национальной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханёвой (одновременные занятия с возрастными подгруппами одним видом деятельности, но с разным программным содержанием).
Программа составлена по возрастным подгруппам. Она охватывает четыре возрастные ступени физического и психического развития детей:
ранний возраст - от 1 года до 2 лет (вторая подгруппа раннего возраста), младший дошкольный возраст – от 2 до 4 лет (первая и вторая младшие подгруппы), средний возраст – от 4 до 5 лет (средняя подгруппа), старший дошкольный возраст – от 5 до 7 лет (старшая и подготовительная к школе подгруппы). В каждой возрастной подгруппе предусмотрено формирование представлений, умений и навыков на занятиях, их закрепление и совершенствование вне занятий с использованием народного творчества.
Направления:
- физическое;
- социально-нравственное;
- речевое;
- познавательное;
- художественно-эстетическое;
-трудовое;
- игровое.
Планирование текущей педагогической деятельности:
- режим дня и организация питания;
- модели воспитательно-образовательного процесса на год, месяц, неделю;
- система физкультурно-оздоровительной работы;
- планирование продуктивных видов деятельности и организации воспитательно-образовательного процесса по музыкальному, речевому развитию, экологическому воспитанию и формированию элементарных математических представлений;
- индивидуальная работа с детьми от1до 2 лет.