Факторы эффективности деловой игры

1. «Запуск» игры. Ведущий знакомит игроков с целью игры, с ее описанием. Он распределяет роли, представляет игрокам вводную информацию. На этом этапе крайне важным является создание атмосферы предстоящей игры.

2. Корректировка игры. Из-за затянувшихся рассуждений или из-за неверно выбранной методики решения поставленной задачи игра может затянуться или превратиться в плохо контролируемый процесс. В этом случае ведущий обязан скорректировать ход игры, не нарушая ее атмосферы. Часть игроков можно отправить «в командировку» с дополнительным заданием.

3. Создание дискомфортной среды в группе игроков. Необходимо, чтобы группа игроков оставалась остросоциальной средой, а не средой комфортного психологического общения, при которой чувство защищенности может не позволить решить поставленную перед группой проблему.

4. Предотвращение сплочения группы на основании чего-либо, не связанного с игрой. Вред результативности игры может нанести недовольство игроков неожиданными поворотами сценария, личностью ведущего, распределением ролей, успехами команд-соперников. Игроки должны понять, что успех зависит не столько от сценарной постановки игры, сколько от их участия.

5. Учет индивидуальных особенностей игроков. При распределении ролей следует учитывать психологические особенности игроков: ярко выраженный индивидуализм, повышенная или пониженная самооценка, лидерство.

6. Обсуждение игры участниками выводится за рамки самой игры и проводится после ее окончания.

Конструирование деловых игр

Можно выделить следующие основные этапы разработки игры:

1. Постановка проблемы.

2. Выбор темы.

3. Анализ главных закономерностей создаваемой игры: соотношения, связи, роли, субординация между игроками и т.д.

4. Разработка сценария, состоящего из игровых событий.

5. Создание наиболее вероятного списка решений игроков в каждом событии.

6. Разрабатывается система оценок. Не всегда в игре возможно применение количественной оценки. В этом случае применяется экспертная оценка.

7. Формулировка правил игры.

8. Предварительная отладка игры.

Проект деловой игры

1. Название деловой игры, ее цели.

2. Состав участников.

3. Время, необходимое на игру в целом и каждый ее фрагмент.

4. Суть проблемы, подлежащей решению.

5. Состояние исследуемого вопроса.

6. Руководство деловой игрой.

7. Перечень необходимого оборудования, литературы для изучения заранее.

Подготовка деловой игры — это не только продумывание целей, конструирование модели, но и выбор технических, наглядных и других средств обеспечения занятий. В сценарии должно быть учтено, где, когда, кем и какие средства будут использоваться, какие условные обозначения, графики необходимо подготовить.

Важно продумать, как лучше расположить участников игры с учетом требований педагогической техники общения, выбрать свою оптимальную организацию отведенного пространства, при которой цель общения достигается ясно и свободно (можно использовать блочный метод, размещение лицом к лицу, круглый стол и др.)

Продумывая все элементы деловой игры, важно определить формы оценки. Часто применяются балльная система за каждый этап и подсчет всех оценок в конце игры. Иногда используется анкетирование. Отметим, что продуманная система оценки связана с функцией стимулирования, поэтому иногда следует продумать оценку личного вклада каждого в достижение общей цели, например: отмечается группа-победитель, а в ней выделяется лидер (по сумме баллов). Иногда возможно оценивать то или иное решение словами: «творческий подход», «красивая мысль», «корректное решение».

Для оценивания в деловые игры вводятся роли экспертов, аналитиков, представителей заказчика и т.п. Целесообразно наглядно оформить оценки на специальных табло, схемах, экранах.

Чаще всего отслеживает следующие аспекты:

1. Общая активность группы (интеллектуальная, эмоциональная).

2. Степень организованности группы (лидерство, эффективность совместной деятельности, быстрота реагирования на внешние воздействия).

3. Степень индивидуальной активности (соответствие отведенной в игре роли, личный вклад в общее дело, нестандартный подход к решению задач).

В заключение следует предложить игрокам объективно оценить результаты всей игровой деятельности, провести заключительный анализ: что нужно учесть в дальнейшем, какой информацией овладеть. Это станет важным фактором после игрового интереса участников к познавательной деятельности.

Наши рекомендации