Написание дипломной работы
Содержание. Представляет собой последовательное перечисление наименований глав и параграфов. Оглавление (содержание) должно включать все заголовки, имеющиеся в работе.
Все заголовки начинаются с заглавной буквы без точки на конце. Нумерация рубрик (глав, параграфов) делается по индексационной системе, т. е. обозначается основная рубрика (например, Глава 1) и подчиненная рубрика (1.1; 1.2; 1.3 и т. д.). Пример оформления содержания работы приведен в Приложении 5.
Введение. Объем введения 1,5-2 страницы. Во введении необходимо обосновать актуальность данной темы, проблему исследования, сформулировать цель и задачи работы, определить объект и предмет исследования, а также гипотезу, теоретическую и практическую значимость работы.
Объект исследования - это туристская организация, область, регион, страна, рассматриваемая в дипломной работе и являющаяся полем для исследования (Например, туроператор «Нева»).
Предмет исследования - это функция, процесс, структура или явление, находящаяся в отношении к объекту и обладающая каким-либо свойством, на которое направлено действие исследователя. Предмет определяет направление исследования и тему дипломной работы. Например, структура и процесс управления качеством туристского продукта туроператора «Нева». Введение, таким образом, ориентирует на дальнейшее раскрытие темы.
Проблема исследования – это совокупность новых, диалектически возникающих сложных теоретических или практических вопросов, противоречащих существующим знаниям или прикладным методикам в данной науке, требующая решения путем научных исследований. Научные проблемы возникают в туристской сфере не стихийно, а закономерно, под действием экономических законов, в связи с развитием производительных сил и производственных отношений в туристской индустрии. Они решаются на основе планового руководства при помощи методов, предложенных наукой.
Гипотеза исследования – может быть научно-обоснованным предположением, совокупностью воздействий и системой мер по реализации задач исследования.
Приёмы построения гипотез различаются по форме, уровню, характеру, механизму формирования, логической структуре и функциональному назначению. (Таблица 2)
Таблица 2.
Приёмы построения гипотез
Г И П О Т Е З А | Форма | «если…, то…» «если…, то…, так как...» |
Уровень | Эмпирическое исследование Теоретическое исследование | |
Характер | Модификационная Революционизирующая | |
Механизм формирования | Простые: индуктивные или дедуктивные Комплексные: индуктивно-дедуктивные | |
Логическая структура | Линейная (1 предположение) Разветвлённая (возможные следствия) | |
Функциональное назначение | Объяснительная Предсказательная Смешанная |
Форма гипотезы заключается в применении при формулировании и написании текста гипотезы своеобразной формулы: "если ..., то ..., так как...". При этом, выражение "так как", направленное на раскрытие сущности явления, построения причинно — следственных связей, применяется, как правило, для гипотез, соответствующих теоретическому уровню исследования.
Уровень гипотезы заключается в ее соответствии уровню проводимого исследования: эмпирического или теоретического.
Поскольку эмпирическое исследование основывается на результатах опыта, то и гипотеза формулируется о предположении изменения (либо не изменения) конкретного явления или факта, т.е. эмпирическое исследование и его гипотеза выступают в функции установления новых фактов для последующего развития теории.
Для теоретического уровня исследований гипотеза формулируется с целью проверки теоретического знания, например, следствия из теории. Специфика гипотезы данного уровня заключается в том, что она является, как и теоретическое исследование, обобщающей и применимой для целой группы изучаемых объектов или явлений, направленной на раскрытие их сущности, установлением причин взаимосвязей между параметрами, подлежащими экспериментальному исследованию.
По своему функциональному предназначению гипотезы могут делиться на виды. (Таблица 3)
Таблица 3.
Разделение гипотез на виды по функциональной нагрузке.
Виды гипотезы | Функциональная нагрузка |
объяснительные гипотезы | для объяснения фактов или явлений |
предсказательные гипотезы | для предсказания законов, закономерностей, свойств и особенностей объектов и явлений |
объяснительно-предсказательные | сочетают в себе оба предназначения |
По содержанию гипотезы делятся на:
· гипотезы информационного характера
· гипотезы инструментального характера.
Гипотезы информационного характера формулируются обычно на начальном этапе исследования (либо характерны для начинающих исследователей) и несут в себе зависимость от одной переменной. Другими словами, экспериментатор, начинающий исследование, строит предположение о том, как и каким образом можно достичь поставленной цели исследования. (Если сделать так..., то получится эффект ...)
Способы проверки гипотезы:
- на основе логики и анализа имеющихся знаний, полученной информации,
- на основе наблюдений, опытов, экспериментов,
Необходимо наметить пути проверки своих предположений, выбрать методы исследования и разработать программу эксперимента.
Теоретическая значимость исследования дипломной работы тесно связана с его новизной, степенью сформированности теоретических положений, т.е. концептуальностью, доказательностью полученных выводов, перспективностью использования результатов.
