Практические занятия к модулю 2
Практическое занятие 1. (выполняется после изучения раздела 2.1.)
Тема: Сущность процесса обучения как социокультурного явления
Задание 1.
Раскройте содержание основных принципов обучения (6-7 принципов). Оформить результат в виде таблицы:
Система основных принципов обучения | |
Принцип | Характеристика |
1. Принцип научности образования | Содержание образования должно знакомить с объективными научными фактами, понятиями, законами. Теориями основных положений науки - основами наук. |
…………… | …………… |
……………. | ………….. |
Задание 2.
Соотнесите названия компонентов учебно-воспитательного процесса и их содержание. Ответьте в таком виде: 1-Г, ...............
1. Целевой. А. Как организовать процесс.
2. Содержательный. Б. С помощью чего, на котором смысле, на каких примерах, идеалах.
3. Процессуальный. В. Как стимулировать, мотивировать.
4. Мотивационный. Г. Что развивать, воспитывать, чему учить.
5. Организационный. Д. В каких формах.
Задание 3.
Какие противоречия присущи процессу? Приведите примеры решения этих противоречий. Какие пути и средства целесообразно при этом использовать? Оформить результат в виде развернутого ответа на вопрос.
Задание 4.
В чем лежит сущность деятельности педагога (преподавание) и ученика (обучения) в учебном процессе? Оформить результат в виде таблицы: "Звенья взаимодействия учебного процесса".
Деятельность учителя (преподавание) | Деятельность ученика (обучение) |
1. Разъяснение учеником целей и задач обучения. | 1.Собственно деятельность по созданию положительной мотивации учения. |
2. Ознакомление учащихся с новыми знаниями, явлениями, предметами, фактами | 2. Восприятие новых знаний, умений. |
3. | |
………………………… |
Задание 5.
Обоснуйте ведущие основы основных дидактических систем:
а) традиционная дидактическая система (гербартианська) - доминирующим является процесс преподавания;
б) прогресивистская дидактическая система (Д.Дьюи)
в) современная дидактическая система - процесс обучения понимается как единство процесса преподавания и процесса учения.
Оформить результат в виде развернутого ответа на вопрос.
Практическое занятие 2. (выполняется после изучения раздела 2.4.)
Тема: Современные педагогические технологии
Задание 1.
Дайте определение:
1) концепция - ....
2) педагогические инновации - ...
3) авторские школы - ...
4) технология личностно ориентированного обучения - ....
5) технология проблемного обучения - ....
6) технология программированного обучения - ....
7) технология интегрированного обучения - ....
Задание 2.
Найдите правильный ответ:
И. Какие главные направления охватывают педагогические инновации?
1) оптимизация учебно-воспитательного процесса;
2) гуманистическая педагогика;
3) организация и управление;
4) новые педагогические технологии;
5) все ответы правильные.
II в. Педагогические инновации - это:
1) все изменения, направленные на изменение педагогической системы;
2) нововведения в учебно-воспитательном процессе с целью повышения его эффективности;
3) замена некоторых элементов педагогической системы новыми, более эффективными;
4) нововведения, которые мобилизуют внутренние ресурсы педагогической системы и приводят к повышению результатов;
5) все ответы правильные.
Ответьте в таком виде: И. 5); ............... ..
Задание 3.
Дайте сравнительный анализ различных подходов к определению термина "педагогическая технология". Наполните смыслом термины: "образовательные технологии", "технологии обучения", "технологии воспитания". Оформить результат в виде развернутого ответа на вопрос.
Задание 4.
Раскройте содержание современных образовательных технологий. Оформить результат в виде таблицы:
Название технологии | Автор, основатель | Цель | Ключевые слова | Концептуальные положения |
Личностно ориентированная технология | ||||
Вальдорфская педагогика Р. Штайнер | ||||
Технология саморазвития (М. Монтессори) | ||||
Технология развивающего обучения | ||||
Технология проблемного обучения | ||||
Игровые педагогические технологии | ||||
проектная технология | ||||
Новые информационные технологии обучения | ||||
Технология коллективного творческого воспитания (по И.П.Ивановим) | ||||
Технология "Создание ситуации успеха" (по А.С.Белкиним) | ||||
суггестивная технология |
Задание 5.
Подготовить фрагмент урока (по вашей специальности) в форме сюжетно-ролевой игры. Оформить результат в виде развернутого конспекта.