Сопоставительный анализ учебников русского языка для 10–11-х классов

(статья опубликована в № 21/2007 газеты "Русский язык" издательского дома "Первое сентября")

Разговор о содержательной и методической основе учебников и учебных пособий по русскому языку для старшей школы мне хотелось бы начать с небольшого исторического отступления.

После окончания Второй мировой войны встретились Черчилль с де Голлем, и британец сказал французу: «Шарль, я был прав, когда говорил, что невозможно победить страну, которая производит 300 сортов сыра». На это де Голль, уже избранный президентом Франции, вздохнул: «Да, ты прав. Но здесь другая проблема: страной, которая производит 300 сортов сыра, невозможно управлять».

В этой дилемме для меня суть спора о том, каким должен быть урок русского языка и литературы, да и, наверное, вообще урок в современной школе. Что для нас, учителей, важнее: чтобы ребенком было удобно управлять или чтобы у него было 300 возможностей для реализации своего потенциала?

Выбирая учебник, мы во многом планируем модель нашего выпускника, поэтому к выбору подходим серьезно. Долгое время успешность обучения русскому языку определялась только через уровень сформированности умений «правильно писать», при этом ученик должен был с легкостью выполнять различные виды языкового разбора. Думаю, можно согласиться с мыслью о том, что «абсолютная грамотность» нужна в дальнейшей жизни очень немногим. Большинству же потребуются умения говорить, писать так, чтобы их понимали, и самим адекватно понимать письменную и устную речь. Безусловно, такая коммуникативная грамотность невозможна, в свою очередь, без серьезной лингвистической базы. И учитель, предъявляя требования к учебнику, по которому он вместе с детьми на их благо будет работать, учитывает, наверное, те самые 300 возможностей…

Сравнительный анализ учебников и учебных пособий по русскому языку для 10–11-х классов проводился с учетом требований Образовательного стандарта среднего (полного) общего образования по русскому языку.

Согласно этому документу изучение русского языка на базовом уровне в старшей школе направлено на достижение следующих целей:

– «развитие и совершенствование способностей к речевому взаимодействию и социальной адаптации; информационных умений и навыков; навыков самоорганизации и саморазвития, готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии;

– овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения»1.

Достижение этих целей осуществляется в процессе совершенствования коммуникативной, языковой и лингвистической (языковедческой), культуроведческой компетенций.

В результате изучения русского языка на базовом уровне ученик должен владеть умениями аудирования и чтения, а именно:

– «использовать основные виды чтения (ознакомительно-изучающее, ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;

– извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях»;

владеть умениями говорения и письма, а именно:

– создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения…

– соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;

– использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста»2.

Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2007/08 учебный год (образовательная область – филология) (Приложение к приказу от 14.12.2006 № 321) включает следующие учебники.

1 Дейкина А.Д., Пахнова Т.М. Русский язык.

10–11-е кл. 2005 Вербум-М Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 г., может использоваться при обучении на базовом и профильном уровнях за счет дифференциации материала. В комплект входит программа, практикумы по орфографии и пунктуации, разработки уроков и методические материалы

2 Бабайцева В.В. Русский язык.

10–11-е кл. 2004 Дрофа Завершенная линия. Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года. Профильный уровень (филологический). Программа, методические рекомендации, тесты

3 Михальская А.К. Основы риторики.

10–11-е кл. 2005 Дрофа Завершенная линия. Соответствует обязательному минимуму содержания общего образования 1999 года. Программа, методические рекомендации

4 Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи.

10–11-е кл. 2005 Просвещение Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года. Базовый и профильный уровни. Программа, дидактические материалы, методические рекомендации, CD-ROM Греков В.Ф. и др. Пособие для занятий по русскому языку в старших классах; Горшков А.И. Русская словесность. 10–11-е кл. (Сборник задач и упражнений, методические рекомендации); Архипова Е.В. Лингвистический тренажер по русскому языку. 10–11-е кл.; элективный курс: Мурашов А.А. и др. Культура русской речи. 10–11-е кл.

