Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой выставке
Учебно-тематический план второго года обучения
№ | Названия тем выполняемых работ | Количество часов |
«Бабочка» | ||
«Ваза с фруктами» | ||
«Фантастические деревья» | ||
«Птичий двор» | ||
«Ветка рябины» | ||
«Осенняя береза» | ||
«Золотая осень» | ||
«Кошка» | ||
«Роспись силуэтов Дымковских игрушек» | ||
«Хмурая осень, ветреный день» | ||
«Воробышек» | ||
«Улицы города» | ||
«Я» | ||
«Пингвины» | ||
«Жостовский поднос» | ||
«Праздник Елки» | ||
«Дед Мороз» | ||
«Зимние деревья» | ||
«Зимние забавы» | ||
«Зимнее дерево» | ||
«Богатырь» | ||
«Путешествие в жаркие страны» | ||
«Филимоновская сказка» | ||
«Подводное царство» | ||
Натюрморт «Комнатный цветок» | ||
«Птицы прилетели» | ||
«Портрет прекрасной дамы в шляпе» | ||
«…царевна есть, что не можно глаз отвесть» | ||
«Аленький цветочек» | ||
«Космические путешествия» | ||
«Пропала собака» | ||
«Добрые герои сказок» | ||
«Букет-настроение» | ||
«Цветущий май» | ||
Подготовка работ к полугодовому просмотру и итоговой выставке | ||
Итого за год: | 70 часов |
Программное содержание второго года обучения
Цель: научить детей понимать язык искусства, видеть красивое вокруг себя и создавать художественные образы.
Основные задачи:
- развитие воображения и образного мышления, наблюдательности и внимания;
- развивать навыков владения художественными инструментами и материалами;
- знакомство детей с различными видами и жанрами изобразительного искусства.
Предполагаемый результат второго учебного года, учащиеся:
- откроют для себя богатство и разнообразие труда художника;
- получат представления о воплощении образов окружающего мира на основе создания собственных художественных работ;
- узнают, что такое живопись, графика, скульптура, научатся различать такие жанры, как натюрморт, пейзаж, портрет.
Темы и содержание выполняемых работ
1. «Бабочка»
Цель и задачи: познакомить с новым способом изображения - монотипией, формировать навыки рисования в нетрадиционной технике, развивать творчество, фантазию.
Содержание: загадка. Показ работы в новой технике. Оттиск второй половины бабочки путем складывания бумаги пополам. Декорирование крыльев бабочки простым орнаментом. Дорисовывание усиков и мелких деталей бабочки фломастерами.
Материал: гуашь, лист бумаги, тонкая кисть, фломастеры.
2. «Ваза с фруктами»
Цель и задачи: учить детей зрительно воспринимать и определять жанр в искусстве – натюрморт; учить детей самостоятельно составлять натюрморт из предложенных предметов, формировать навыки правильно располагать предметы натюрморта; учить передавать в рисунке характерные особенности фруктов.
Содержание: предварительная работа - лепка и аппликация натюрморта, составление натюрморта из предметов окружающей обстановки. Показ репродукций с картин художников, рисующих натюрморты.
Загадки про фрукты. Исследование натурной постановки. Зарисовка яблока, груши, винограда. Показ работы над натюрмортом, его последовательность рисования. Работа от пятна по всему листу. Расположение фруктов в вазе.
Материал: стол, скатерть, муляжи фруктов, ваза, кисти, краски гуашь, формат листа А3.
3. «Фантастические деревья»
Цель и задачи: продолжать знакомство с теплыми цветами и их оттенками и с холодными цветами и их оттенками. Научить создавать образы необычных деревьев. Развивать фантазию, творчество.
Содержание: сказка о чудо-дереве. Использование схемы: основные и составные цвета. Цветовая растяжка (разбеление теплых цветов и холодных цветов). Нежные, пастельные цвета.
Материал: гуашь, палитра, формат А3, карандаш, альбом.
Выставка работ.
4. «Птичий двор»
Цель и задачи: учить детей изображать выбранную птицу на основе сложившихся представлений о домашних птицах и самостоятельно анализировать ее форму, строение, пропорции; выбрать изобразительный материал для рисования: краски, цветные карандаши или восковые мелки; использовать технические приемы рисования птиц. Развивать творчество, самостоятельность.
