Структура и функции процесса обучения

Характеристика принципов обучения

Принципы обучения Суть принципа Правила реализации принципа
Научность    
Доступность    
Наглядность    
   
   
   
   
     

Задания для самостоятельной работы по теме 3: «Методы обучения. Классификации методов. Средства обучения»:

1. Выпишите из разных учебников и учебных пособий определения понятия «метод обучения», проанализируйте их и определите, какие наиболее точно отражают сущность образовательного процесса и почему:

2. Проанализируйте свои занятия в вузе и определите, какие методы используют преподаватели на них. Зависит ли от изучаемого курса применение ими тех или иных методов? Как связаны они с целями и содержанием образования? Соответствуют ли применяемые в вузе методы обучения вашему уровню развития?

Подумайте, какие методы обучения вы хотели бы использовать на своих занятиях в вузе. Назовите их (письменно).

3. Сделайте наглядное пособие – памятку по классификации средств обучения, вида:

Идеальные средства обучения Материальные средства обучения
На уровне урока
   
На уровне предмета
   
На уровне всего процесса обучения
   

4.Заполнить таблицу:

Этапы развития методов обучения Характеристика методов обучения
1.Древние времена  
2.Период появления школ  
3.Средние века  
4.17–18 век  
5.19–20 век  
6. 21век  

Задания для самостоятельной работы по теме 4: «Формы организации обучения»:

1. Составьте рассказ о том, какими вы хотите видеть свои уроки.

2. Каким дидактическим требованиям должно удовлетворять проведение экскурсии? Составьте план проведения экскурсии. Подумайте, какие действия необходимо выполнить для организации экскурсии: 1) определить тему, цели и задачи, объект, место, время проведения экскурсии; 2) составить план экскурсии; 3) определить состав руководителей; 4) разработать или подобрать задания, вопросы для учащихся; 5) определить форму обучения для экскурсии (групповая, индивидуальная, фронтальная); 6) продумать сроки оформления учащимися результатов экскурсии. Какие еще действия необходимы?

3. Разработайте примерные виды домашних заданий по одной из тем любого учебного предмета.

4. Составьте структуру урока усвоения новых знаний.

5. Составьте структуру урока контроля и коррекции знаний, умений.

6. Составьте схему анализа традиционного и инновационного урока.

7.Заполнить таблицу:

Системы обучения
Система взаимного обучения Маннгеймская Дальтон – План План Трампа
       
       
       
       
       
       
       
       
       

По теме 5 « Содержание образования в современной школе»

1.Проанализируйте какое-либо учебное пособие и определите, какие элементы знания в нем рассматриваются. Сколько новых понятий дается, сколько теорий, закономерностей и др.?

2. Изучите какой-либо учебник по школьному предмету и охарактеризуйте его структуру -- какие аппараты представлены (тектовый, внетекстовые – иллюстративный, аппарат ориентировки, проверочный), какие разделы в него включены, что особенного в содержании учебного материала и т. д.)

3.Заполнить таблицы:

Теории организации содержания образования:

Название теории Автор Основные положения теории Достоинства Недостатки
1.        
2.        
3.        
4.        
5.        

2.Структура учебного плана:

Части учебного плана Компоненты учебного плана Виды учебных занятий
1. 1. 2. 1. 2.
2. 3. 3.

3.Способы построения учебной программы:

Способ построения учебной программы Сущность способа Достоинства способа Недостатки способа
     
Составные части школьной программы

4.Составить схемы: а) требования к учебнику; б) функции учебника; в)структура учебника.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1.Загвязинский В.И. Теория обучения: современная интерпретация.– М., 2006.

2.Кукушин Вадим Сергеевич. Теория и методика обучения: учеб. пособие для вузов /В.С.Кукушин. - Ростов н/Д:Феникс. - 2005 .- 474 с.

