К Государственному экзамену
Практические задания к государственному экзамену по педагогике
для специальности 2-01 02 01 «Начальное образование»
Учебный год
Группа П-41
1. Ознакомьтесь с педагогической ситуацией.
Чем чаще ученик отвечает, чем чаще он узнаёт, правильно или неправильно он понял, решил, выполнил, сделал, тем интереснее ему учиться. И наоборот, если ученик готов ответить, а его не спрашивают, у него возникает ощущение, что он учил напрасно.
Предложите пути решения данной проблемы. Какие виды и формы контроля позволяют учителю реализовать принцип стопроцентной обратной связи?
2. Приведите примеры нестандартных уроков в процессе обучения младших школьников. Обоснуйте необходимость их проведения.
3. Иногда можно услышать такое мнение: «Психология без педагогики бесполезна, педагогика без психологии бессильна». Прокомментируйте его с точки зрения взаимосвязи педагогики и психологии.
4. Какие педагогические выводы можно сделать из следующего утверждения А.С. Макаренко: «Никакое средство педагогическое, даже общепринятое, каким у нас обычно считается и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть призвано всегда абсолютно полезным. Самое полезное средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим»?
5. Определите области применения компьютера в процессе обучения и воспитания младших школьников.
6. Назовите виды самостоятельных работ, которые могут применяться на различных этапах урока.
7. Предложите методики изучения уровня развития детского коллектива и изучения структуры межличностных отношений в нём.
8. Укажите и сопоставьте основные признаки объяснительно-иллюстративного и развивающего обучения по основным компонентам педагогического процесса.
9. Ознакомьтесь с педагогической ситуацией.
Обычно с наступлением весны в школах организуются субботники по уборке классов и пришкольной территории. Каждому классу определяется свой участок работы. Но, как известно, немало школьников с неохотой откликаются на это трудовое задание.
В чём вы видите причины такого отношения школьников к этому виду трудовой деятельности? Предложите пути решения данной проблемы.
10. Ознакомьтесь с педагогической ситуацией.
Весь класс преследует, унижает одного ученика.
Какие пути решения проблемы вы могли бы предложить классному руководителю.
11. Каждый учитель, особенно начинающий, сталкивается с проблемой: «Как повысить интерес учащихся к изучаемому учебному материалу?» Предложите эффективные методы и приёмы решения этой проблемы.
12. Ознакомьтесь с педагогической ситуацией.
Учительница попросила принести в класс по пять листьев дуба, клена, каштана. Впервые первокласснику Максиму предстояло выполнить такое серьезное задание. Он долго бродил по осенним улицам своего города и собирал нужные листья. На следующий день вечером отец поинтересовался, что делали в классе с этими листьями. Оказалось, учительница ни словам не обмолвилась о своём задании. Не спросила она о листьях и на следующий день, и через неделю.
Какие правила задания домашней работы не соблюдает учительница? Каким образом это может повлиять на дальнейшее отношение учащихся к выполнению домашних заданий?
13. Письмо у первоклассников вызывает большую усталость. Как организовать работу для развития мелкой мускулатуры рук, для снятия общей усталости первоклассников? Приведите примеры упражнений.
14. Составьте список критериев (показателей), которые можно использовать при анализе урока с точки зрения реализации принципов систематичности, последовательности в обучении и прочности результатов обучения.
15. Проанализируйте учебную программу для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения I-IV классы по 2-3 предметам с точки зрения принципа её построения.
16. Проанализируйте учебники для 4 класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения «Математика», «Русский язык» с точки зрения реализации требований, предъявляемых к учебнику.
Рассмотрены на заседании цикловой комиссии
психолого-педагогических дисциплин
Протокол №____ от «___»_____________ 2013 г.
Председатель цикловой комиссии __________________ Н.М. Зубова
Билеты
к Государственному экзамену
по дисциплинам «Психология», «Педагогика»
Билет № 1
1. Понятие о психологии. Предмет, задачи и принципы психологии. Роль психологических знаний в педагогической деятельности.
