О страхах и о том, как их победить
Взрослым: ночные страхи имеют особую природу, поэтому, чтобы успешно с ними бороться, нужны некоторые знания. В утомленном за день организме ослабевает самоконтроль и заградительные излучения. При располагающей к боязни темноте импульсы страха легко проникают извне, находят поддержку в детском воображении и парализуют волю к сопротивлению. На пике страха, рвущего защитные излучения, ребенок выбрасывает в пространство весьма ценную питательную жизненную субстанцию и одновременно бессознательно ищет защиты в заградительных излучениях другого человека, стремясь прижаться к нему.
Хотелось бы отметить, что страхи – настоящие отравители жизни ребенка, сравнимые с ежевечерней пыткой. Ребенок часто скрывает от взрослых всю их силу и мучается в одиночку, понимая, что от родителей в этом вопросе мало реальной помощи и понимания. Борьба с ночными страхами должна вестись в первую очередь из гуманных соображений. В разделе "Дополнительно" предлагается достаточно эффективный метод борьбы со страхами, но прежде реакцию ребенка на новую информацию можно проверить через сказку "Поджаривание страшилок ".
° Инстинкт самосохранения, преломляясь в низшем естестве, становится неуправляемым животным страхом, а в присутствии духа становится спокойным самообладанием и активной самозащитой.
° Страх безобразен и отравляет человеку жизнь.
Страх – эгоистичная реакция на угрозу, которая останавливает продвижение, лишает сил, сковывает волю, делает беспомощным, склоняет к малодушию и предательству, порождает ненависть. ("В любви нет страха, но совершенная любовь изгоняет страх")
° Страх за себя и прекрасное переживание за другого.
° Страхи питаются невежеством и незнанием. Чтобы не бояться, надо знать.
Человек особенно боится то, о чем плохо знает, что не понимает и не может объяснить. Очень часто человек сам заставляет себя бояться того, что совсем не страшно. Он нарочно придумывает и наделяет малознакомое злостью, опасностью, зубами, когтями.
á Большой мальчик боится паука, а маленькая девочка берет паука руками. Значит, страшный не паук, это мальчик однажды решил, что пауков нужно бояться, выдумал страх и стал с ним жить.
° Если со страхами не бороться, они растут, а если бороться, то уменьшаются.
Если стало страшно, то необходимо что-то делать, а не бояться. Тот, кто борется и постепенно побеждает свои страхи, становится смелым, а тот, кто не хочет бороться со своими страхами и сразу сдается, становится трусливым. Если кто-то считает себя слабее чем его страх, то этот страх начинает расти потому что страхи всегда питаются трусостью. Именно поэтому у трусливого человека много всяких страхов, а у смелого все страхи давно уменьшились или пропали.
Поджаривание страшилок
Перед сном у Андрея всегда портилось настроение. Ведь надо было идти спать в свою комнату, где опасностей было ничуть не меньше, чем в диких джунглях. Это днем Андрей был смелым. Он играл в войну, любил представлять себя отважным индейцем и мог запросто подраться с кем-нибудь из мальчишек, а вот в темноте он становился похожим на зайчонка. Конечно, ушки у Андрея не вырастали, но зато он боялся каждого шороха и движения в своей комнате, точь-в-точь как маленький и беспомощный зайчонок.
Казалось, что в его любимой детской комнате по вечерам собираются всякие страшилки, прячутся по разным темным местам и начинают его пугать. Эти страшилки почему-то целый день, пока светло, не появляются и даже вечером при зажженном свете их нет, но как только свет тухнет, они тут же оказываются где-то рядом, начинают подсказывать ему всякие ужасные мысли и пугать опасностями. Уже целых три года, целых тысячу дней, Андрей каждый раз перед сном дрожит под одеялом и боится пошевелиться, вслушиваясь и вглядываясь в темноту...
– Очень странные эти страшилки, – каждый раз думал Андрей. – Как же им не надоедает столько времени пугать и ни разу не напасть. Может быть, у них рук и ног совсем нет.
Однажды перед сном Андрею вспомнился разговор с ребятами во дворе, где каждый рассказывал о своих страхах. Их страхи были совсем не похожие, не очень страшные и даже смешные. Например, Витька ужасно боялся тени от окна, она в его комнате на стене была похожа на черный крест, и ему казалось, что это тощий, как палка, дядька каждый вечер расставляет в стороны свои руки и пытается его схватить.
