Типы акцентуации характера (по К. Леонгарду)
Типы акцентуации | Краткая характеристика особенностей поведения в зависимости от типа акцентуации | |
Гиперактивный | чрезмерно приподнятое настроение, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, рискам, авантюрам, игнорирует наказания, теряет грань дозволенного, отсутствует самокритичность, конфликтен | |
Дистимичный | постоянное пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимистичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится. В конфликты не вступает, пассивен в них | |
Циклоидный | общительность меняется циклически: высокая - в период повышенного настроения, низкая - в период подавленности | |
Эмотивный | чрезмерная чувствительность и ранимость к замечаниям, неудачам, сложным ситуациям | |
Демонстративный | выраженное стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой | |
Возбудимый | повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость. В определенных ситуациях может быть льстив и услужлив | |
Застревающий | не может забыть обид, склонен к затяжным конфликтам, концентрируется только на свои мыслях и чувствах | |
Педантичный | чрезмерная аккуратность во всем, возведенная до уровня идеала | |
Тревожный | пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, нерешительность, неуверенность в себе | |
Экзальтированный | часто меняется настроение, эмоции ярко выражены, словоохотлив, влюбчив | |
Интровертированный | замкнут, общается по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, холоден, сдержан | |
Экстравертированный | высокая общительность, словоохотливость, стремится быть как все |
Способности – это психические свойства личности, обеспечивающие успех в деятельности, быстроту и легкость овладения ею. Способности влияют на усвоение знаний, умений и навыков. Они проявляются в динамике (скорость, глубина, легкость, прочность) их приобретения. Способности зависят от врожденных анатомо-физиологических и функциональных особенности нервной системы, – задатков. Задатки выступают как основа способностей, создают определенные предпосылки и пути их формирования, развития, уровня и быстроты достижения, но не предопределяют способности.
Выделяют два уровня развития способностей: репродуктивный и творческий. Первый уровень обеспечивает высокое умение усваивать знания, овладевать деятельностью. Второй - создание нового и оригинального. Уровень развития способностей зависит: 1) от качества наличных знаний и умений, от степени их объединения в единое целое; 2) от природных задатков человека, качества врожденных нервных механизмов психической деятельности; 3) от тренированности самих мозговых структур, участвующих в осуществлении познавательных и психомоторных процессов. Уровень развития способностей определяет, сколько усилий придется приложить, чтобы добиться успеха в различных видах деятельности. Уровни развития способностей взаимосвязаны между собой: всякая репродуктивная деятельность включает в себя элементы творчества, а творчество невозможно без репродуктивной деятельности.
Различные виды деятельности человека предъявляют разные требования к личности и ее способностям. Это нашло отражение в классификации способностей. Выделяют общие и специальные способности. Общие способности – это особенности мышления, внимания, памяти, восприятия, речи, творческого воображения и др. Они необходимы для достижения результатов в различных областях человеческой деятельности. Специальные способности – это способности помогающие достичь высоких результатов в определенной области деятельности.
Общие способности, обеспечивающие относительную легкость и продуктивность в овладении различными видами деятельности, - одаренность. Высокий уровень развития одаренности – талант. Высший уровень развития таланта – гениальность.