2. Понятие о системе образования. Структура и принципы системы образования в Республике Беларусь. Кодекс Республики Беларусь об образовании.
3. Представьте некоторые приёмы и способы, позволяющие учителю поддерживать самооценку учащихся. Приведите примеры.
Билет № 2
- Самосознание. Функции и структурные компоненты самосознания. Психологические особенности формирования самосознания у младших школьников.
2. Основные задачи и функции учителя - классного руководителя.
3. Ознакомьтесь с педагогической ситуацией.
Чем чаще ученик отвечает, чем чаще он узнаёт, правильно или неправильно он понял, решил, выполнил, сделал, тем интереснее ему учиться. И наоборот, если ученик готов ответить, а его не спрашивают, у него возникает ощущение, что он учил напрасно.
Предложите пути решения данной проблемы. Какие виды и формы контроля позволяют учителю реализовать принцип стопроцентной обратной связи?
Билет № 3
1. Направленность личности, её структура. Особенности направленности личности младшего школьника.
2. Сущность внеклассной воспитательной работы. Основные задачи, содержание и формы внеклассной воспитательной работы.
3. Опишите поведение ребёнка-холерика. Определите пути воспитания у него положительных качеств и умение сдерживать отрицательные проявления.
Билет № 4
1. Внимание, его виды и свойства. Психологические особенности внимания младших школьников.
2. Основные направления работы школы по оздоровлению учебного процесса.
3. Приведите примеры нестандартных уроков в процессе обучения младших школьников. Обоснуйте необходимость их проведения.
Билет № 5
1. Восприятие, его виды и свойства. Особенности восприятия младших школьников.
2. Сущность валеологического воспитания. Основные причины ослабления здоровья школьников.
3. Психологическая задача.
Вика (6 лет 2 мес.) посещает 1 класс. Она умеет читать, писать, любит танцевать, петь, декламировать. Мама гордится ею, а Вика – сама собой. Как-то идя, домой вместе с мамой, девочка сказала: «Учительница меня ненавидит. Не хвалит. Мне дают задания трудней, чем другим, чтобы я не знала, как ответить. В детском саду было лучше».
Назовите возможные причины, повлиявшие на отношения Вики с учительницей.
Билет № 6
1. Память. Виды памяти и их характеристика.
2. Сущность физического воспитания. Основные задачи, средства и формы работы по физическому воспитанию.
3. Иногда можно услышать такое мнение: «Психология без педагогики бесполезна, педагогика без психологии бессильна». Прокомментируйте его с точки зрения взаимосвязи педагогики и психологии.
Билет № 7
1. Процессы памяти. Психологические особенности памяти младшего школьника.
2. Сущность экологического воспитания. Задачи и формы работы по экологическому воспитанию.
3. Составьте рекомендации для учителя по развитию творческого потенциала учащихся.
Билет № 8
1. Мышление. Виды мышления и их характеристика.
2. Сущность эстетического воспитания. Задачи и средства эстетического воспитания.
3. Какие педагогические выводы можно сделать из следующего утверждения А.С.Макаренко: «Никакое средство педагогическое, даже общепринятое, каким у нас обычно считается и внушение, и объяснение, и беседа, и общественное воздействие, не может быть призвано всегда абсолютно полезным. Самое полезное средство в некоторых случаях обязательно будет самым плохим»?
Билет № 9
1. Основные формы мышления и их характеристика. Психологические особенности мышления и речи младшего школьника.
2. Сущность и задачи трудового воспитания. Основные виды трудовой деятельности учащихся.
3. Психологическая задача.
В каком случае учащиеся 1 класса лучше запомнят 10 картинок:
- если дать специальное задание запомнить картинки;
-если специального задания не давать, но предложить расклассифицировать картинки по определённому принципу.
Какими закономерностями это объясняется?
Билет № 10
1. Мыслительные операции и их характеристика. Решение мыслительных задач.
2. Сущность нравственного воспитания. Задачи и формы работы школы по нравственному воспитанию.
3. Определите области применения компьютера в процессе обучения и воспитания младших школьников.
Билет № 11
1. Воображение и его виды. Роль воображения в познавательной деятельности младшего школьника.