Содержание: загадки про птиц. Рассматривание домашних птиц, их формы, строения. Зарисовка птиц конструктивным методом. Расположение рисунка птицы на формате бумаги А3.
Материал: цветные карандаши, краски, восковые мелки.
Выставка работ.
5. «Ветка рябины»
Цель и задачи: научить создавать осенний натюрморт. Закреплять умение рисовать инструментом «растушовка», изображая ягоды рябины, совершенствовать навыки рисования концом кисти, развивать самостоятельность, творчество, художественный вкус.
Содержание: рассматривание рябины. Последовательность работы рисования рябины.
Материал: краски гуашь, кисти, формат бумаги А3, баночки с водой.
Выставка работ.
6. «Осенняя береза»
Цель и задачи: учить передавать в рисунке характерные особенности березы (белый ствол с черными пятнами, тонкие изогнутые ветки, легкая крона), осеннюю окраску листвы; обучать правильным способам действия кистью при рисовании вертикальных мазков для образования листвы и горизонтальных штрихов для изображения черных пятен на стволе березы; закрепить навыки рисования концом кисти тонких изогнутых линий; через загадки, иллюстрации, рисунки формировать в представлении детей образ стройной белоствольной березы.
Следить за правильной осанкой при рисовании.
Содержание: загадка. Показ репродукций с картин художников, рисующих деревья. Показ последовательности рисования березы. Работа всей поверхностью кисти и работа кончиком кисточки. Мазковая живопись.
Материал: иллюстрации с изображением березы, лист бумаги для показа отдельных способов изображения, кисти, альбом для упражнения в рисовании тонких линий и разных способов работы кистью; кисточки, краски гуашь.
7. «Золотая осень»
Цель и задачи: познакомить с новым приемом рисования с использованием засушенных растений - печатание цветов и трав, учить составлять композицию, передавать в ней изменения, произошедшие в природе, закреплять умение детей различать и называть жанр искусства - пейзаж, закреплять умение располагать предметы близкого, среднего и дальнего планов, линию горизонта, развивать творчество, художественный вкус, терпение.
Содержание: рассматривание осенних пейзажей, беседа по картинам. Рассказать о переднем и дальнем плане, используя репродукции картин художников-пейзажистов. После определения, что такое линия горизонта, найти ее в репродукциях картин русских художников-пейзажистов.
Материал: образец, засушенные листья различной формы, гуашь, кисти.
8. «Кошка»
Цель и задачи: продолжать учить рисовать домашних животных. Познакомить с новыми графическими материалами. Передавать пушистость с помощью угля, сангины или пастельных мелков.
Содержание: загадка про кошку. Этапы рисования кошки с помощью мягких графических материалов. Образ кошки.
Материал: пастель, уголь, сангина, формат бумаги А4.
9. «Роспись силуэтов Дымковских игрушек»
Цель и задачи: закреплять умения детей передавать характер и особенности дымковских народных игрушек, особенности узора, его цветовую гамму, развивать самостоятельность, творчество, совершенствовать технические навыки и умения в создании новых цветовых тонов и оттенков путем разбеливания.
Содержание: рассматривание дымковских игрушек. Показ рисования дымковского орнамента в полосе, в круге.
Материал: силуэты дымковских игрушек, гуашь, кисти, дымковские игрушки или иллюстрации.
Выставка работ.
10. «Хмурая осень, ветреный день»
Цель и задачи: учить отражать на рисунке ветреную погоду через изображение наклоненных в одну сторону веток, через листья, летящие в одном направлении; передать в рисунке колорит хмурого осеннего дня через подбор соответствующих красок; изображать в рисунке разные виды деревьев: березы, ели, клены и др.; располагать их на широкой полосе земли небольшими группами; учить приглушать яркий цвет красок. Воспитывать художественный вкус, развивать умение строить художественный замысел (до начала рисования наметить содержание, композицию, колорит рисунка).
Содержание: рассматривание картин с изображением различного состояния природы (серое небо, коричневая земля). Показ смешивания ярких красок с черной. Приглушение красок. Последовательность работы над пейзажем.
Материал: картины с изображением различной осенней погоды - ясной и хмурой, ветреной; краски гуашь, мягкие кисти, палитра для приглушения ярких красок, цветные карандаши.