– И почему это мне так всегда не везет? – спрашивал себя Андрей. – Почему Витьке достался смешной страх, остальным лишь чуть страшные, а мне – самые настоящие.
Тут он вспомнил об ужасной опасности в своей комнате и на всякий случай еще раз взглянул под стол. Там жил страшный и усатый таракан, который за три года успел вырасти, стать огромным, кусучим и мог в любой момент появиться, незаметно подползти и что-нибудь откусить. Вдруг Андрею пришла в голову интересная мысль, он неожиданно понял, что его смелость пропадает и теряется именно в темноте.
– Завтра надо обязательно проверить, куда убегает моя смелость и где прячется, – решил Андрей и вскоре уснул.
На следующий день Андрей вспомнил о том, что собирался посмотреть, куда девается его смелость, и придумал одну маленькую хитрость. Он дождался вечера, закрыл окна шторами и стал быстро включать и выключать свет, чтобы смелость не успела потеряться, а страшилки не успели напугать. Минут мять моргал свет и вдруг голова Андрея закружилась, перед глазами как-то странно потемнело.
Неожиданно Андрей увидел в своей комнате много черных снежинок, летавших по комнате. Только Андрей решил, что это мухи, и снежинки тут же превратились в жужжащих и надоедливых мух. Но Андрей не испугался, ему лишь было противно, когда мухи подлетали близко и пытались сесть на него. Все было каким-то непонятным, удивительным, как в самом настоящем сне.
– Вот бы сейчас сюда пауков, – подумал Андрей, и сразу же мухи, одна за другой, стали превращаться в пауков. Они стали плести вокруг Андрея паутину, и было похоже, что они очень голодные и стараются его запугать. Но страшно не было, Андрей никогда не боялся пауков. Он лишь удивился, что пауков так много.
– Ну-ка, прочь, – грозно сказал Андрей, – а то я вас всех пылесосом засосу. Но пылесос ему не понадобился. Вдруг из головы Андрея вылетела голубая молния и, разделившись, словно ветка дерева, на много отростков, она коснулась одновременно всех пауков.
Послышалось шипение, и от пауков пошел дым. О чем-то недовольно бормоча, пауки скрылись за стол и вскоре из-за него показались большие тараканьи усы, которые страшно шевелились. Андрей хотел уже было испугаться и звать маму, но в последний момент собрал свои силы и решил, что сначала успеет в таракана чем-нибудь кинуть. Он стал искать что-нибудь тяжелое и подумал: "Сейчас ты у меня получишь". И опять из его головы выскочила молния и врезалась прямо в таракана. От него пошел дым, половина его усов обгорела, а сам он, превратившись в какую-то непонятную тень, куда-то пропал.
– Ага, получил, – обрадовался Андрей, – попробуй только еще раз показаться мне перед сном, еще раз огоньку получишь, поджарю как картошку.
Теперь молния вылетела совсем уж неожиданно. Она прошла через стену и откуда–то из-за стены совсем издалека послышалось: "Ай-ой, помогите, горячо".
Так и не понял Андрей, было это сном или нет, но только ночью, лежа в постели, страха он почти не испытывал. Следующим вечером было почти не страшно. Но Андрей все равно послал несколько мыслей. Теперь Андрей каждый вечер сам пугал страшилок. Перед сном он обязательно посылает в них несколько мыслей, просто так, чтобы не наглели и чтобы знали, как пугать детей.
Так вот, если и вы очутитесь в мире страшилок, то не забудьте их попугать, чтобы их стало меньше.
[?] – Вам бы хотелось тоже поджарить своих страшилок, как это делал Андрей?
– Что лучше пожалеть страшилок и продолжать бояться или поджаривать их, чтобы они не появлялись?
– Что помогло Андрею прогнать свою страшилку? (Он решил не на помощь звать, а сопротивляться ей)
– Происшедшее с Андреем было больше похоже на правду или на сон?
– Хотелось бы вам, чтобы страшилки и борьба против них мыслями-молниями оказалась правдой?
Дополнительно (на усмотрение родителей):признание обоснованности любого существующего факта является началом для его познания и выводит его из тени непонимания. О ночных страхах можно в шутливой форме рассказать следующее:
1. Ночные страшилки реально существуют и любят внушать страшные мысли человеческому воображению (очень редко могут одеваться в воображение человека, как в одежду, чтобы показаться настоящими). Например, если кто-то боится собак, то страшилка поможет вам представить зубастую и клыкастую собаку. Если кто-то боится тени на стене, страшилка тут же это заметит и внушит страшные мысли про эту тень.