2. Пути формирования ученического коллектива.
3.Прокомментируйте принцип «принимать ребёнка таким, каков он есть». Подтвердите его конструктивность примерами из своих наблюдений.
Билет № 12
1. Эмоции и чувства. Формы основных переживаний и их характеристика. Психологические особенности эмоциональной сферы младшего школьника.
2. Определение коллектива, его признаки, структура. Этапы развития коллектива.
3. Назовите виды самостоятельных работ, которые могут успешно применяться на различных этапах урока.
Билет № 13
1. Волевые качества личности. Особенности воспитания воли младших школьников.
2. Характеристика методов стимулирования поведения и деятельности.
3.Обоснуйте, чем объясняется дословное запоминание и воспроизведение учебного материала в младшем школьном возрасте.
Билет № 14
1. Темперамент, его виды и свойства. Учет темперамента в учебно-воспитательном процессе.
2. Характеристика методов организации деятельности и формирования опыта общественного поведения.
3. Предложите методики изучения уровня развития детского коллектива и изучения структуры межличностных отношений в нём.
Билет № 15
1. Характер, его структура и свойства. Пути формирования характера младшего школьника.
2. Характеристика методов формирования сознания личности.
3. «…Умение слушать ребёнка – большое педагогическое искусство». (Сухомлинский В.А.)
Почему, чтобы понять ребёнка, необходимо эмпатийное слушание?
Каковы психолого-педагогические последствия неумения эмпатийно слушать ребёнка?
Билет № 16
1. Способности, его виды и уровни. Особенности развития способностей младшего школьника.
2. Понятие о методах, приёмах и средствах воспитания. Характеристика методов самовоспитания.
3. Укажите и сопоставьте основные признаки объяснительно-иллюстративного и развивающего обучения по основным компонентам педагогического процесса.
Билет № 17
1. Взгляд Л.С. Выготского на проблему соотношения обучения и развития. Понятие «зона ближайшего развития».
2. Сущность воспитательного процесса, его особенности, движущие силы. Принципы воспитания.
3. Опишите поведение ребёнка - флегматика. Определите пути воспитания у него положительных черт и умение сдерживать отрицательные проявления.
Билет № 18
1. Движущие силы психического развития как основные противоречия возраста.
2. Сущность контроля учебной деятельности. Основные формы и виды контроля. Педагогические требования к контролю и оценке успеваемости учеников.
3. Ознакомьтесь с педагогической ситуацией.
Обычно с наступлением весны в школах организуются субботники по уборке классов и пришкольной территории. Каждому классу определяется свой участок работы. Но, как известно, немало школьников с неохотой откликаются на это трудовое задание.
В чём вы видите причины такого отношения школьников к этому виду трудовой деятельности? Предложите пути решения данной проблемы.
Билет № 19
1. Деятельность, её структура и содержание. Характеристика основных видов деятельности.
2. Типология и структура уроков.
3. Сформулируйте рекомендации для учителя по проблеме взаимодействия с семьёй.
Билет № 20
1. Ведущая деятельность. Роль ведущей деятельности в психическом и социальном развитии человека.
2. Понятие о формах организации обучения. Урок – основная форма организации обучения в школе. Общие требования к современному уроку.
3. Ознакомьтесь с педагогической ситуацией.
Весь класс преследует, унижает одного ученика.
Какие пути решения проблемы вы могли бы предложить классному руководителю.
Билет № 21
1. Возрастная периодизация психического развития по Л.С. Выготскому.
2. Характеристика наглядных и практических методов обучения.
3. Решите психологическую задачу.
Двое детей, 6 и 10 лет, были в планетарии, где слушали популярную беседу о движении планет по небосклону. Когда они вернулись домой старший, посмотрев на часы, был удивлён: он не думал, что уже так поздно. Младший такого удивления не проявил: ему казалось, что они были в планетарии очень долго.
Объясните наиболее вероятную причину такого разного отношения детей ко времени.
Билет № 22
1. Психологические особенности детей младшего школьного возраста.
2. Характеристика словесных методов обучения.