5 Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык.

10–11-е кл. 2005 Русское слово Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта общего образования 2004 года. Базовый и профильный уровни. УМК для 10–11-х кл.: программа, тесты, справочник, учебное пособие «Культура русской речи» (Смирнова Л.Г.) – элективный курс

В определении, которое дает понятию «учебник» «Педагогический энциклопедический словарь», отмечается, что учебник, с одной стороны, «является для подавляющей массы учащихся важным (нередко основным) источником знаний, с другой – одним из главных средств обучения». Именно через учебник «осуществляется организация процесса усвоения содержания образования, он призван формировать способность учащихся к накоплению личного социального опыта, формированию у них умения оценивать явления и события окружающей действительности, определять свое место в обществе… Основным критерием оценки учебника является его соответствие базисному инвариантному учебному плану или вариативным региональным учебным планам, а также государственному образовательному стандарту»3.

Думаю, многим учителям, как и мне, важно понять, насколько каждый из учебников является организующим процесс усвоения содержания образования средством обучения, поэтому были выбраны следующие критерии сравнения:

1. Название учебника, отражающее определенный, понятный учащимся авторский замысел. Почему это важно? Название учебника соотносится с целями и вытекающими из них конкретными задачами обучения, которые должны быть в учебнике эксплицированы, т.е. вынесены … во внешний план, чтобы быть зримыми для учащихся и осознаваться ими»4 .

2. Структура учебника, четкая представленность его содержания. История русской школы знает два основных типа учебника по русскому языку. Л.П. Федоренко в статье «К вопросу о типах школьных учебников русского языка»5 предлагает следующие термины, которые называет условными:

1) учебник – «академический», излагающий нормативные правила грамматики и правописания, предусмотренные школьной программой, без указания методики изучения их в школе; учитель самостоятельно должен решить, какую из методик наиболее целесообразно применить в классе для усвоения материала учебника;

2) учебник – «методическая разработка», излагающий школьную программу по определенной методике, регламентирующей действия учителя и ученика в процессе усвоения учебника.

Сейчас к каждому учебнику есть методические рекомендации, почти ко всем – сборники для тестового контроля, упражнения и даже готовые домашние задания. Не рассматривая весь учебно-методический комплекс, заметим, что развивать у учащихся навыки самореализации, совершенствовать информационные умения проще, если в самом учебнике есть:

– оглавление;

– система условных обозначений;

– деление на темы/параграфы;

– выделение теоретического материала;

– материал для самопроверки;

– словари.

3. Виды упражнений, направленных на совершенствование речевых умений учащихся. Результаты анализа ответов на задание части С в рамках Единого государственного экзамена свидетельствуют, что многие ученики оказались «не способны понять содержание текста, его проблематику, авторскую позицию», «беспомощны в обнаружении причинно-следственных связей как в фактическом материале текста, так и в его структуре». «Отсутствие целостного коммуникативного замысла в работах выпускников, непонимание ими цели собственного сообщения» приводит к «нарушению смысловой цельности и лексико-грамматической связности речи: отсутствию связи между смысловыми фрагментами, перехода между частями»6. Такая картина подтверждается и собственным опытом работы, отсюда уверенность: в учебнике необходимы упражнения, направленные на совершенствование речевых умений учащихся.

Для сопоставительного анализа были выбраны учебники 1, 4, 5. Материалы (как мне показалось, без выражения личного отношения) представлены в таблице: так сказать, думайте сами… И все же позволю себе кое-какие моменты прокомментировать.

1. Отражение в названии учебника авторского замысла.

Курс русского языка в 10–11-х классах не может быть излишне теоретизированным, так как наряду с дальнейшим развитием лингвистической, языковой компетенций огромное внимание уделяется развитию компетенции коммуникативной, которая обеспечивает нормативное и целесообразное использование языка, способности к речевому взаимодействию в социально-бытовой, социокультурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения.