Для подтверждения практической значимости дипломной работы, имеющей прикладное значение, должны приводиться сведения о практическом использовании полученных студентом научных результатов, а в дипломной работе, имеющей теоретическое значение, – рекомендации по использованию научных выводов.
Основная часть. Теоретический, аналитический и экспериментальный материал целесообразней расположить в отдельных главах исследования, при этом указываются источники статистических данных и методы сбора информации. Вся работа должна быть напечатана в одном виде шрифта (желательно Times Roman), если это не смысловое выделение по тексту. Желательно, чтобы абзац включал в себя не менее трех предложений. Название каждой главы начинается с новой страницы, объем параграфа не может быть меньше пяти страниц. В тексте должны отсутствовать сокращения, кроме общепринятых, необходимые сокращения при первоначальном употреблении должны быть расшифрованы. В конце главы приводятся выводы по результатам исследований.
В первой главе, которая является, как правило, теоретической, следует раскрыть сущность туризма как феномена современности (экономическое, геополитическое, глобальное содержание вопроса), его особенности и характерные черты, применительно к тематике выпускной квалификационной работы. Желательно при изложении теоретических понятий рассмотреть различные взгляды лидеров стран, международных организаций (ЮНВТО и др.), ведущих специалистов по туризму. Необходимо ссылаться на них и делать анализ тех точек зрения, которые в большей мере отражают современное состояние туризма в России и в мире. Отдельные положения первой главы можно подтвердить статистическими данными по стране, отрасли в целом, региону и т.д.
Целесообразно также шире увязать теоретический материал (текстовой) с наглядными рисунками. На основе изучения научной, теоретической, популярной литературы, нормативных документов и иных материалов, рекомендованных научным руководителем или подобранных дипломником самостоятельно, освещаются теоретическая суть и практическое значение предмета исследования, уровень разработанности проблемы на момент выполнения дипломного проекта. Предлагаются собственные подход, метод, концепция решения исследуемой проблемы.
Для системной увязки и удобства обозрения материал исследовательской главы также разбивается на 2-3 параграфа, соответствующих логике изложения предмета исследования.
В конце главы приводятся выводы о состоянии проблемы, результатах исследования статистических, научно-теоретических и практических источников. Объем главы вместе с выводами должен составлять около тридцати страниц.
Вторая глава должна занимать основное место в дипломной работе, которая, как правило, носит аналитический характер. Во второй главе дипломной работы дается общая характеристика исследуемого объекта, обязательно приводятся и анализируются перспективы развития региона, а также анализ использования туристско-рекреационных ресурсов, проводится маркетинговый анализ деятельности туристских фирм региона.
Рассматриваются методы исследования, которые способствуют решению поставленной задачи; приводятся результаты аналитической работы по изучению состояния и выявлению проблем развития объекта исследования по сути предмета. Анализируются факторы, влияющие на решение проблемы, выбранной для исследования. Изучаются и анализируются статистические, научно-теоретические и практические данные других исследователей.
На основе изучения научной, теоретической, популярной литературы, нормативных документов и иных материалов, рекомендованных научным руководителем или подобранных дипломником самостоятельно, освещаются теоретическая суть и практическое значение предмета исследования, уровень разработанности проблемы на момент выполнения дипломной работы. Предлагаются собственные подход, метод, концепция решения исследуемой проблемы.
В этой части работы дается исследование ресурсов объекта исследования, организационно-экономическая характеристика туристских фирм, стратегии развития и др. Эта часть работы должна выполняться на конкретных материалах, взятых в динамике не менее чем за три-четыре года.
Текст этого раздела следует проиллюстрировать схемами (например, системы дистрибьюции турпродукта и т. д.), таблицами, графиками, диаграммами, показывающими наглядно предмет, направление и итоги исследования. Здесь же предлагается механизм (методика, модель) реализации рассматриваемой концепции. Приводятся результаты апробации этого механизма на предприятии (фирме). Выявляются и анализируются составляющие эффекта от предлагаемого подхода.
В конце главы приводятся конкретные выводы по сути исследования и даются предложения по совершенствованию системы функционирования объекта по предмету исследования. Объем главы должен составлять около сорока страниц.
В третьей главе исследования студент должен представить конкретную туристскую фирму, разработать программу обслуживания тура. В третьей главе диплома могут быть разработаны варианты эффективных экономических и управленческих решений, определяться наиболее перспективные направления развития исследуемого объекта. При этом рекомендации и предложения, должны находиться в рамках темы и отражать основополагающие теоретические вопросы, рассмотренные в первой главе. Конкретные предлагаемые мероприятия в дипломной работе по экономике туризма должны быть основаны на результатах анализа, проведенного во второй главе.