Выставка работ
11. «Воробышек»
Цель и задачи: формировать у детей обобщенное представление о внешнем облике птицы, понимание, что все птицы, несмотря на различия в окраске, форме и величине частей, сходны по строению; познакомить со штриховыми рисунками птиц; учить передавать в рисунке характерные особенности воробья: пропорции его тела, цвет оперения, форму клюва, хвоста; развивать умения применять при закрашивании изображения разные приемы рисования карандашом: тушевку и штриховку, разный нажим.
Содержание: рассматривание птиц на иллюстрациях, наблюдения за птицами, лепка, зарисовка птиц. Последовательность работы рисования птиц. Загадки, стихотворения, изображения птиц: воробья, сороки, вороны, синицы и др., штрихованные изображения из книжек-раскрасок.
Материал: черный фломастер; квадратные листы бумаги, простой и цветные карандаши.
12. «Улицы города»
Цель и задачи: продолжать учить детей рисовать дома разных размеров, выделять главный объект, передавать взаимосвязь между объектами, изображать предметы близкого, среднего и дальнего планов, дополнять композицию по своему усмотрению (деревья, машины, украшения), развивать фантазию, воображение, художественный вкус.
Содержание: городские пейзажи. Загадки и стихотворения. Материал: восковые мелки, цветные карандаши, акварель, бумага формат А3, кисть.
13. «Я»
Цель и задачи: продолжать знакомить детей с портретной живописью. Учить передавать в рисунке образ человека. Научить рисовать свой портрет, дать понятие о пропорциях лица. Продолжать работу гуашевыми красками.
Содержание: рассказать о портрете как о жанре живописи. Знакомство с художниками-портретистами. Рассказать о пропорциях лица. Игра: «Найди свою половинку».
Самостоятельная работа детей над автопортретом гуашевыми красками на формате А3.
14. «Пингвины»
Цель и задачи: учить изображать арктических животных на основе впечатлений, полученных от почитанной книги Г.Снегирева «Про пингвинов», передавать животных в движении, их характерные особенности. Продолжать учить рисовать с помощью поролоновых тампонов. Воспитывать интерес к природе, к животному миру. Пингвины, среда их обитания. Чтение отрывка из книги «Про пингвинов».
Содержание: показ последовательности рисования пингвинов. Материал: листы бумаги формата А3, краски, кисти, тампоны.
Создание холодного фона с последующим изображением на нем пингвинов.
15. «Жостовский поднос»
Цель и задачи: познакомить детей с особенностями жостовской росписи, учить детей расписывать подносы разной формы по мотивам жостовской росписи; размещать в центре крупные цветы, заполняя композицию листьями. Воспитывать интерес к народному творчеству. Закреплять умение свободно пользоваться гуашью, накладывать цвет на цвет. Рассматривание жостовских подносов и знакомство с жостовской росписью.
Содержание: особенности рисования элементов, фон под роспись.
Материал: таблица с элементами жостовской росписи, черный картон в форме подноса для детей разной формы, гуашь, кисти.
Выставка работ.
16. «Праздник Елки».
Цель и задачи: развивать у детей эстетическое восприятие, эмоциональное отношение к изображению, намечать содержание и передавать его в рисунке, используя яркие тона красок. Продолжать учить рисовать деревья, животных, фигуру человека.
Содержание: стихотворения и загадки. Показ рисования праздничной елки мазковым способом. Закрашивание фона.
Материал: бумага формата А3, краски гуашь, кисти.
17. «Дед Мороз»
Цель и задачи: продолжать учить рисовать фигуру человека. Развивать у детей эмоциональное отношение к изображению.
Содержание: стихотворение и загадки. Последовательность рисования фигуры Деда Мороза. Закрашивание фона.
Материал: бумага формата А3, краски гуашь, кисти.
Самостоятельная работа учащихся.
Выставка работ.
18. «Зимние деревья»
Цель и задачи: научить передавать образ зимнего леса, используя технику оттиска засушенных листьев. Продолжать учить закрашивать фон, работать широкой кистью, смешивать краски. Закреплять понятия о холодной гамме цветов.
Содержание: показ картин художников-пейзажистов. Этапы работы над пейзажем. Линия горизонта. Холодный фон. Смешение красок на палитре.
