Общие проблемы управления качеством образования

Лекция 5 Система управления качеством образования

Тема 2.2. Система внутришкольного управления качеством образования.

Основные компоненты системы внутришкольного управления качеством образования, их характеристика. Компетентностный подход в управлении качеством начального образования.

Модели управления качеством образования. Стратегии управления качеством образования.

Направления оценки деятельности образовательного учреждения.

Проектирование внутришкольной системы управления качеством образования. Принципы проектирования качества образования в условиях компетентностного подхода.

Управление качеством учебно-воспитательного процесса. Методические проблемы управления качеством учебно-воспитательного процесса.

Семинар

Тема 2.2. Система внутришкольного управления качеством образования.

Вопросы для обсуждения:

1. Внутренний контроль, как залог создания системы качественного образования.

2. Проектирование структуры внутришкольного управления качеством.

3. Функции внутришкольного контроля. Этапы внутришкольного контроля.

4. Модель системы внутришкольного контроля.

5. Основные направления внутришкольного контроля.

6. Система стимулирования сотрудников.

7. Объекты и способы оценки результатов деятельности школы.

8. Внешняя оценка работы школы.

9. Закономерность воздействия общих функций управления на качество конечного результата.

Выполните задание:

1. Напишите реферат на тему «Управление качеством образования на основе информационных технологий», сделайте презентацию и выступите с докладом на семинарском занятии.

Общие проблемы управления качеством образования

В Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской федерации на период до 2020 года (от 17 ноября 2008 года № 1662-р) отмечено, что необходимым условием для формирования инновационной экономики является модернизация системы образования, являющейся основой динамичного экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны.

Стратегическая цель государственной политики в области образования, обозначенная в Концепции, - это повышение доступности качественного образования, соответствующего требованиям инновационного развития экономики, современным потребностям общества и каждого гражданина [10, 25].

В последние годы проблема управления качеством образования приобрела чрезвычайную актуальность. Серьезное влияние на актуализацию этого вопроса оказывает появление рынка образовательных услуг. В современном понимании управление качеством образования — это не только обеспечение образовательным учреждением соответствия знаний учащихся требованиям государственных стандартов, но и успешное функционирование самого учебного заведения, а также деятельность каждого педагога и администратора в направлении обеспечения качества образовательных услуг

Качество, как и любой процесс в социально-экономической системе, не должно формироваться стихийно. Это управляемый процесс, и о проблемах эффективного управления им, необходимо думать.

Управление качеством невозможно осуществлять на сугубо административной основе. Оно требует широкого участия всех работников образования. А для этого необходимо, чтобы были понятны целиэтого управления и позитивный результат для каждого участника функционирования ОО. Управление качеством – это не дополнительная нагрузка,а соответствующая качеству организация работы, ее технология. Управление качеством должно облегчать деятельность, а не усложнять ее.

Нельзя управление качеством сводить только к контролю качества. Оно включает, так же как любое управление, основные функции: мотивация, организация, планирование, анализ и исследование качества.

Управлять качеством не означает, что надо принуждать к поиску нового качества, заставлять осваивать новые схемы образовательного процесса

Известно, что любое явление имеет количественные и качественные характеристики. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ характеристики выражаются ЧИСЛОМ, КАЧЕСТВЕННЫЕ – ЭВРИСТИЧЕСКИМИ ФОРМАМИ, которые можно свести к числовым выражениям. Качество – это соответствие ценности. Отсюда и измерение его зависит от возможностей измерения ценности. А ценность очень индивидуализирована.

Оценивать качество трудно, но без оценки качества невозможно им управлять.

Слайд 3.

Для управления качеством нужны

средства (инструменты) управления и измерение (оценка) качества. Необходимы также система управления (специализированные звенья), мотивы управления (заинтересованность), цель и использование результата управления(осознание потребности и пользы ее реализации).

Небольшой анализ:

1. ЦЕЛЬ. Любое управление начинается с цели. Какова цель управления качеством образования? Это не цель образования, а уже цель управления, которая отражает особенности управленческой деятельности. Целью управления качеством образования является ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ, А СЛЕДОВАТЕЛЬНО, И ПОВЫШЕНИЯ ЕГО АВТОРИТЕТА, УКРЕПЛЕНИЯ ЕГО СТАТУСА, СТАБИЛИЗАЦИИ ЕГО БУДУЩЕГО. Связано это с тем, что главным фактором конкурентного преимущества ОУ является качество образования.

2. МОТИВЫ, на которые можно опираться в управлении качеством образования. Они делятся на личностные черты обучающегося, а также воспитательно творческий подход преподавателя к проведению занятий, организации учебного процесса.

3. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ предполагает наличие специализированных звеньев, ведущих аналитическую работу по обеспечению качества образования:

- получение и обработка информации,

- разработка рекомендаций,

- определение стратегии развития образовательного процесса,

- изучение опыта других ОУ,

- консультирование,

- проведение специализированных конференций,

-организация повышения квалификации преподавателей,

- мониторинг качества образования,

- проведение конкурсов качества,

- обеспечение мотивации качества

- и др.

4. МЕХАНИЗМ (средства) управления качеством образования включает формирование мотивов стремления к качеству посредством следующих факторов:

- воспитательная работа,

- отбор персонала преподавателей и студентов,

- распределение преподавателей по группам (насколько это возможно),

- регулярная оценка деятельности преподавателя (самим преподавателем, но схема оценки разрабатывается в специализированном подразделении),

- средства самооценки знаний самим студентом (компьютерные тесты), коллективные коллоквиумы (перекрестная, анонимная студенческая оценка),

- формулировка вопросов самими студентами и ответы на них по свободному выбору,

- мини-конференции, обсуждение ситуаций, проведение деловой (учебной) игры (дать в схеме: механизм управления качеством образования),

- учет посещаемости и др (Э.М.Коротков. Управление качеством образования. М.:Академический проект, 2007).

5. ТЕХНОЛОГИИ УПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ образования, которые проявляются в комбинации действий, управленческих усилий по достижению определенного качества. Это исследование качества, последовательное введение определенных требований, создание необходимых условий, введение новых схем оценки знаний и деятельности студента и преподавателя. Технология – это всегда процесс, сознательно выстраиваемый для достижения какой-либо цели.

Наши рекомендации