В среднем звене общеобразовательной школы
Администрация образовательного учреждения, принимающего ре&
шение об обучении детей с РАС в среднем звене общеобразовательной
школы необходимо продумать и проанализировать возможности своего
учреждения относительно решения этой трудной задачи.
В ОУ должен быть контингент педагогов, способных и желающих
реализовать данный вид работы. Он может быть представлен не только
учителями&предметниками, но также педагогами&психологами, учите&
лями&логопедами, учителями&дефектологами, социальным педагогом,
педагогами дополнительно образования, хотя наличие этих специалис&
тов не является необходимым условием для организации обучения де&
тей с РАС в общеобразовательном учреждении.
Другим важным условием является наличие необходимой матери_
ально_технической базы. Материально&техническое обеспечение
школьного образования детей с РАС должно отвечать не только общим,
но и особым образовательным потребностям данной группы детей.
В связи с этим в структуре материально&технического обеспечения
должны быть отражены специфика требований:
— организации пространства, в котором обучается ребенок с РАС;
— организация временного режима обучения;
— организации рабочего места ребенка;
— техническим средствам обучения (включая специализированные
компьютерные инструменты обучения, ориентированные на удовлетво&
рение особых образовательных потребностей);
— специальным учебникам, рабочим тетрадям и дидактическим ма&
териалам, отвечающим особым образовательным потребностям детей в
соответствии с индивидуальной программой обучения.
Требования к материально&техническому обеспечению должны быть
ориентированы не только на ребенка, но и на всех участников процесса
образования. Это обусловлено большей, чем в норме, необходимостью
индивидуализацией процесса образования детей с РАС. Все вовлеченные
в процесс образования взрослые должны иметь неограниченный доступ к
организационной технике либо специальному ресурсному центру в обра&
зовательном учреждении, где можно осуществлять подготовку необходи&
мых индивидуализированных материалов для процесса обучения ребен&
ка с РАС. Должна быть обеспечена материально&техническая поддержка
процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля
и родителей, вовлеченных в процессе образования.
Следующим важным организационным условием является создание
перечня приказов по образовательному учреждению, определяющих и
обеспечивающих порядок обучения детей с РАС в данном образова&
тельном учреждении. К таким приказам относятся:
1. Приказ об открытии класса для обучающихся, имеющих сложный
дефект.
2. Приказ об учреждении школьного психолого&медико&педагогиче&
ского консилиума и порядке его работы.
3. Приказ о разработке и утверждении индивидуальных программ
обучения для учащихся с РАС.
4. Приказ о назначении специалистов сопровождения учащегося с
РАС в инклюзивном классе.
Основная цель образовательного учреждения, перед которым стоит
задача обучения детей с РАС — создание специальных условий для ус&
воения учебных программ, развития и социальной адаптации таких уча&
щихся. Для этого необходимо создать оптимальные условия для разви&
тия позитивных возможностей каждого ребенка, обучающегося в ин&
клюзивном классе или классе для детей со сложной структурой дефекта.
Если в среднее звено школы приходит учащийся с РАС, имеющий
положительный опыт фронтального обучения в начальной школе, зада&
ча педагогов, работающих с таким ребенком, существенно упрощается.
Однако зачастую дети с РАС находятся в начальной школе на надом&
ном или семейном обучении. И тогда первостепенной задачей специа&
листов средней школы становится деятельность, направленная на адап&
тацию детей с РАС в образовательном учреждении, их социализации и
формированию у них учебных навыков. Что для этого необходимо?
Рассмотрим особенности организации учебного процесса, учитыва&
ющие типичные проблемы детей с РАС.
Командный метод работы. В различных образовательных учреж&
дениях эта команда может быть различной по составу, но без командно&
го подхода невозможно осуществлять инклюзивную практику. Взаимо&
действие учителей, тьютера, администрации, специалистов сопровож&
дения (педагогов&психологов, логопедов и др.) не сразу и не всегда ста&
новится по&настоящему командным, каждый из специалистов решает
свои, узкоспециализированные задачи. Однако опыт работы школ, реа&
лизующих инклюзивную практику, показывает, что без нахождения об&
щего языка, постановки общих комплексных задач по включению «осо&
бого» ребенка в образовательный процесс, работу школы в данном на&
правлении нельзя назвать успешной.