3.Педагогика: учеб. Пособие по дисциплине "Педагогика и психология" (часть I"Педагогика") /под ред. П. И. Пидкасистого.- М.: Высшее образование. - 2008.-430 с.

4.Педагогика: учебник для вузов по пед. специальностям/под ред. Л. П. Крившенко.-М.: Проспект. - 2008.-432 с.

5.Подласый Иван Павлович. Педагогика: в 3 кн.: учеб. для вузов по направлению подготовки и специальностям в области "Образование и педагогика"/И. П. Подласый.-2-е изд., испр. и доп.-М. : ВЛАДОС.-(Педагогика и воспитание). Кн. 1:Общие основы. - 2007.-527 с.

6.Сластёнин Виталий Александрович. Педагогика: учеб. пособие для вузов по пед. специальностям/В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под ред. В. А. Сластенина.-5-е изд.,. - М.: Академия. - 2008.-576 с.

Дополнительная:

1.Воронов В.В. Педагогика школы в двух словах.

http://pedagogik.mgou.ru/, [email protected], 2005 г.

2.Хуторской А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов. – СПб: Питер, 2004. – 544с.

3.Ситаров В.А. Дидактика: Учеб. пособие для студ. Высш. пед. учеб. заведений / Под ред. В.А. Сластенина. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.

Тест по модулю 3 «Теория обучения»

Общие принципы дидактики

1. Осмысление цели и задач обучения, глубокое понимание материала и умение применить его на практике составляет содержание принципа ___________ обучения.

a) доступности

b) наглядности

c) сознательности

d) последовательности

2. Опора на реальные представления учеников составляет содержание принципа ___________ обучения.

a) последовательности

b) сознательности

c) прочности

d) наглядности

3. Использование наглядности является…

a) принципом обучения

b) формой обучения

c) приемом воспитания

d) методом формирования познания

4. Наглядность, научность, систематичность и доступность являются __________ обучения.

a) формами

b) принципами

c) методами

d) средствами

5. Нормативные требования к организации и осуществлению образовательного процесса называются ___________ обучения.
a) методами
b) средствами
c) принципами
d) закономерностями

6. Мера совпадения реально достигнутых результатов с целями, предусмотренными образовательной программой, определяет ______________ обучения.

a) доступность

b) целостность

c) эффективность

d) системность

7. Дидактический принцип, который предполагает соответствие задач, содержания, методов и форм обучения возможностям обучаемых, называется принципом…

a) целостности

b) дифференциации

c) системности

d) доступности

8. Автором теории оптимизации обучения является…

a) Ю.К. Бабанский

b) Л.С. Выготский

c) И.Я. Лернер

d) В.В. Краевский

9. Приведение содержания образования в соответствие с уровнем развития науки и техники составляет сущность принципа…

a) доступности

b) преемственности

c) научности

d) соединения обучения и воспитания с трудом

10. Логическая взаимосвязь всех этапов обучения составляет сущность принципа …

a) научности

b) доступности

c) наглядности

d) преемственности

11. Применение в процессе обучения разнообразных примеров, иллюстраций, демонстраций, лабораторно-практических работ позволяет реализовать принцип…

a) наглядности

b) доступности

c) преемственности

d) систематичности

12. Учет возрастных особенностей учащихся при выборе содержания и методов обучения является примером реализации принципа ____________ обучения.

a) наглядности

b) доступности

c) систематичности

d) преемственности

13. Процесс учебного планирования основан на применении принципов _______ обучения.

a) наглядности и эстетизации

b) преемственности, последовательности, систематичности

c) научности и доступности

d) единоначалия и коллегиальности

14. Принципы обучения выводятся из ___________ обучения.