Выбор авторами учебников и учебных пособий названия во многом отражает концепцию курса. Именно название становится отправной точкой и для учителя, и для ученика. Согласитесь, что название «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10–11-е классы» более информативно, чем «Русский язык. 10–11-е классы», так как определяет приоритетные направления в изложении материала.

Название следующего учебника – «учебник-практикум» – заставляет вспомнить такое течение в методике и практике преподавания русского языка в школе, как элементарно-практическое, связанное с именем Н.К. Кульмана. Его учебники, в частности «Элементарно-практическая грамматика русского языка: Синтаксис» (1913), были построены так: «в первой половине учебников сообщаются теоретические сведения по грамматике, во второй отдельно даются упражнения для практических занятий, указывается, к какому параграфу относится то или иное упражнение»7. Словом, возникли вопросы при выполнении упражнения – знаешь, где искать ответ. Но учебник нашего времени, о котором идет речь, иной структуры: отсутствие правил, почти полная замена их лингвистическими текстами и упражнения, к которым предлагаются самые разные задания. Такой подход рассчитан на наиболее подготовленную, ориентированную на дальнейшее филологическое образование, небольшую (судя по собственному опыту работы в старших классах) группу учащихся, для которых это учебное пособие может стать «интеллектуальным самоучителем» (определение авторов учебника). Но станет ли?

Разве школьный учебник по русскому языку для старшей школы может не содержать практики (упражнений)? Наряду с этим нельзя забывать о необходимости повторения основных орфографических, пунктуационных правил русского языка, поэтому учебник должен содержать весь необходимый теоретический материал курса – в виде таблиц или правил, схем…

2. Структура учебника.

Все анализируемые учебники можно назвать «академическими» учебниками: они излагают более или менее полно материал школьной программы, но практически не регламентируют действия учителя и учащихся. Наличие аппарата организации усвоения (названия глав, параграфов), выводов и заданий после параграфа, а также заданий, материалов и инструкций для самостоятельных работ и практических занятий, для наблюдений и опытов, задач и вопросов для проверки знаний и осуществления обратной связи, упражнений для закрепления знаний и навыков – вот далеко не полный перечень педагогико-эргономических требований, предъявляемых к школьному учебнику8. Отсутствие (полное или частичное) данных составляющих снижает возможность воспринимать его как «модель реального учебно-воспитательного процесса», «развернутую пошаговую программу действий ученика в его взаимодействии с учителем и другими учениками, нацеленную на достижение планируемых результатов обучения»9.

Так, деление на параграфы есть только в одном учебнике (авторы Гольцова Н.Г., Шамшин И.В.)

В других учебниках нет четкого деления материала на микротемы, объем которых рассчитан на определенное число уроков-часов, и у учителя наверняка возникнут затруднения в логичном распределении материала по годам обучения. Причем затруднения вероятны как в случае избытка материала при ограниченном времени изучения, так и при ограниченном объеме материала и большом количестве часов, отведенном на его изучение.

Так, сложно понять, сколько параграфов, тем предполагается к изучению на 1-м уроке, если параграфов 106, а часов, отведенных в учебном плане на изучение предмета, 34 (базовый уровень), следовательно, 68 часов за два года. Объем включенного в учебник содержания превышает возможности учебного времени. Такой объем рассчитан только на ознакомление и первичное усвоение информации. Нельзя забывать и о том, что часть времени необходимо отводить для контрольных, проверочных работ. Или как из учебника, рассчитанного на 2 года обучения, распределить материал для изучения его части в 10-м и в 11-м классах, если разделов, тем – 32 (учебник А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой) или 24 (учебник А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой)? Причем все учебники ориентированы также на углубленное изучение предмета, на профильный уровень, что означает, что весь материал предполагается изучать из расчета 2 или 3 часа в неделю, соответственно, 136 и 204 часа на 2 года обучения. Безусловно, помощь в организации учебного процесса могут оказать методические материалы, примерные программы, подготовленные авторами учебников. Но это уже другое издание, причем рассчитанное на учителя, а было бы неплохо, если бы ученик мог планировать свой темп, график работы с каждым учебным пособием.