В заключение третьей главы необходимо оценить экономическую эффективность предложенных мероприятий, расчет стоимости тура, сделать анализ точки безубыточности, что позволит туристской фирме повысить эффективность производства и управления. Необходимо учитывать, что предлагаемые мероприятия должны учитывать текущую ситуацию и положение дел на исследуемом объекте. Объем главы должен составлять около двадцати страниц.
Заключение. В выводах диплома содержится общая оценка проанализированного материала и показывается возможность применения результатов исследования в практической туристской деятельности, приводятся итоги изучения проблемы, оцениваются предложения и рекомендации по улучшению деятельности администрации региона в сфере туризма, государственных и муниципальных учреждения сферы туризма частных туристских фирм и др.
В заключении приводятся также предложения по устранению недостатков в разрезе рассматриваемой проблемы, направленные на уменьшение и устранение проблем в деятельности объекта исследования, возможные результаты экономической или социальной эффективности от реализации предложенных решений. Объем 2-3 страницы.
Приложения. Приложения следует оформлять как продолжение дипломного проекта на ее последующих страницах, располагая их в том порядке, в каком на них давались ссылки в тексте. Каждое приложение должно начинаться с новой страницы и иметь содержательный заголовок. В правом верхнем углу над заголовком прописными буквами должно быть написано слово «ПРИЛОЖЕНИЕ». Если приложений больше, чем одно, их следует нумеровать. Разделы, подразделы, пункты, иллюстрации, таблицы, помещенные в приложении, следует нумеровать в пределах каждого приложения.
Подготовка к защите.
Для подготовки к защите дипломной работы необходимо подготовить тезисы доклада (реферат) (приложение 5). При его составлении учитывается установленное ориентировочное время на защиту около 5-7 минут.
Многие студенты читают свой диплом и думают, что легко смогут его рассказать. Но на самом деле это очень сложно. Необходимо написать конкретные слова, которые надо говорить на защите и связать их с презентацией и раздаточным материалом. Когда текст готов, надо проговорить его, и желательно не раз. По возможности сделать это без шпаргалки.
Для проведения доклада рекомендуется подготовить иллюстрированный материал в папках и презентацию в Power Point, которые отражают основные результаты, иллюстративный материал (таблицы, схемы, рисунки, диаграммы), достигнутые в работе, и согласованы с докладом.
Очевидно, что текст доклада на защите и текст на слайдах презентации должен быть коррелирован, но не одинаков. Каждой фразе на слайде должно соответствовать несколько связанных предложений.
В объеме 3-4 листов речи, в презентации и раздаточном материале нужно изложить для членов аттестационной комиссии все, что сделано в дипломной работе. Поэтому в речи нужно:
- подтвердить актуальность темы вашей дипломной работы;
- сформулировать цель и задачи работы,
- представить методологию исследования;
- кратко описать, как вы решали поставленные в дипломной работе задачи, какие выводы получили;
- показать научную и практическую ценность своей работы.
Часть вопросов берется из «Введения» к диплому, но не стоит переписывать полностью актуальность темы, а лучше оставить 2-3 предложения. Цель, задачи, объект, предмет, методы исследования, наоборот, взять без изменений.
Затем следует самое сложное: нужно кратко изложить содержание каждой главы и выводы по этим главам.
Удобнее, если выводы по каждой главе дипломной работы будут пронумерованы, это позволит изложить доклад логично и четко.
В результате выстроится последовательное изложение содержания дипломной работы и выводов.
Необходимо обсудить с научным руководителем возможные вопросы по дипломной работе. Продумайте, как будете объяснять полученные результаты работы. Попросите научного руководителя прочесть вашу речь к защите, а в идеале произнесите речь в его присутствии.
Перед защитой дипломной работы сама работа с отзывом научного руководителя сдается на кафедру.
Заведующий кафедрой на основании отзыва научного руководителя решает вопрос о допуске дипломной работы к защите, делая об этом соответствующую надпись на последнем листе. Допущенная дипломная работа направляется на внешнее рецензирование.
К рецензированию привлекаются лица из числа профессорско-преподавательского состава выпускающих кафедр ФГБОУ ВПО «РГУФКСМиТ», других вузов, а также высококвалифицированные сотрудники государственных органов, предприятий и организаций. Рецензент в течение пяти дней с момента поступления дипломной работы представляет на кафедру внешнюю рецензию на нее.
Во внешней рецензии на дипломную работу отражается:
- соответствие рецензируемого диплома установленным требованиям в отношении полноты и степени разработки вопросов;
- общий вывод о теоретическом, научном и практическом уровне диплома;
- положительные стороны диплома (творческий подход к разработке темы, использование новых идей, возможность практического использования работы и т.д.);
- недостатки в дипломе, изложении и оформлении материала;
- предлагаемая оценка диплома;
- заключение рецензента о возможности присвоения выпускнику соответствующей квалификации.