a) форм

b) приемов и методов

c) содержания

d) закономерностей

Цели, содержание и структура непрерывного образования

1. Нормативный документ, определяющий состав учебных предметов и порядок их изучения по годам обучения, называется…

a) учебным планом

b) тематическим планом

c) учебно-методическим комплексом

d) учебной программой

2. Книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету, называется…

a) учебно-методическим комплексом

b) учебной программой

c) учебником

d) хрестоматией

3. Показатель определенного уровня усвоения систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности, называется…

a) воспитанностью

b) образованностью

c) отметкой

d) уровнем личностного развития

4. Состояние готовности выпускника к реальному и осознанному выбору профессии называется профессиональным(ой)…

a) адаптацией

b) диагностикой

c) пригодностью

d) самоопределением

5. Учет реальных возможностей учащихся, предупреждение перегрузок составляет сущность принципа…

a) научности

b) наглядности

c) преемственности

d) доступности

6. Степень и вид профессиональной обученности специалиста называется…

a) образованием

b) специальностью

c) квалификацией

d) мастерством

7. Наука, изучающая организацию образования взрослых, называется…

a) педагогикой

b) акмеологией

c) аксиологией

d) андрагогикой

8. Средством реализации образовательных стандартов на практике, отражающим содержание образования определенного уровня и направленности, является…

a) учебный предмет

b) образовательная программа

c) образовательное учреждение

d) учебник

d) хрестоматия

9. Показатель определенного уровня усвоения систематизированных знаний и связанных с ними способов практической и познавательной деятельности, называется…

a) воспитанностью

b) образованностью

c) отметкой

d) уровнем личностного развития

Структура и функции процесса обучения

1. Основными характеристиками, соответствующими понятию «обучение» являются…

a) систематическая работа учителя, направленная на передачу учащимся знаний, умений и навыков, подготовку их к активной жизнедеятельности

b) взаимодействие учителя и учащихся, направленное на умственное развитие, овладение знаниями, умениями и навыками, культурой умственного труда, на формирование научного мировоззрения

c) упорядоченная деятельность педагога по реализации цели обучения, обеспечение информирования, воспитания, осознания и практического применения знаний

d) вооружение учащихся знаниями и способами учебной деятельности, в результате чего осуществляется их умственное развитие

2. К функциям процесса обучения относятся…

a) воспитательная

b) просветительская

c) коррекционная

d) развивающая

3. Сущность процесса обучения состоит в единстве…

a) реализации учебно-познавательных задач

b) уроков и домашней подготовки

c) учителя и администрации

d) преподавания и учения

4. К моделям обучения в дидактике относят…

a) программированное

b) автоматизированное

c) объяснительно-иллюстративное (сообщающее)

d) проблемное

5. Процесс формирования у школьников системы научных знаний, умений, навыков происходит в результате…

a) целенаправленной деятельности учителя

b) самообразования

c) получения информации средствами массовой коммуникации

d) помощи родителей

6. Основными характеристиками процесса обучения являются…

a) стабильность методов и форм обучения

b) организованное взаимодействие учащихся и учителей

c) соответствие результата обучения его целям

d) направленность на решение учебных задач

7. Учебная программа определяет…

a) количество учебных предметов

b) количество часов, которое отводится на изучение определенных тем, вопросов курса

c) содержание и объем знаний по каждому учебному предмету

d) порядок изучения учебных дисциплин

8. Результатами процесса обучения являются…

a) выносливость

b) акселерация

c) эрудиция

d) Гуманизация

e) умение учиться

9. Признаками процесса обучения являются…

a) слабая управляемость

b) целенаправленность

c) комплексность

d) односторонний характер

10. Дидактическими функциями учебников и учебной литературы являются…

a) информационная

b) материализованная

c) мотивационная

d) альтернативная

11. Проблемное обучение способствует…

a) эффективному управлению процессом обучения

b) быстрому запоминанию фактов и понятий;

c) развитию умений анализировать и обобщать

d) формированию умений использовать знания в нестандартной ситуации

12. К современным технологиям обучения относятся…

a) игровые

b) объяснительно-репродуктивные

c) личностно-ориентированные

d) развивающие

Наши рекомендации