Профессионально-творческое саморазвитие студентов
РЕФЕРАТ
Ключевые слова: саморазвитие, творчество, личность, творческое саморазвитие личности, профессионально-творческое саморазвитие личности критерии и показатели профессионально-творческого саморазвития, технология профессионально-творческого саморазвития личности.
Актуальность исследования.Современные тенденции развития российского образования обусловливают изменение приоритетных задач образовательного процесса в высшей школе: возрастает роль внутренних детерминант в обеспечении личностного и профессионального роста человека, высшей ценностью становится личность специалиста с ее потребностью в самоактуализации, саморазвитии, реализации творческого потенциала. Новые ориентиры образования предполагают создание инновационной образовательной среды, способствующей максимальному раскрытию внутренних потенциалов обучаемых.
В современных социокультурных условиях, в период смены парадигмы образования, особую актуальность приобретает проблема саморазвития, самовоспитания и самосовершенствования современного специалиста, обладающего профессиональной компетентностью, предметными знаниями по избранной специальности, развитыми способностями к самостоятельности и творчеству в ходе самоопределения стратегии своего личностного и профессионального бытия, что выступает в качестве базиса эффективности процесса непрерывного образования.
Под профессионализмом сегодня понимается не столько воспроизведение полученных в образовательном учреждении знаний, умений, навыков, сколько инициативность, творческий подход к решению профессиональных задач, способность к постоянному самообразованию, личностному и профессиональному самосовершенствованию.
Таким образом, эффективность профессиональной деятельности будущего специалиста зависит не только от приобретенных в образовательном учреждении профессиональных знаний, умений, навыков, но и от сформированности способности к профессионально-творческому саморазвитию.
Широкий круг исследований, посвященных проблеме профессионально-творческого саморазвития личности студентов, подтверждает, что данная проблема является значимой для современной образовательной практики, и представляет интерес для исследователей. На основании анализа психолого-педагогической литературы по проблемам профессионально-творческого саморазвития личности студентов были выявлены противоречия между: потребностью общества в интеллектуальных, инициативных специалистах с развитым творческим мышлением, способных конструктивно работать в проблемных и постоянно меняющихся условиях, и неготовностью системы высшего профессионального образования обеспечить подготовку таких специалистов; целевой установкой системы образования на личность обучающегося, его саморазвитие и творческую самореализацию в профессии, становление как равноправного субъекта учебно-профессиональной деятельности и явно недостаточным вниманием к самостоятельной активности студентов в процессе обучения, в развитии личностно- и профессионально-значимых качеств и способностей; необходимостью постоянного совершенствования профессионализма студентов и невысоким уровнем готовности самих педагогов к сознательной реализации процесса профессионально-творческого саморазвития, как в отношении себя, так и применительно к студентам, в том числе, во взаимодействии с ними.
Представленные противоречия и недостаточная разработанность проблемы профессионально-творческого саморазвития личности студентов обусловили выбор темы диссертационного исследования «Профессионально-творческое саморазвитие личности студентов».
Научно-практические потребности позволили определить проблему исследования: каковы теоретические основы, ведущие тенденции и технология реализации профессионально-творческого саморазвития личности студентов.
Цель исследования – теоретически обосновать и апробировать в образовательном процессе технологию профессионально-творческого саморазвития студентов.
Объект исследования – профессионально-творческое саморазвитие личности.
Предмет исследования – процесс профессионально-творческого саморазвития личности студентов.
В основу исследования положена следующая гипотеза: основана на предположении о том, что уровень профессионально-творческого саморазвития личности студентов возрастет, если:
- одной из главных целей образования в вузе будет являться ориентация личности студента как субъекта профессиональной деятельности;
- определены критерии оценки качественных изменений профессионально-творческого саморазвития личности студентов;
- модифицирована и успешно реализована технология профессионально-творческого саморазвития личности студентов.
В соответствии с проблемой, целью, объектом и предметом исследования для проверки выдвинутой гипотезы были поставлены следующие задачи:
1.Изучить состояния, тенденции, проблемы профессионально-творческого саморазвития личности студентов, выявить сущность понятий «саморазвитие», «творчество», «профессионально-творческое саморазвитие личности».
2.Определить критериальный аппарат профессионально-творческого саморазвития студентов в образовательном процессе.
3.Модифицировать и апробировать технологию профессионально-творческого саморазвития личности студентов.
Цель исследования – теоретически обосновать и апробировать в образовательном процессе технологию профессионально-творческого саморазвития студентов.
Объект исследования – профессионально-творческое саморазвитие личности.
Научная новизна исследованиязаключается в следующем: модифицирована и апробирована технология профессионально-творческого саморазвития личности студентов; определены критерии профессионально-творческого саморазвития личности студентов вуза.
Результаты исследования позволили определить основные положения, выносимые на защиту:
1. Понятие «творческое саморазвитие личности» является основным для понятия «профессионально-творческое саморазвитие личности». Творческое саморазвитие личности – это интегративный творческий процесс сознательного и целенаправленного личностного становления, основанный на взаимодействии внутренне значимых и активно-творчески воспринятых внешних факторов. Профессионально-творческое саморазвитие личности студента – это творческое саморазвитие его личности в образовательной среде вуза, обеспечивающее творческую самореализацию в учебно-профессиональной деятельности.
2. Критериями и показателями профессионально-творческого саморазвития личности студентов являются: саморазвитие в профессиональной (учебно-профессиональной) деятельности: профессиональное самопознание, особенности самоорганизации, способности к самообразованию; профессионально-ориентированное мышлениев профессиональной (учебно-профессиональной) деятельности: смысловая профессиональная память, рационально-логическое мышление, вербальные способности; творческая активность в профессиональной (учебно-профессиональной) деятельности: творческое воображение, нестандартное мышление, образная профессиональная память.
3. Технология профессионально-творческого саморазвития осуществляется посредством реализации аналитико-рефлексивного, конструктивно-регулирующего и контрольно-коррекционного этапов.
По результатам проведенной теоретико-экспериментальной работы можно сделать следующие выводы:
1.Произведено аналитическое исследование понятия «профессионально-творческое саморазвитие личности», сопоставление существующих философских и психолого-педагогических терминов «личность», «творчество», «саморазвитие».
2. Проанализированы психологические особенности профессионально-творческого саморазвития личности студентов с возрастных позиций.
3. Предложена технология профессионально-творческого саморазвития личности студентов.
4. Произведена оценка эффективности реализации технологии обучения студентов профессионально-творческому саморазвитию.
Магистерская диссертация по теме «Профессионально-творческое саморазвитие студентов» содержит 122 страницы текстового документа, 5 приложений, библиографический список из 77 источников. В основном тексте диссертации содержится 6 таблиц, 4 диаграммы.