Материалы: кисти №2 и №6, гуашь, формат А3, палитра, альбом для зарисовок, карандаш, засушенные листья деревьев.
19. «Зимние забавы»
Цель и задачи: научить рисовать фигуру человека в движении, передавать характерные особенности, соблюдать пропорции. Самостоятельно придумывать композицию, создавать зимний пейзаж, изображать деревья, кусты. Совершенствовать умение рисовать карандашами, закрашивать рисунок с разным нажимом карандаша. Развивать художественный вкус, творчество, старательность.
Содержание: рассматривание фигуры человека на лыжах в разных позах, катающегося человека на санках, коньках. Последовательность рисования фигуры человека катающегося на коньках, санках.
Материал: альбомные листы, карандаши цветные, восковые мелки.
20. «Зимнее дерево»
Цель и задачи: учить передавать в рисунке зимний пейзаж с хвойными деревьями, самостоятельно придумывать композицию рисунка, передавать штрихами разного характера хвою на елях, соснах, кору деревьев; рисовать штрихами с разным нажимом для получения различной интенсивности цвета.
Содержание: знакомство с графикой. Таблица с изображением штрихов. Показ работы тушью деревянными палочками.
Материал: иллюстрации с зимними пейзажами, гравюры, таблица с изображением штрихов, изображения ели и сосны (без хвои), силуэты зимних деревьев, кустов, черные карандаши, черные восковые мелки или тушь с деревянными палочками.
21. «Богатырь»
Цель и задачи: продолжать знакомить детей с портретной живописью, учить передавать характерные особенности мужского лица, соблюдать пропорции, форму. Развивать художественный вкус, самостоятельность. Вызывать у детей эмоциональное отношение к образу, уметь передавать в рисунке основные детали костюма богатыря.
Содержание: рассматривание репродукции картин художников-портретистов и картин, написанных по мотивам русских народных сказок. Образ русского богатыря. Особенности пропорций мужской фигуры. Последовательность рисования.
Материал: гуашь, кисти, формат А3.
22. «Путешествие в жаркие страны»
Цель и задачи: заинтересовать детей рисованием животных жарких стран в их среде обитания - среди лесов и степей. Развивать разумное и бережное отношение к природе. Закреплять полученные навыки рисования (рисование концом кисти, использование тычка, тампона для рисования пушистой шерсти).
Содержание: рассматривание животных жарких стран на иллюстрациях книг. Последовательность рисования животных (слон, жираф, зебра и т.д.).
Материал: краски, простые карандаши для рисования эскиза, кисти.
Иллюстрации.
23. «Филимоновская сказка»
Цель и задачи: продолжать знакомить с орнаментом украшения филимоновских поделок – полоски, снежинки, а также с основными цветами, используемыми в украшении поделок. Продолжать учить рисовать кончиком кисти. Формировать любовь к народному искусству, развивать чувство цвета, ритма.
Содержание: показ рисования элементов орнамента филимоновской игрушки. Передача характерной цветовой гаммы. Рисование орнамента в полосе.
Материал: краски гуашь, таблица с элементами узора.
24. «Подводное царство»
Цель и задачи: продолжать знакомить с техникой «граттаж». Учить рисовать рыбок, морских звезд, медуз. Развивать фантазию, творчество.
Содержание: загадка про морских животных. Показ работы в технике «граттаж». Материал: «волшебная бумага» для граттажа, деревянная палочка, альбом, карандаш.
25. Натюрморт «Комнатный цветок»
Цель и задачи: учить рисовать тушью и пером. Показать особенности изображения комнатного цветка в графике. Продолжать знакомить со средствами графики.
Содержание: графика – одно из средств изображения природы. Штрих, линия, композиция – средства графики. Рисование с натуры комнатного цветка.
Материалы: тушь, перо, бумага формата А4.
26. «Птицы прилетели»
Цель и задачи: продолжать учить рисовать различных птиц. Передавать строение и окраску. Продолжать учить рисовать восковыми мелками и акварелью.
Содержание: загадки и рассказы про птиц. Показ последовательности рисования различных птиц. Компоновка на листе стайки птиц.
Материалы: восковые мелки, акварель, кисти, формат бумаги А3.