Наличие словарей и материала для самопроверки кажется очень важным составляющим, это активизирует работу с учебником, позволяет совершенствовать общеучебные, интеллектуальные, организационные, информационные умения и навыки. Обязательный минимум содержания основных образовательных программ включает тему «Словари русского языка и лингвистические справочники; их использование», учащиеся старшей школы должны уметь работать с основными нормативными словарями. Приложения «Говори правильно», «Пиши правильно» есть только в учебном пособии Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина.

3. Наличие упражнений, способствующих совершенствованию речевых умений учащихся.

Обязательный минимум содержания основных образовательных программ ставит задачи изучения особенностей аудирования (слушания), говорения, чтения и письма как видов речевой деятельности; совершенствование всех видов речевой деятельности. Учащиеся должны владеть монологической и диалогической речью, знать закономерности построения текста, владеть умениями его информационной переработки, писать доклад, реферат, тезисы. Все это важно для овладения культурой учебно-научного и делового общения.

Чтобы определить, какой учебник использовать в работе, следует обратить внимание на разнообразие представленных в нем текстов. Для уроков русского языка это особенно актуально, поскольку текст становится не только целью, но и средством обучения.

Учебник Н.Г. Гольцовой, И.В. Шамшина «Русский язык. 10–11-е классы» содержит как тексты, подобранные из произведений художественной литературы ХIХ–ХХ веков, так и тексты публицистического стиля. Приложения «Говори правильно», «Пиши правильно» позволяют активизировать работу по совершенствованию речевой культуры учащихся. Есть обобщающие контрольно-тренировочные упражнения.

Учебник-практикум А.Д. Дейкиной, Т.М. Пахновой предлагает учебно-научные тексты, публицистические и художественные, много так называемых «текстов о текстах», но основная масса всех представленных текстов тематически связана с лингвистикой, литературоведением. Учащимся, сферой интересов которых стали другие области знаний, сложно найти то, что вызвало бы отклик, желание поспорить, высказать свою точку зрения. Система практических заданий на основе текста очень интересна, предоставляет учителю свободу выбора материала разного уровня сложности.

Учебник А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой «Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи. 10–11-е классы» представляет тексты всех стилей речи, более того, различным типам текстов посвящены отдельные разделы учебника, дается теоретический материал о лексическом своеобразии каждого типа текста, стиля речи. Обращение к материалу учебников по другим предметам позволяет совершенствовать умения работать с различными учебно-научными текстами, развивать информационные умения учащихся.

Литература

1 Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть II. Среднее (полное) общее образование / Министерство образования Российской Федерации. М., 2004. С. 11.

2. Там же. С. 14–15.

3 Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая российская энциклопедия. С. 301.

4 Бим И.Л. Принципы конструирования личностно ориентированного учебника // Материалы методологического семинара «Современный учебник как средство самореализации ученика и учителя». М.: ИСМО РАО, 2004. С. 2.

5 Федоренко Л.П. К вопросу о типах школьных учебников русского языка // Проблемы школьного учебника. Вып. 1. М.: Просвещение. С. 93–100.

6 Казаков В.П., Багге М.Б., Мичурин С.В., Брысов В.Л. Результаты Единого государственного экзамена 2004/05 учебного года как отражение качества подготовки учащихся по русскому языку в Санкт-Петербурге // Русский язык в школе. 2006. № 2. С. 16–18.

7 Фоменко А.В. Методические труды профессора Н.К. Кульмана (К 120-летию со дня рождения) // Русский язык в школе. 1996. № 5. С. 55.

8 См. Специализированные педагогико-эргономические требования к школьному учебнику. – Материал образовательного портала Ucheba.com.

9 Бим И.Л. Принципы конструирования личностно ориентированного учебника // Материалы методологического семинара «Современный учебник как средство самореализации ученика и учителя». М.: ИСМО РАО, 2004. С. 3.

Наши рекомендации