Комплексная программа развития, воспитания и обучения дошкольника
в Образовательной системе «Школа 2100»
(«Детский сад 2100»)
Авторский коллектив: А.А. Леонтьев (руководитель), Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, М.М. Борисова, А.А. Вахрушев, М.В. Корепанова, Т.Р. Кислова, С.А. Козлова, О А. Куревина, И.В. Маслова, ОА. Степанова, О.В. Чиндилова.
Программа рассматривает психолого-педагогические и методические аспекты развития и воспитания детей дошкольного возраста от 3 до 6 лет и является одним из структурных компонентов образовательной системы «Школа 2100».
Основная цель программы — реализовать принцип преемственности и обеспечить развитие и воспитание дошкольников в соответствии с концепцией образовательной системы «Школа 2100»
В рамках математического развития программа обеспечивает преемственность в обучении детей математике между детским садом и начальной школой в соответствии с программой курса «Моя математика».
Авторами математического блока программы являются М.В. Корепанова и С.А. Козлова.
В пояснительной части авторы указывают, что готовность к школьному обучению определяется не столько суммой знаний, умений, навыков, сколько тем, в какую деятельность эти умения включены. Поэтому развитие дошкольника понимается как развитие ориентировочных действий со свойственными для дошкольников образными средствами решения задач, продвижение от непроизвольного к произвольному, а к концу дошкольного детства и осознанному отношению к собственной деятельности.
Цель математического блока программы — обеспечить познавательное развитие личности ребенка средствами математики.
В рамках математического блока сформулированы следующие задачи.
1.Развитие предметных умений:
— производить простейшие вычисления на основе действий с конкретными предметными множествами и измерений величин с помощью произвольно выбранных мерок;
- читать и записывать сведения об окружающем мире на языке математики (с помощью известных моделей);
—узнавать в объектах окружающего мира известные геометрические формы;
—строить элементарные цепочки рассуждений.
2.Формирование познавательной мотивации, интереса к математике и процессу обучения в целом.
3.Развитие внимания и памяти, креативности и вариативности
мышления.
Программа ориентирована на формирование у детей математических понятий и представлений, лежащих в основе содержания курса математики для начальной школы: о количественном и порядковом числе, величине, измерении и сравнении величин, пространственных и временных отношениях между объектами и явлениями действительности.
В курсе выделяются несколько содержательных линий:
1) числа;
2) величины;
3) простые арифметические задачи на сложение и вычитание;
4) элементы геометрии;
5) элементы логического мышления;
6) ознакомление с пространственными и временными отношениями;
7) конструирование.
В основу программы положен принцип построения содержания «по спирали». На каждой из ступеней дошкольного математического развития рассматривается один и тот же основной круг понятий, но на другом уровне сложности, что обеспечивает развитие предметных и общеучебных умений.
Математическое содержание разбито в программе на следующие разделы: «Признаки предметов», «Отношения», «Числа от одного до пяти», «Величины», «Элементы геометрии», «Ознакомление с пространственными и временными отношениями», «Конструирование».
Конструирование, как правило, во всех программах ДОУ выделяется как самостоятельный блок, однако в программе «Школа 2100» («Детский сад 2100») данный вид деятельности является неотъемлемой частью целостной системы формирования математических знаний.
ОСНОВНЫЕ (СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ) И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