II. Беседа по теме урока, работа с учебником
- Чем вы занимались на прошлом занятии?
- В чем заключается необычность дымковских игрушек? (В их разнообразии и в раскраске, для раскраски такой игрушки используются яркие, сочные цвета — от красного до фиолетового.)
Да, в обычной одежде сочетание таких цветов покажется чересчур пестрым, но для украшения глиняной игрушки они смотрятся очень нарядно.
Сегодня вы продолжите работу с пластилином, только в течение урока вам придется уже слепить несколько видов посуды, которые вместе составят целый чайный сервиз.
Откройте учебник на с. 18-23, рассмотрите представленные там образцы посуды.
- Для чего предназначены сервизы, фотографии которых представлены на с. 18—19? (Для чая.)
- Что входит в состав чайных сервизов?
- Сколько чашек чаще всего входит в чайные сервизы?
- Чем, помимо краски, раскрашены представленные здесь сервизы? (Позолотой.)
- Из чего сделана посуда, фотография которой представлена на с. 22? (Из дерева.)
Деревянная посуда имеет свои особенности: например, в нее нельзя часто наливать воду, она может потрескаться, с нее быстро сходит рисунок, она расслаивается, и деревянная щепочка, отломившись от нее, может поранить кожу человека.
- Для чего же тогда предназначена такая посуда?
- Какие предметы здесь изображены и для чего предназначен каждый из них?
Хохломскую посуду часто использовали для других целей, помимо пищевых, например, вазочки - как подставки для искусственных цветов, флажков, карандашей; особые бочонки - для хранения меда.
- Какие предметы хохломской посуды использовали в качестве музыкальных инструментов? (Ложки.)
На с. 23 учебника представлена посуда из местечка под названием Гжель. Здесь выбор предметов очень богатый. Рассмотрите фотографию и найдите предметы, которые я назову, и расскажите, но каким признакам вы их отыскали.
- В какой части фотографии - вверху или внизу - находится подставка для яиц? (Внизу слева.)
- Опишите, как она выглядит. По каким признакам вы поняли, что это именно так часть сервиза, которую я прошу найти? (Это тарелка с овальными углублениями для яиц, в центре тарелка украшена фигуркой птички.)
- Какая птица использована здесь для украшения и еще как ручка этой подставки? (Курочка.)
- Почему подставку для яиц украсили фигуркой птички-курочки? (Потому что яйца - продукт, который приносит курица.)
- Чьим продуктом — птицы или рыбы — является икра? (Рыбы.)
Верно. Для того чтобы икру выставлять на стол, используют специальный прибор, который называется икорница.
- Найдите на фотографии икорницу, расскажите, где она находится и по каким приметам вы ее узнали. (Она находится справа, оформлена в виде рыбки.)
Верно, корпус и голова рыбки - крышка икорницы, а ее плавники — подставка.
- Что может храниться в посуде, крышка которой сделана в виде изображения кота? (Сливочное масло.)
- Как называется такой предмет? (Масленка.)
Позади масленки к стенке прислонена большая глубокая миска с нарисованным петухом на ней — это тарелка для первого блюда, например, куриного супа. В центре фотографии - два чай-пика, большой и маленький. Большой - для кипятка, маленький — для заваривания в нем чая.
- Какие ручки у большого чайника? (В виде женских фигурок.) С другой стороны от большого чайника находится предмет, который не используется в качестве посуды, но на столах он раньше часто выставлялся. Это подсвечник. Посмотрите, от основного стержня в две противоположные стороны отходят круглые части — подставки под свечи.
- Почему подсвечники не делали в наборах хохломской посуды? (Хохломская посуда — изготавливалась из дерева, а дерево могло загореться от огня свечей.)
Откройте учебники на с. 24, прочитайте, какую работу выполняет при изготовлении посуды каждый из братьев-Мастеров.
III. Постановка задачи урока. Знакомство с понятием «гармония»
Сегодня на уроке вашим заданием будет выполнение из пластилина предметов сервиза. Необходимо, чтобы сразу было видно, что все эти вещи из одного набора, или, как принято называть, из одного целого сервиза.
— Как вы думаете, что для этого требуется? (Выполнение всех вещей сервиза в едином стиле по форме и оформлению.)
Вы уже рассматривали образцы сервизов. Расскажите, по каким приметам сразу видно, что эти предметы из одного комплекта, почему их нельзя спутать с другими сервизами.
- Как отличаются сервизы по форме? (У одного сервиза все предметы округлые, у другого — волнистые края изделий.)
Сервизы могут объединяться формой ручек, подставками под предметы. Бывают даже сервизы, где все предметы стоят на столе не донышками, а специально сделанными лапками-подставками в виде маленьких ножек.
- Как отличаются сервизы по своему оформлению? (Одни раскрашены узорами в виде цветов, другие оформлены простой декоративной расцветкой, отдельными деталями, позолотой.)
Форма посуды согласована с оформлением. Если чашечки сервиза напоминают цветы с волнистыми краями, то и в его оформлении присутствуют цветочные детали. Такая согласованность формы посуды и ее декоративных украшений называется словом «гармония». Запомните, слово «гармония» означает «согласованность», «согласие». Когда какие-то предметы хорошо подходят друг к другу, то про них можно сказать, что они друг с другом гармонируют.
IV. Работа в тетради
Откройте тетради, запишите тему урока: «Посуда у тебя дома». Запишите также определение слова «гармония».
Гармония — это согласованность, согласие разных компонентов в едином стиле.
В сервиз входит достаточно много видов разной посуды. Повторите предметы, которые входят в чайный сервиз. (Чайники, чашки, блюдца, сахарница, сливочник, вазочка-конфетница.)
— Как вы думаете, является ли чайная ложка предметом чайного сервиза? Ведь она тоже часто используется во время чаепития. (Если такая ложка выполнена из металла, то она не входит в сервиз.)
Но бывают ложки, изготовленные из того же материала, что и все остальные предметы сервиза, например, из фарфора. Да еще ее и расписывают, как все остальные предметы, тем же узором. Тогда такую ложку можно считать частью сервиза.