Дежурства. Младший возраст
Дежурства, если они вводятся во второй младшей группе в конце года, ставят перед ребенком только одно условие: помочь няне накрыть на стол только тем детям, которые сидят вместе с ним.
Ребенок раздает ложки, ставит хлебницы, стаканы с салфетками, тарелку с фруктами. Понимание обязанности еще недоступно детям четырех лет, и было бы неправильно выдвигать перед ними такое требование.
В руководстве детьми педагог опирается на их интерес к процессу деятельности, создает эмоционально-положительное отношение к нему, объясняет необходимость потрудиться и всячески поощрять любую попытку ребенка проявить самостоятельность.
Он формирует у детей представление о значимости труда дежурных, об очередности в выполнении порученного дела: «Сегодня Сережа позаботится о своих товарищах, будет дежурным за этим столом. А на тот стол будет накрывать Настя, на другой — Дима. Всем сразу неудобно работать. Пусть сегодня они потрудятся для всех, а завтра — другие дети, которые рядом с ними сидят. Так по очереди все и будут помогать няне».
Руководя деятельностью детей, воспитатель направляет основное внимание на обучение их последовательности в работе и умению не отвлекаться от дела, а также стремится к созданию спокойной обстановки.
Некоторые дети, получив задание, начинают очень спешить, суетиться. Не закончив одно, они берутся за другое. В таком случае ребенка надо успокоить в доброжелательном тоне (не делая дисциплинарных замечаний): «Коля, не торопись. Зачем ты так спешишь? Ты все успеешь. Разложи ложки всем детям, а потом салфетки поставишь. Ведь сначала надо одно дело закончить, а потом другое начинать. Давай посмотрим, кому ты еще не подал ложку?»
Другие дети отличаются нерешительностью, выполняют свои обязанности очень медленно и постоянно обращаются за поддержкой. Этих детей ободрит поощрение, высказанное заранее: «Я знаю, Надюша, ты сейчас очень хорошо накроешь на стол. Начинай раздавать ложки: и Кате, и Андрюше, и своей подружке Машеньке».
Такие уверения воспитателя помогут ребенку побороть свою нерешительность, а его своевременная поддержка позволит ему выполнить порученное дело в срок. Некоторые дети действуют очень уверенно, самостоятельно. Значит, у них успешно сформировались необходимые навыки. Однако, одобряя их отношение к делу, таких детей не стоит постоянно ставить в пример или всякий раз поручать им дежурить.
К ним можно предъявлять чуть повышенные требования (к качеству работы, к организованности в ее процессе): «Оля, посмотри, ты аккуратно накрыла на стол? Разве всем детям будет удобно достать хлеб?
Поставь хлебницу на самую середину стола».
В средней группе, если дежурства организуются впервые, воспитатель использует в начале года (сентябрь—октябрь) те же приемы, что и в младшем возрасте, с тем чтобы узнать, насколько дети овладели умениями, дать им привыкнуть к условиям жизни в группе. Если же приемы накрывания на стол были у детей сформированы в младшей группе, он может подвести детей к дежурству на занятии.
Воспитатель разъясняет, как заботится о детях няня, как она накрывает на стол, подает завтрак, подчеркивает значимость ее работы: «Вера Матвеевна обо всех заботится, старательно накрывает на стол. Детям будет приятно завтракать за таким столом». Она побуждает детей благодарить няню: «Спасибо вам, Вера Матвеевна».
Опираясь на представления о труде няни, полученные в процессе таких и специально организованных наблюдений, воспитатель на занятии припоминает, как работает няня, и предлагает детям помочь ей.
Воспитатель. Теперь вы стали старше, многое умеете делать сами. Вы научились одеваться, поливать растения, помогаете няне накрывать на стол. А чтобы все смогли это делать, будем по очереди дежурить.
Воспитатель предлагает кому-нибудь из детей показать, как надо накрывать на стол. Все дети смотрят, а педагог комментирует действия ребенка.
— Правильно, Нина, сначала все стульчики придвинула к столу. Теперь удобнее будет обойти вокруг стола.
Или:
— Как аккуратно раскладывает ложки Костя. Берет по одной, кладет с правой стороны. И вы всегда так делайте.
— Лена поставила салфетки и с одного конца стола, и с другого. Всем будет удобно достать салфетку.
— А теперь договоримся, что дежурить будем так, сегодня будут дежурить: за этим столом — Коля, за этим — Петя, здесь — Рая, а за тем столом — Нина.
— Завтра будут дежурить другие дети, которые сидят рядом с ними. Чтобы не забыть, кто у нас дежурные, я приготовила картинки. Мы их будем вставлять в эту рамку. Посмотрите, на ней окошечки, и в каждое из них дежурные будут вставлять свою картинку.
— А внизу на рамке крючки. На них мы повесим фартучки. Тогда дежурные сразу будут брать их и надевать перед тем, как начинать дежурить. (Желательно фартучки иметь более нарядные: из материала «в горошек» или с аппликацией на кармашке, однако не следует делать их наподобие школьных, с оборкой. Такие фартуки неудобны в стирке, их неохотно надевают мальчики.)
— Подойдите ко мне, дежурные... Выберите себе картинки. Вложите в окошечки... Вот теперь перед обедом вы будете помогать няне накрывать на стол, обо всех детях заботиться.
На следующий день воспитатель предлагает другим детям, которых назначает дежурить, выбрать себе картинки. И так действует до тех пор, пока каждый ребенок получит картинку. Если воспитатель использует вместо картинок фотографии детей, желательно иметь однотипные снимки.