Найдите и устраните ошибки в выборе слов, а так-же ошибки, связанные с нарушением норм лексической сочетаемости.
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ РИТОРИКА
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
Под общей редакцией Н.А. Ипполитовой
Составитель Е.Л. Ерохина
Олимп
Москва
Оглавление
Раздел I. Педагогческое общение
Раздел II. Речевая деятельность учителя
Раздел III. Профессионально-значимые для учителя речевые жанры
Раздел I. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБЩЕНИЕ
1. Даны слова, которые вы могли бы употребить, говоря об общительности. Распределите их по группам:
А) характеризующие высокий уровень общительности;
Б) характеризующие низкий уровень общительности или полное ее отсутствие.
Безразличие, энергичность, инициативность, лень, контакт, незнание предмета, плохое самочувствие, интерес к проблеме, собственные переживания, готовность отвечать, заинтересованность, замкнутость, сопереживание, взаимопонимание.
2. Познакомьтесь с диалогом, описанным С.Ю. Кургановым в книге «Ребенок и взрослый в учебном диалоге». Обратите внимание на выделенные предложения. Почему Коле сложно вступить в диалог? Как вы думаете, это случается с ним только на уроках? Аргументируйте свое мнение.
«Учитель. Как, по-вашему, кому труднее в бурю - Буревестнику или гагарам? (Речь идет о произведении М. Горького «Буревестник». – Примеч. ред.).
Саша. Гагарам! Им каждый день хочется взлететь во время грозы, но страшно. Потом, после бури, они говорят себе: «Ну ладно, в следующий раз, в следующую бурю – полетим». И так всю жизнь.
Коля робко поднял руку и опустил - класс как прорвало.
Оля. И не так уж хорошо Буревестнику в буре. Ведь чайки, гагары - это его подружки. Им страшно...
Аня. Они бросили Буревестника, струсили! Какие они ему друзья!
Коля снова собрался сказать, но Артем выкрикнул:
- Нет, он не одинок, он вместе с бурей!
Дима. ...И самое страшное будет после бури: он вернется к своим друзьям, но они и он будут помнить, что во время грозы они предали Буревестника…
Коля поднял руку повыше, но Лана бойко с места:
- Не нужны ему такие друзья!
Ира. Верно! Ведь там говорится: «Он от радости рыдает». Значит, он не думает о чайках, когда борется с бурей!
Артем. ...И наслаждается битвой!
Класс гудел...
- Нет, он просто забывается в битве. Тем труднее ему будет после грозы.
Дима. Буревестник как бы создает эту грозу! Он хочет, чтобы гагары смотрели на него и сами пытались взлететь!
- Он хочет победить бурю!
Коля молча смотрел на учителя, ему уже не хотелось отвечать.
Учитель. Ребята, не галдите. Коля давно хочет сказать, но не решится никак.
Коля. Ему каждый раз важно себе доказать, что если хоть однажды тучи закроют солнце, то он обязательно их победит! И поэтому он как бы вызывает бурю, проверяет себя еще и еще раз. Ему и в мирное время нужна буря».
3. Какие нормы современного русского литературного языка нарушены в следующих высказываниях?
1. Не могу согласиться о том, что говорил предшествующий докладчик. 2. Такого разностороннего органа, как конференция по разоружению, можно было бы использовать по назначению. 3. Хочу подчеркнуть о том, что сейчас особенно важно. 4. Ихние нравы и стали причиной крушения империи. 5. Наши намерения заключить этот договор были искренни. 6. Нужно углубить разработку проблемы. 7. Началась избирательная фиеста. 8. Депутаты приняли важное решение, которое способствует улучшению отмеченных недостатков. 9. Эта борьба ведется под тезисом защиты прав человека. 10. В полку царило воинствующее настроение. 11. Народ терпел двойственный гнет. 12. В конце собрания слово представили председателю.
Найдите и устраните ошибки в выборе слов, а так-же ошибки, связанные с нарушением норм лексической сочетаемости.
1. Князь Игорь и Всеволод вступили в поход. 2. Он заставлял голодных, усталых людей отрывать окопы. З. Половцы зажали русских воинов плотным кольцом. 4. Река проникает по дну оврага. 5. На много километров простирается глазам лес. 6. Шум реки распространялся за несколько километров. 7. Я высказал свои размышления. 8. Это отражает дружелюбие. 9. В результате чумы люди покинули город.
5. Определите, какие ошибки допущены в приведенных ниже предложениях. Какие нормы нарушены?
1. Историк объективно описывает ихние нравы. 2. Были приняты все мероприятия для поражения врага. З. Горожане строили укрепления, защищавшим себя от врага. 4. Большое внимание в войсках отводится боевой подготовке солдат, именно это занимает большинство времени. 5. Хочу подчеркнуть о том, что сейчас особенно важно. 6. Наши намерения заключить этот договор и подписать итоговый документ искренни. 7. Хозяева делали все, чтобы облегчить жизнь своим холопам. 8. Ветераны-то в основном люди изрядного возраста.
6. Точность речи зависит не только от знания предмета речи, но и от знания значений слов и употребления слов в соответствии с теми значениями, которые за ними закреплены в языке: слово должно быть адекватно выражаемому понятию.
Найдите и устраните ошибки в выборе слов. Какова причина этих ошибок? Исправьте предложения, сохраняя смысл высказываний.
Петр I сотворил плот. Он обладал мастерством искусственно вести беседу. Войска начали продвижение вперед. Аисты выводят потомство, которое будет продолжать их род. Им удалось сделать побег. Трудность заключалась в шрифте документов. Русские войска сделали лагерь на берегу. Первое боевое крещение он принял под Сталинградом. Главная суть плана наступления заключалась в неожиданности. Демобилизация из армии после войны повлекла новые проблемы: свободных вакансий не было и началась скрытая безработица. Саммит на высшем уровне будет проходить в конце года. Писатель правильно выражает жизнь. Он выбрал правильную дорогу в жизни.