Пояснительная записка. Клавишный синтезатор программа
Клавишный синтезатор программа
Порунов Александр Владимирович
Порунова Ирина Владимировна
Пояснительная записка
Современная музыкально-педагогическая практика ставит перед каждым преподавателем задачи, решение которых неизбежно требует развития навыков практического музицирования у каждого ребенка. Сегодня это означает, что каждый обучающийся игре на музыкальных инструментах должен уметь подбирать по слуху, аккомпанировать, импровизировать, сочинять.
В настоящее время в специальной музыкально-педагогической литературе освещаются различные аспекты инструментального музицирования такие, как:
- подбор по слуху и транспонирование (Т. Л. Беркман, С.В. Иванова, М.И. Михайлусь, О. В. Рафалович, Е. М. Шендерович);
- чтение нот с листа (Л. А. Баренбойм, Г. Г. Нейгауз, С. И. Савшинский, Т.И. Смирнова, Г. М. Цыпин);
- сочинение аккомпанемента (Л. Г. Бейрюмова);
- сочинение и импровизация (М.И. Михайлусь, В. И. Чуреев, Г. И. Шатковский, П.Живайкин).
Важность, необходимость развития музыкально-творческих умений отмечают многие исследователи-музыканты, но степень преподавательского воздействия на их развитие оставляет желать лучшего.
Проблема развития музыкально-творческих умений учащихся в классе фортепиано не нова, однако, новизной обладает подход к этой проблеме с использованием синтезатора, его художественно-технических ресурсов.
Программа «Клавишный синтезатор» является предметом школьного компонента учебного плана, рассчитана для учащихся старших классов (возраст 12-16 лет) отделения музыкального искусства, фортепианного отдела. Программа курса рассчитана на один год обучения в ДШИ, ее общая трудоемкость составляет 72 часа в год, из них 36 часов отводится на самостоятельную работу учащихся по освоению предмета.
Программа является интегрированной, так как предполагает тесную взаимосвязь процесса обучения музицирования на синтезаторе с различными музыкально-теоретическими дисциплинами: фортепиано, сольфеджио, музыкальная литература, хор.
Актуальность программы состоит в обосновании подхода к обучению детей игре на синтезаторе, как инструменте, все более популярном в последнее время в подростковой среде с одной стороны, и, необходимостью внедрения в музыкальное образование новых информационных технологий с другой. Обращение к синтезатору способствует преодолению разрыва между электроакустической аурой бытования музыки в реальной жизни и традиционным звуковым материалом школьного музицирования. Его
использование способствует обогащению музыкального кругозора учащихся. На основе собственной творческой практики учащиеся приобретают возможность получить важные знания о строении музыкальных произведений, почувствовать выразительность того или иного художественного средства, а значит, их постижение музыкального искусства становится более глубоким.
Синтезатор дает возможность одному музыканту сочетать в своей деятельности три роли: композитора, исполнителя и звукорежиссера, предоставляя ему возможность выбора тембров, их обработки, записи музыки в память инструмента и т.д. Использование синтезатора в обучении учащихся класса специального фортепиано целесообразно, так как они уже имеют необходимую музыкальную базу: музыкальную грамоту, чтение с листа, технические навыки.
Таким образом, целью обучения по данному курсу становится приобщение учащихся класса фортепиано к музицированию на клавишном синтезаторе, как представителе группы электронных цифровых инструментов, в самых разнообразных формах проявления этой творческой деятельности (аранжировки, импровизации и сочинения).
Задачи обучения игре на клавишном синтезаторе:
- Развить творческую самостоятельность учащихся.
- Сформировать общее представление о работе синтезатора, его устройстве, художественных и акустических эффектах.
- Освоить приемы практического применения основных функциональных аккордов.
- Развить умение жанровой музыкальной импровизации.
- Научить сочинять жанровые пьесы (полька, вальс, мазурка и т.д.) на основе заданных эскизов.
- Освоить умения аранжировки произведений, изученных в классе фортепиано.
Программа курса построена на основных принципах развивающего обучения:
- развитие творческой инициативы и самостоятельности учащихся;
- увеличение меры теоретической емкости знаний;
- увеличение объема используемого в учебно-педагогической работе материала;
- ускорение темпов прохождения учебно-педагогического материала.
Основной формой учебной работы является урок, проводимый в форме индивидуального занятия педагога с учеником. На освоение курса отводится по одному уроку (40 минут) в неделю в рамках предмета по выбору. В программе предусмотрен резерв для возможного перераспределения часов в зависимости от подготовки учащихся к восприятию содержания курса.
Структура занятия: уроки обучения игре на синтезаторе предполагают включение таких разделов как импровизация, аранжировка, сочинение, чтение с листа, краткий музыкально-теоретический анализ музыкального материала, в зависимости от этапов освоения содержания курса. Обязательными для каждого занятия являются проверка домашнего задания, освоение нового теоретического или практического материала, закрепление изученного на уроке.
На уроках используются следующие методы: показ педагога, вычленение простого из сложного, наводящие вопросы, творческие задания.
Формы контроля результатов обучения: контрольные уроки один раз в четверть, класс - концерты, проводимые в декабре и мае.
На контрольных уроках осуществляется проверка музыкально-теоретических знаний учащихся, а также – исполнительских навыков в виде контрольного исполнения импровизации и сочиненного произведения.
Успехи учащихся на классных занятиях и контрольных уроках оценивают по пятибалльной системе и словесной характеристикой. В основе оценивания лежит принцип поощрения; оценка – как вознаграждение за трудолюбие в оптимистическом контексте.
Итоговая оценка выставляется с учетом оценки за выступления учащегося на контрольных уроках и оценок текущей аттестации.
В результате обучения по данной программе учащийся должен:
- Уметь определять гармоническую идею заданного музыкального фрагмента, форму.
- Применять на практике основные приемы импровизации.
- Использовать знания музыкальной грамоты (различать стили, жанры музыкальных произведений), владеть навыками простой аранжировки.
- Выполнять задания по сочинению тем в характерных особенностях жанра.
Обучение старшеклассников игре на синтезаторе будет способствовать:
- повышению интереса учащихся к творческому процессу и к занятиям в целом;
- формированию обстановки сотрудничества, развитие творческой свободы в музыкально-исполнительской деятельности учащихся;
- расширению слуховых представлений о звучании инструментов;
- повышению образовательного уровня учащихся, их обогащению новыми знаниями и умениями – теоретическими сведениями в области гармонии, музыкальной формы, музыкальных инструментов, умений импровизации, аранжировки, сочинения, ансамблевой работы с инструментальной группой.
Учебно-тематический план
№ | Наименование разделов и тем | Общее количество часов в год | Общее количество часов | ||
Теория | Практика | Самостоятельная работа | |||
1. | Введение Художественные возможности синтезатора | – | |||
2. 2.1. 2.2. 2.3. | Теория музыки Буквенно-цифровая система Традиционные аккордовые обороты Блюзовая гамма | – – | |||
3. 3.1. 3.2. 3.3. 3.4. | Импровизация Жанровая импровизация Джазовая импровизация Ритмическая импровизация Ансамблевая импровизация | – – | |||
4. 4.1. 4.2. | Аранжировка Аранжировка произведений из репертуара фортепианного класса Аранжировка сочиненных произведений | ||||
5. 5.1. 5.2. | Сочинение Сочинение элементов к джазовым темам Сочинение жанровых произведений на основе заданных эскизов | ||||
Резерв часов٭ | – | – | |||
Итого за год |
٭ В программе предусмотрен резерв для возможного перераспределения часов, в зависимости от подготовки учащихся к восприятию содержания курса.