2. Любимое занятие страшилок – пугать тех, кто пугается. Чем легче и сильнее человек пугается, тем больше он нравится страшилке. Страшилки кормятся испугами, им совсем не нужен человек, а нужен его страх, чтобы жить и не умереть с голоду. Самые трусливые дети – любимчики у страшилок, к таким они приходят с большим удовольствием и целыми компаниями, чтобы попугать, посмеяться и полакомиться разными вкусными испугами. Взрослых они не любят, так как их трудно испугать, надо для этого долго стараться и можно запросто остаться голодными.
3. Страшилки любят приходить по вечерам, потому что вечером перед сном уставших детей легче всего пугать. Они знают, что если не успеют напугать, то человек заснет, а они могут остаться голодными до следующего вечера и будут плохо себя чувствовать. Поэтому страшилки стараются изо всех сил.
4. У каждой страшилки есть свой любимый ребенок, она заранее знает, чего он боится, и поэтому может сходу за одну секунду его запугать. У одних детей по одной страшилке, у других – по две, а к тому, кто легко пугается, могут приходить в гости аж десять.
5. Даже если страшилки всех детей соберутся вместе, они никак не смогут нанести вреда, потому что сделаны из мыслей и мягче воздуха (они из мира снов, где с вами многое происходит, но произойти наяву с вами ничего не может). Если бы страшилки могли как–то навредить, вы сразу бы узнали об этом от других детей. (А взрослые тогда с дубинками, ремнями и ружьями стали бы охранять детей). Но такое просто невозможно, как, например, воздух не может дернуть вас за ногу или щелкнуть по носу.
6. В отличие от дневных страхов перед опасностями (пчелы, машины на улице, крапива), ночные страшилки очень пугающие, но совсем безобидные и не опасные. Они просто очень противные и упрямые и спешат успеть вас испугать до того, как вы заснете.
7. Страшилки очень слабые и трусливые, их, в отличие от настоящих злых собак или пчел, легко прогнать, при этом сильно их ранив.
8. Если страшилки сильно надоели, им можно как следует надавать, испугать и прогнать следующим образом: достаточно кратко, решительно и грозно про себя приказать страшилке (можно шепнуть) "не тронь, страшилка" ("прочь отсюда", "убирайся"). В это время ваша невидимая мысль, слушаясь приказа, молнией вылетает из вас, сама находит страшилку (притягивается к ней) и, врезаясь в нее, сильно ее ударяет и обжигает. Старайтесь это делать сразу, когда страх только начинается, и помните, чтобы приказ был грозный и решительный, а не трусливый. Перед мысленным приказом, который повторяется не часто, с перерывами, лучше закрыть глаза, сделать глубокий вдох (желательно при этом мысленно объединиться с Высшими силами) и следить, чтобы мысль не направилась на предмет страха, например, на занавеску или тень на стене.
Получив как следует несколько раз, ваши страшилки уже побоятся приближаться к вам и уйдут искать кого-нибудь другого. Этот прием надо повторять каждый раз, когда по вечерам вы начинаете чего-то бояться.
Иногда старая страшилка может вернуться, решив, что вы забыли про этот способ, или может прийти новая. Как только вы почувствуете прежние или новые страхи, вы должны тут же обжечь страшилку своей мыслью-молнией. Через месяц или два вы отучите всех страшилок пугать вас, они будут обходить вас стороной.
Внимание! При запущенных страхах и боязни темноты очень желательна поддержка родителей. Родители могут поначалу находиться поблизости, частично уменьшая силу страха и позволяя ребенку собрать волю и решимость. Крайне желательно в первые дни мысленно быть с ребенком и искренне, всем сердцем ему помогать схожим мысленным действием, чтобы вселить в ребенка уверенность в положительный результат и поверить в себя. После первых успехов ребенок научится самостоятельно бороться и преодолевать свои страхи.
Бум, бум, бум
– Бум, бум, бум, – что-то постучало в темной комнате.
– Мне страшно, кто это? – спросила Вику Аленка, натягивая на себя одеяло до самых глаз.
– Не знаю, но кто-то здесь есть, – косясь по сторонам, прошептала Вика. – Вот так почти каждую ночь в моей комнате, то бум, бум, бум, то тук, тук, тук.
– Мамочки, я боюсь, я сейчас умру от страха.
– Не бойся, скоро это пройдет.