Что отличает междисциплинарную команду:
• общие ценностные ориентиры;
• профессиональная и личностная поддержка друг друга;
• единый философский и методологический подход в работе со все&
ми участниками образовательного процесса;
• взаимодополняемость профессиональных позиций и знаний спе&
циалистов в подходе к ребенку и его семье, их тесное сотрудничество на
разных этапах работы;
• единый профессиональный язык;
• достоверная информация о продвижении ребенка, динамике его
развития, представляемая специалистами и учителями друг другу, ак&
тивная позиция в формировании запроса;
• скоординированность и четкая организация действий, как в рабо&
чих, так и в проблемных, критических ситуациях;
• привлечение дополнительных методических, материальных и дру&
гих ресурсов;
• участие в широком профессиональном сообществе.
В соответствии со своей профессиональной подготовкой и функци&
ональными обязанностями специалисты психолого&педагогического
сопровождения образовательного учреждения осуществляют следую&
щие виды деятельности: диагностико&аналитическую, консультатив&
ную, учебно&воспитательную, коррекционно&развивающую, профилак&
тическую, просветительскую. Помимо решения своих узкопрофессио&
нальных задач, все специалисты активно привлекаются к созданию ус&
ловий для адаптации, обучения и социализации детей с РАС в общеоб&
разовательной школе.
Учителя являются полноправными и — как правило — основными
участниками междисциплинарной команды специалистов, осуществля&
ющих психолого&педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ, его се&
мьи, других участников образовательного процесса. При этом основной
формой взаимодействия всех специалистов является школьный психо&
лого& педагогический консилиум.
Психолого_педагогический консилиум — форма взаимодействия
всех участников психолого&педагогического сопровождения образова&
тельного процесса в ОУ, в рамках которой происходит разработка стра&
тегии и планирование конкретного содержания и регламента психоло&
го&педагогического сопровождения учащегося.
Консилиум служит для задач создания целостного, межпрофессио&
нального представления как о каждом конкретном ребенке, так и о клас&
се, которое складывается по результатам данных, представленных каж&
дым конкретным специалистом, работающим с этим ребенком (группой
детей). На основе целостного видения проблемы участники консилиу&
ма разрабатывают общую педагогическую стратегию работы с ребенком
или группой детей, индивидуальный образовательный план, то есть
собственно стратегию сопровождения.
Регламент деятельности Психолого&медико&педагогического конси&
лиума образовательного учреждения определяется Письмом Минис&
терства образования Российской федерации от 27.03.2000 №27/901&6
«О психолого&медико&педагогическом консилиуме (ПМПк) образова&
тельного учреждения».
Достаточно подробно о деятельности ПМПк, задачах, организации и
содержании работы всех его участников говорится в книге Н.Я. Семаго
«Технология определения образовательного маршрута для ребенка с ог&
раниченными возможностями здоровья», вариант деятельности ПМПк
в условиях интегрированного обучения подробно рассматривается в
книге Е.А. Екжановой, Е.В. Резниковой «Основы интегрированного
обучения».
В современных условиях участниками ПМПк, совместно с педагога&
ми, обсуждающими и реализующими стратегию психолого&педагогиче&
ского сопровождения ребенка с ОВЗ, как правило, становятся его роди&
тели.
Плановые заседания консилиума связаны с оценкой динамики
развития, адаптации в социуме и продвижения ребенка в области ос&
воения образовательной программы. Плановые заседания консилиу&
ма проводятся по графику, установленному ОУ. Однако на первом
этапе включения ребенка с РАС в образовательное пространство
консилиумы должны проводиться не реже чем один раз в учебную
четверть. Результатом работы консилиума является определение
стратегии и планирование конкретных шагов психолого&педагогиче&
ского сопровождения обучающегося, а также всего инклюзивного
класса, продуктом (кроме обязательной документации консилиу&
ма) — индивидуальный образовательный план на следующий период
(четверть, триместр).
Причиной внепланового (экстренного) заседания консилиума может
стать резкое изменение состояния ребенка, кардинальные изменения в
его семье, те или иные события в классе (школе), которые препятству&
ют «нормальному» течению школьной жизни ребенка, мешают его
адаптации и обучению, реализации ранее намеченного плана обучения
и психолого&педагогического сопровождения.