27. «Портрет прекрасной дамы в шляпе»
Цель и задачи: продолжать знакомить детей с портретной живописью, учить передавать характерные особенности женского лица. Учить рисовать погрудный портрет. Развивать художественный вкус, самостоятельность. Вызывать у детей эмоциональное отношение к образу, уметь передавать в рисунке женский образ.
Содержание: рассматривание репродукции картин художников-портретистов. Образ женщины. Особенности женского образа. Последовательность рисования.
Материал: гуашь, кисти.
Выставка работ.
28. «…царевна есть, что не можно глаз отвесть».
Цели и задачи: учить изображать один из эпизодов знакомой сказки; передавать в рисунке определенное место действия, изображать сказочного героя и передачу его движений; передавать характерные особенности одежды и предметов, закреплять навыки рисования неба, моря акварельными красками «по-сырому». Развивать фантазию, память, мышление, творчество.
Предварительная работа: рассматривание рисунков, портретов.
Содержание: последовательность рисования портрета во весь рост на подготовленном акварельном фоне. Создание женского образа с помощью выразительных средств (линия, пятно).
Материал: иллюстрации к сказке «Сказка о царе Салтане» А.С.Пушкина; формат бумаги А3, краски гуашь, мягкие кисти, вода.
Выставка работ.
29. «Аленький цветочек»
Цель и задачи: формировать у детей образные представления; учить умению создавать средствами рисунка сказочный цветок необычной красоты; передавать в рисунке радость. Воспитывать желание и умение работать самостоятельно.
Содержание: загадка. Декорирование лепестков цветка простым орнаментом. Дорисовывание усиков и мелких деталей фломастерами.
Материал: бумага, краски - гуашь, кисти.
Выставка работ.
30. «Космические путешествия»
Цель и задачи: познакомить с новым способом рисования «эстамп по картону», продолжать знакомить с сюжетным рисованием, учить составлять композицию, продумывать ее содержание, планировать работу. Учить располагать рисунок на всем листе. Показ работы в технике «эстамп по картону».
Содержание: сначала изготовить клише из картона, потом валиком раскатать гуашевую краску на нем, положить цветную бумагу и откатать скалкой. Дорисовать мелкие детали цветными ручками или фломастерами.
Материал: два картона формата А4, цветная бумага формата А4, гуашь, ножницы, картон, клей, поролоновый валик для краски, валик для прокатывания.
Иллюстрации о космосе.
31. «Пропала собака»
Цель и задачи: продолжать учить работать по сырому листу. Учить рисовать собаку, используя жирные мелки, фломастеры, пастель.
Содержание: стихотворение «Щенок» С.Михалкова. Показ работы в технике «по-сырому». Передача пушистости жирными мелками с помощью различных линий.
Материалы: гуашь, акварель, пастельные мелки, восковые мелки, фломастеры, формат бумаги А3.
32. «Добрые герои сказок»
Цель и задачи: учить передавать свое отношение к героям сказок, используя линию, цвет и украшение. Продолжать учить рисовать человеческую фигуру.
Содержание: рассказ о средствах изобразительного искусства (линия, цвет, украшение). Показ репродукций картин В.Васнецова (сказочные герои). Рисование схемы фигуры человека с последующим созданием образа героя. Работа детей над созданием линейного рисунка, затем -живописного.
Материал: гуашь, кисти, бумага формата А3, карандаш, альбом.
Выставка работ.
33. «Букет-настроение»
Цель и задачи: научить выражать свое настроение через ритм, пластику и цвет букета. Развивать творчество, фантазию.
Содержание: предложить нарисовать букет, который по цвету и ритму соответствует эмоциональному состоянию человека (радость, грусть, печаль и т.д.). Обсудить взаимосвязь цветовых гамм и эмоций.
Материал: гуашь, кисти, бумага формата А3, карандаш, альбом.
34. «Цветущий май»
Цель и задачи: передавать в сюжетном рисунке характерные особенности природы в последний месяц весны; продолжать работать над разнообразием композиций в пейзажных рисунках; учить использовать светлые и яркие краски для передачи радостного настроения.
Содержание: рассматривание репродукций картин художников-пейзажистов. Образ цветущего дерева. Особенности цветовой гаммы (пастельные тона). Последовательность рисования.
Материал: репродукции с различными композициями с весенними образами; мягкие кисти, краски гуашь, формат А3.
Выставка работ.