Натянутое к глазам одеяло не могло успокоить маленькую Аленку и не могло спасти ее от темных углов и черных теней на стене. Было все равно страшно, и она попросилась в постель к Вике. Теперь девочки лежали тесно прижавшись друг к другу.
– Почему это только в моей комнате все время страшное происходит? – думалось Вике. – Как будто каждую ночь ко мне кто-то приходит, чтобы нарочно попугать.
И вдруг опять: бум, бум, тук, тук.
– Мамочки, это кто-то за занавесками в окно стучится, – тихо взвизгивая прошептала Аленка.
– Нет, это за старым шкафом кто-то притаился. Видишь, вон там, в углу, из–за шкафа черное круглое торчит. Это, наверное, его голова выглядывает и подсматривает.
– Это не голова, а нора черной крысы, которая к себе в нору затаскивает. Помнишь, как в Буратино?
– Ага, помню, она еще Буратино к себе чуть ли не затянула, – прошептала Вика и подтянула к себе свесившееся с кровати одеяло
Обе девочки на всякий случай подвинулись к стене, подальше от края кровати. Опять послышалось: бум, бум, бум, и сразу же тук, тук. Тишина. Только слышно, как сердце от страха колотится. Хоть кричи изо всей силы и зови на помощь. Вдруг Аленка как толкнет локтем:
– Смотри, смотри.
– Где?
– Там, занавески.
– Что занавески?
– Они шевелятся.
Занавески и вправду внизу еле заметно двигались, хотя дверь на балкон и форточка были закрыты.
Наступило жуткое молчание. Две пары глаз уставились на занавески и ловили каждое их движение. Обеим хотелось с криком выбежать из комнаты, но было уже очень поздно, в доме все давно спали. Тишину наконец-таки прервала Вика:
– Ты знаешь, мне папа говорил о том, что когда человек боится, то к нему притягиваются всякие страшные мысли других людей и начинают еще больше его пугать.
– Да, а вот мой папа говорил о том, что чтобы перестать бояться, нужно подойти к страшному месту и дотронуться до него рукой, тогда страхи сразу проходят.
– А давай так и сделаем, и до занавесок дотронемся, – предложила Вика.
– Не-а, я боюсь, мне страшно, вдруг там кто-то есть.
– Да не бойся, я впереди буду, давай руку.
Девочки взялись за руки, встали с кровати и медленно стали приближаться к окну. Было очень страшно, но все-таки Вика дотронулась до занавески, а за ней и Аленка тоже. И действительно, как говорил Аленкин папа, страха стало меньше. По полу босые ноги девочек почувствовали холодный ветерок. Он спускался от холодного окна и еле заметно раскачивал занавески. Вика набралась смелости и чуть-чуть отодвинула занавески, за ними никого не было, а за окном все было в снегу и светила луна. Вдруг с краю от окна Аленка заметила черный толстый провод, который раскачивался на ветру, вскоре он ударился о стекло: бум, бум, а потом сразу же о раму: тук, тук.
– Так вот, кто это, оказывается, стучался и пугал нас, – прошептала Вика,– ведь это же просто порванный бельевой шнур. Девочкам сразу же стало легче, и страх почти совсем пропал.
– А давай точно так же до того черного и круглого, что за шкафом, тоже вместе дотронемся, – предложила Вика.
– Давай, только чур ты опять первая. И девочки медленно направились к шкафу. Подойти к шкафу и протянуть руку к темному и круглому было совсем не просто. В голову стали лезть страшные мысли про черную крысу. Но когда Вика с Аленкой подошли к шкафу совсем близко, то разглядели, что темное и круглое – это всего лишь мягкий игрушечный Викин ежик.
– Как я раньше не догадалась, – подумала Вика, – целую неделю его боялась.
Девочки, по очереди потрогав ежика, достали его из-за шкафа, и Вика взяла его к себе в постель. Теперь им было совсем не страшно, а когда опять послышалось бум, бум, бум, они обе даже фыркнули от смеха. Ведь теперь они все знали, а если знаешь, то перестаешь бояться.
[?] – Когда человек начинает бояться, его страхи проходят или увеличиваются?
– Благодаря какому приему девочки победили свои страхи? (Подойти в темноте и дотронуться рукой).
– Со своими страхами нужно бороться и их побеждать или их нужно все больше и больше бояться?
– Отчего бывают страхи, почему девочки боялись? (От незнания и невежества).
– Как можно победить страх? (Узнать о нем все).
– После чего девочки перестали боятся? (Они узнали о том, что вызывало их страх).