На заседаниях консилиума рассматриваются общие, стратегические
и тактические вопросы включения ребенка с ОВЗ в образовательный
процесс, его обучения и психолого&педагогического сопровождения. Ес&
ли у учителя возникает вопрос или проблема, которую можно разре&
шить быстро в процессе консультации с другими специалистами или
беседы с родителями, на консилиум его выносить не стоит.
Обучение ребенка с РАС в общеобразовательной школе требует со&
здания индивидуального образовательного маршрута. Под индиви&
дуальным образовательным маршрутом ребенка с РАС в образователь&
ном учреждении подразумевается система конкретных совместных дей&
ствий администрации, основных педагогов, специалистов сопровожде&
ния и родителей в процессе включения ребенка с ОВЗ в образователь&
ный процесс и составление индивидуальной образовательной про_
граммы.
Особенности работы над индивидуальной образовательной про&
граммой заключаются в следующем:
1) ИОП разрабатывается в рамках деятельности ПМПк коллегиаль&
но. Учитель, специалисты и родители являются полноправными участ&
никами работы над ИОП;
2) ИОП разрабатывается на определенный ограниченный во време&
ни период (четверть, триместр, полугодие). Продолжительность этого
периода также является предметом обсуждения специалистами конси&
лиума, что само по себе является достаточно сложной задачей;
3) По окончании периода, на который рассчитана индивидуальная
программа производится оценка достижений ребенка — динамики его
развития, освоения отдельных компонентов образовательной програм&
мы, степень адаптированности в группе сверстников, школьном коллек&
тиве. Также предполагается анализ динамики и эффективности коррек&
ционно&развивающей работы, проводимой специалистами консилума в
рамках такого компонента ИОП как психолого&педагогическое сопро&
вождение. По результатам заключений всех специалистов консилиума
ОУ и педагогической характеристики педагога класса происходит, если
это необходимо, корректировка всех компонентов ИОП;
4) Формулировки цели и задач, планируемых результатов, крите&
риев достижений ребенка с ОВЗ носят максимально конкретный ха&
рактер;
5) В индивидуальной образовательной программе закреплены от&
ветственность и регламент деятельности всех участников совместной
работы;
6) После окончательной разработки ИОП она должна быть согласо&
вана с родителями и директором школы, которые подписывают ее.
К сожалению, в нашей стране в настоящий момент многие родители
детей с ОВЗ не понимают меры собственной ответственности при
включении ребенка в систему инклюзивного обучения. На начальном
этапе многие родители могут декларировать полную готовность сотруд&
ничать со специалистами школы, помогать создавать условия для ус&
пешной адаптации ребенка. В реальности через некоторое время неко&
торые родители начинают демонстрировать неготовность к сотрудниче&
ству, нежелание менять привычный уклад жизни даже в интересах соб&
ственного ребенка, не предоставляют необходимой информации о лече&
нии ребенка, не соблюдают правила ОУ и расписание занятий. И тогда
школа становится заложником ситуации, и оказывается не в состоянии
помочь ребенку без должной поддержки родителей учащегося.
Поэтому, одна из основных задач администрации школы — догово&
риться с родителями об общих целях на конкретный период времени —
например, на один год. По результатам этой совместной работы обеими
сторонами подписывается договор с родителями и индивидуальная
образовательная программа ребенка (см. Приложение 5.) на данный
период времени, в которых должны быть четко определены меры ответ&
ственности ОУ и семьи, а также предусмотрен конкретный механизм
расторжения договора в случае его невыполнения.
Динамическое прослеживание развития ребенка и составление ин&
дивидуального образовательной программы на каждый следующий
этап дает возможность:
— систематизировать процесс обучения в определённых образова&
тельных областях (целевых направлениях);
— сфокусироваться на направлениях и видах деятельности, которые
являются приоритетными для обучения и развития ребёнка в опреде&
лённый период времени, и находятся в зоне его ближайшего развития;
— оценить эффективность деятельности специалистов;
— разделить ответственность за качество обучения и воспитания ре&
бенка с другими специалистами и семьей;
— сделать образовательный процесс «прозрачным» для родителей и
администрации.