Практические занятия к модулю 2

Практическое занятие 1. (выполняется после изучения раздела 2.1.)

Тема: Сущность процесса обучения как социокультурного явления

Задание 1.

Раскройте содержание основных принципов обучения (6-7 принципов). Оформить результат в виде таблицы:

Система основных принципов обучения
Принцип Характеристика
1. Принцип научности образования Содержание образования должно знакомить с объективными научными фактами, понятиями, законами. Теориями основных положений науки - основами наук.
…………… ……………
……………. …………..

Задание 2.

Соотнесите названия компонентов учебно-воспитательного процесса и их содержание. Ответьте в таком виде: 1-Г, ...............

1. Целевой. А. Как организовать процесс.

2. Содержательный. Б. С помощью чего, на котором смысле, на каких примерах, идеалах.

3. Процессуальный. В. Как стимулировать, мотивировать.

4. Мотивационный. Г. Что развивать, воспитывать, чему учить.

5. Организационный. Д. В каких формах.

Задание 3.

Какие противоречия присущи процессу? Приведите примеры решения этих противоречий. Какие пути и средства целесообразно при этом использовать? Оформить результат в виде развернутого ответа на вопрос.

Задание 4.

В чем лежит сущность деятельности педагога (преподавание) и ученика (обучения) в учебном процессе? Оформить результат в виде таблицы: "Звенья взаимодействия учебного процесса".

Деятельность учителя (преподавание) Деятельность ученика (обучение)
1. Разъяснение учеником целей и задач обучения. 1.Собственно деятельность по созданию положительной мотивации учения.
2. Ознакомление учащихся с новыми знаниями, явлениями, предметами, фактами 2. Восприятие новых знаний, умений.
3.  
…………………………  

Задание 5.

Обоснуйте ведущие основы основных дидактических систем:

а) традиционная дидактическая система (гербартианська) - доминирующим является процесс преподавания;

б) прогресивистская дидактическая система (Д.Дьюи)

в) современная дидактическая система - процесс обучения понимается как единство процесса преподавания и процесса учения.

Оформить результат в виде развернутого ответа на вопрос.

Практическое занятие 2. (выполняется после изучения раздела 2.4.)

Тема: Современные педагогические технологии

Задание 1.

Дайте определение:

1) концепция - ....

2) педагогические инновации - ...

3) авторские школы - ...

4) технология личностно ориентированного обучения - ....

5) технология проблемного обучения - ....

6) технология программированного обучения - ....

7) технология интегрированного обучения - ....

Задание 2.

Найдите правильный ответ:

И. Какие главные направления охватывают педагогические инновации?

1) оптимизация учебно-воспитательного процесса;

2) гуманистическая педагогика;

3) организация и управление;

4) новые педагогические технологии;

5) все ответы правильные.

II в. Педагогические инновации - это:

1) все изменения, направленные на изменение педагогической системы;

2) нововведения в учебно-воспитательном процессе с целью повышения его эффективности;

3) замена некоторых элементов педагогической системы новыми, более эффективными;

4) нововведения, которые мобилизуют внутренние ресурсы педагогической системы и приводят к повышению результатов;

5) все ответы правильные.

Ответьте в таком виде: И. 5); ............... ..

Задание 3.

Дайте сравнительный анализ различных подходов к определению термина "педагогическая технология". Наполните смыслом термины: "образовательные технологии", "технологии обучения", "технологии воспитания". Оформить результат в виде развернутого ответа на вопрос.

Задание 4.

Раскройте содержание современных образовательных технологий. Оформить результат в виде таблицы:

Название технологии Автор, основатель Цель Ключевые слова Концептуальные положения
Личностно ориентированная технология      
Вальдорфская педагогика Р. Штайнер
Технология саморазвития (М. Монтессори)      
Технология развивающего обучения      
Технология проблемного обучения      
Игровые педагогические технологии      
проектная технология
Новые информационные технологии обучения
Технология коллективного творческого воспитания (по И.П.Ивановим)
Технология "Создание ситуации успеха" (по А.С.Белкиним)
суггестивная технология

Задание 5.

Подготовить фрагмент урока (по вашей специальности) в форме сюжетно-ролевой игры. Оформить результат в виде развернутого конспекта.

Наши рекомендации