Консультирование при страхах и фобиях

В широком смысле слова «страх» это понятие, которым субъект обозначает переживания, волнение, возбуждение. Это тот тип воз­буждения, который надежно идентифицируется с повышением ко­личества адреналина в крови, с общей перестройкой работы вегета­тивной нервной системы.

Некоторые виды «страха» не всегда можно отнести к разряду «эмоция страх». В этом контексте слово «страх» может означать ду­шевное состояние, или эмоцию, связанную с ожиданием, подготов­кой к чему-либо, что произойдет в ближайшем будущем (тревога). Или как начало развития чувства, которое в момент переживания (называемое клиентом «страх»), еще просто недостаточно им осо­знано. Тревожность не имеет конкретного объекта приложения, недифференцирована. Страх в отличие от тревоги имеет четкую взаи­мосвязь с объектом (событием или явлением).

В рамках психологического консультирования чаще всего мы встречаемся со страхами: как естественными реакциями клиента на те или иные угрожающие события жизни; с патологическим страхом, не имеющим реального основания для возникновения, называемым в психологии фобией.

Стоит еще отличать «страх», который имеет по своей структуре стандартный набор элементов, специфичных для эмоции, и «ужас», который субъективно переживается очень сильно и не имеет «дви­гательного» представительства. Зато в большей степени он похож на активизацию «вегетативной нервной системы».

Для оказания эффективной консультативной помощи необходи­мо понимать внутренний смысл страха и его динамику. Исследова­ние многих авторов подтверждают сохраняющую функцию страха, направленную на выживание клиента. В процессе консультирования чаще всего обращаются по поводу каких-либо конкретных страхов. В детском консультировании — это нормативные возрастные стра­хи (темноты, того, кто живет под кроватью, и т.д.). Взрослые клиен­ты чаще обращаются со страхами социального типа (например, страх публичных выступлений, экзаменов и т.д.). В этой ситуации необхо­димо вышить причину возникновения страха и степень адекватно­сти реакции.

Выделяются следующие возникающие в консультировании темы страха:

• детские страхи, их возрастные особенности, формы, происхожде­ние и функция в жизни ребенка, возникновение детских страхов нормативно к 3—4 годам с развитием творческого воображения.

• детский фольклор и детская игра как компоненты страхов, свя­занные с вопросом: для чего дети рассказывают «ужастики»;

• страхи у взрослых людей;

• страхи рациональные и иррациональные. Фрагменты детских страхов у взрослых;

• социальные страхи, социофобии;

• страх начала действия, страх публичного выступления и др.;

• страхи как последствия психотравмирующих ситуаций.

По специфике страх бывает астеничный, вызывающий слабость и оцепенение и стеничный, вызывающий панику. X. Христозов (по В.Ю. Меновщиков, 2005) выделяет три патологических вида страха: навязчивый, или фобия, ипохондрический и психотический.

Вопросы диагностики страхов так же, как и фобий, достаточно мало разработаны. Среди методик, изучающих данный аспект, нам удалось найти: «Опросник страхов» В. Леви; «Опросник иерархиче­ской структуры актуальных страхов личности» Ю. Щербатых и Е. Ивлевой; тест М.А. Панфиловой «Страхи в домиках», направлен­ный на выявление количества страхов у детей и определение их ха­рактера; проективная методика изучения страха А.И. Захарова «Мои страхи»; тест тревожности (Р. Теммл, М. Дорки, В. Амен); методика выявления детских страхов (А.И. Захаров и М. Панфилова); опро­сник «Виды страха», разработанный И.П. Шкуратовой, направлен­ный на выявление факторов, вызывающих переживание страха; ме­тодика «Свободное описание страхов» (СОС), разработанная И.П. Шкуратовой и В.В. Ермаком.

В норме страх должен быть у каждого человека как регулятор си­туации безопасности, поэтому консультирование начинается с вы­явления адекватности заявки клиента.

Для работы с неадекватными страхами важно определить степень неадекватности, символизировать страх, выяснить его причины и тенденции.

Методы работы со страхами

Диалог со страхом в рамках гештальт-подхода.

АРТ-терапия, направленная на прорисовку страха и его последу­ющую модификацию.

«Песочная» психотерапия, позволяющая отыграть страх.

«Волшебная страна», связанная с повышением безопасности.

Упражнение «Как ты можешь защититься от страха?», направлен­ное на поиск ресурсов.

Проговаривание страха, снижающее внутреннее напряжение. НЛП.

Символдрама.

Наши рекомендации