3. Каждый учитель, особенно начинающий, сталкивается с проблемой: «Как повысить интерес учащихся к изучаемому учебному материалу?» Предложите эффективные методы и приёмы решения этой проблемы.
Билет № 23
1. Педагогическая и психологическая готовность к школьному обучению. Основные компоненты психологической готовности и их характеристика.
2. Общее понятие о методах обучения. Разные подходы к классификации методов обучения.
3. Сформулируйте рекомендации для учителя по управлению поведением, учитывая психологические и возрастные особенности младшего школьника.
Билет № 24
1. Психолого-педагогические условия формирования психологической готовности к школьному обучению.
2. Понятие «содержание образования». Документы, определяющие содержание образования в начальной школе.
3. Письмо у первоклассников вызывает большую усталость. Как организовать работу для развития мелкой мускулатуры рук, для снятия общей усталости первоклассников? Приведите примеры упражнений.
Билет № 25
1. Учебная деятельность как ведущая деятельность в младшем школьном возрасте. Структурные компоненты учебной деятельности.
2. Понятие о принципах обучения. Характеристика принципов обучения (2-3 по выбору).
3. Сформулируйте основные рекомендации для родителей, по данной проблеме.
Мама Максима (6лет) попросила посоветовать, что делать, чтобы сформировать положительное отношение сына к школе.
Билет № 26
1. Теория П.Я. Гальперина о поэтапном формировании умственных действий.
2. Функции процесса обучения. Этапы овладения знаниями.
3. Ознакомьтесь с педагогической ситуацией.
Учительница попросила принести в класс по пять листьев дуба, клена, каштана. Впервые первокласснику Максиму предстояло выполнить такое серьезное задание. Он долго бродил по осенним улицам своего города и собирал нужные листья. На следующий день вечером отец поинтересовался, что делали в классе с этими листьями. Оказалось, учительница ни словам не обмолвилась о своём задании. Не спросила она о листьях и на следующий день, и через неделю.
Какие правила задания домашней работы не соблюдает учительница? Каким образом это может повлиять на дальнейшее отношение учащихся к выполнению домашних заданий?
Билет № 27
- Мотивы учения и их классификация. Психологическая характеристика мотивационной сферы младшего школьника.
2. Общее понятие о процессе обучения. Структура процесса обучения.
3.Представьте некоторые приёмы и способы, поддерживающие внимание на уроке. Приведите примеры из практики.
Билет № 28
- Педагогические способности. Виды педагогических способностей и их характеристика.
2. Факторы развития личности.
3. Опишите поведение ребёнка-сангвиника. Определите пути воспитания у него положительных черт и умение сдерживать отрицательные проявления.
Билет № 29
- Межличностные отношения детей в младшем школьном возрасте. Роль педагога в становлении межличностных отношений.
2. Общее понятие о дидактике. Возникновение и развитие дидактики. Задачи дидактики на современном этапе.
3. Проанализируйте учебники для 4 класса общеобразовательных учреждений с русским языком обучения «Математика», «Русский язык» с точки зрения реализации требований, предъявляемых к учебнику.
Билет № 30
- Педагогическое взаимодействие, его структура и типы.
2. Сущность понятий «развитие», «человек», «индивид», «личность», «индивидуальность». Движущие силы развития личности.
3. Проанализируйте учебную программу для общеобразовательных учреждений с русским языком обучения I-IV классы по 2-3 предметам с точки зрения принципа её построения.
Билет № 31
1. Стиль педагогической деятельности. Основные проявления индивидуального стиля деятельности педагога.
2. Основные методы научно-педагогических исследований.
3. Опишите поведение ребёнка-меланхолика. Определите пути воспитания у него положительных черт и умение сдерживать отрицательные проявления.
Билет № 32
- Конфликт в педагогической деятельности. Типы, причины и пути разрешения педагогических конфликтов.
2. Воспитание как общественное явление. Исторический характер воспитания.
3. Составьте список критериев (показателей), которые можно использовать при анализе урока с точки зрения реализации принципов систематичности, последовательности в обучении и прочности результатов обучения.