Педагогическая технология, педагогическая задача, педагогическая ситуация
Воспитание и обучение составляют технологии образования, в которых фиксируются целесообразные и оптимальные этапы достижения целей образования.
Педагогическая технология - это последовательная, взаимосвязанная система действий педагогов и воспитанников, связанных с применением той или иной совокупности методов воспитания и обучения, осуществляемых в педагогическом процессе с целью решения различных педагогических задач.
Структура педагогического процесса включает в себя следующие компоненты:
целевой (стратегические и тактические цели и задачи);
содержательный (совокупность формируемых знаний, умений, навыков, отношений, целостных ориентации, опыта творческой деятельности);
деятельностный (способы и приемы освоения содержания);
результативный (достигнутые результаты);
ресурсный (условия протекания и обеспечения эффективности педагогического процесса).
Элементарной единицей педагогического процесса является педагогическая задача, под которой понимается «материализованная ситуация воспитания и обучения (педагогическая ситуация), характеризующаяся взаимодействием педагогов и воспитанников с определенной целью (СНОСКА: Сластенин В.А. и др. Педагогика. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - С. 75.).
В целостном педагогическом процессе необходимо решать такие, например, задачи:
структурирование и конкретизация целей обучения и воспитания;
преобразование содержания образования в учебный материал;
анализ межпредметных и внутрипредметных связей;
выбор методов, средств и организационных форм педагогического процесса;
анализ результатов и эффективности педагогического процесса и др.
В педагогическом процессе могут возникать и создаваться различные ситуации. Педагогическая ситуация - это:
совокупность условий и обязательств, возникающих спонтанно в педагогическом процессе или специально создаваемых педагогом с целью формирования и развития личности обучающегося;
кратковременное взаимодействие педагога с воспитанником (воспитанниками) на основе определенных норм, ценностей и интересов, сопровождающееся значительными эмоциональными проявлениями и направленное на перестройку сложившихся взаимоотношений.
Развитие, формирование и становление личности
Результатом педагогического процесса является уровень развития личности воспитанника. Развитие - это процесс количественных и качественных изменений унаследованных и приобретенных свойств и качеств личности.
Развитие личности происходит под воздействием следующих факторов.
Факторы развития личности
Решающую роль в развитии человека играет его собственная активность.
Развитие личности осуществляется двумя путями: созревание и формирование. Созревание происходит с учетом возрастных периодов.
Под формированием личности понимается процесс развития и становления личности под влиянием внешних воздействий (социальной среды, социально организованного воспитания и обучения); процесс становления человека как субъекта и объекта общественных отношений и различных видов деятельности.
Развитие и формирование личности тесно взаимосвязаны: личность развивается, формируясь, и формируется, развиваясь.
Становление личности - это приобретение человеком новых признаков и форм в процессе развития, приближение к определенному состоянию; результат развития. Можно, например, говорить о становлении характера, мировоззрения, мышления, индивидуальности, профессионализма и мастерства и т.д.