Работа над силой голоса. Развитие переключаемости органов артикуляционного аппарата
Дует осенний легкий всторок: «У-у-у-у-у-у у», (Тихо.) Листочки (пальчики) едва шевелятся. Модул сильным потер: «У-у-у-у-у-у!» (Громко.) Заблудились мм и .носу, закричали мм: «Ау!» (Сначала громко, потом тихо.)
Осенние листочки на потомках висят, осипше .кисточки с нами говорят: «А-о-у-и ».
Психогимнастика. Пластические этюды
Образные перевоплощении
Показать, как животные готовятся к зим»! ежик забирается в норку; медведь ищет себе место для берлоги, м питом укладывается спать; белочка складывает шишки и грибочки и еною кладовую.
Солнце на работе — Белочка в заботе.
На сучок — Грибок,
Да еще грибок.
Сушит, старается—
Не подходи!
Едой запасается;
Зима впереди!
А. Чепуров
Изобразить осинку, дрожащую на ветру; могучий дуб, который не боится дождя и ветра; плакучую иву, который жалко расставаться со своей листвой.
В лесу осиновом Дрожат осинки. Срывает ветер С осин косынки. С осинок ветер Косынки сбросит — В лесу осиновом Наступит осень.
В. Степанов
Действия с воображаемыми предметами
Вспомнить и показать действия, которые можно наблюдать в осеннюю пору: вы собираете клюкву на болоте, срываете фрукты с деревьев, сгребаете граблями опавшую листву, убираете картофель.
За грибами. Мы по лесу шли-шли, подосиновик нашли, положили в кузовок, дальше пошли. Мы по лесу шли-шли, белый гриб нашли...
Тема «Овощи»
1. Развитие мелкой моторики. Координация движений в сочетании с речью
Поочередно загибать пальцы.
Сколько грядок в огороде?
В огороде у Федоры
Растут на грядках помидоры,
А на грядке у Филата
Много разного салата.
У бабушки Феклы
Четыре грядки свеклы.
У дядюшки Бориса
Очень много есть редиса.
У Маши и Антошки
Две гряды картошки.
Рад, два, три, четыре, пять —
Поможем урожай собрать.
Повторяй за мной зарядку. В ней звук Т пришел на грядку Тыква — вот, а вот — томат. Здесь — капуста, здесь — салат, Тмин, картошка, артишок И петрушки корешок. Все, что вырастили мы, Будем есть мы до весны. Е. Карельская |
2. Упражнения для мышц шеи. Работа над дыханием
Высматриваем огурцы. Вытянуть шею (вдох ртом). Наклонит! голову вперед вниз (выдох носом). «Посмотрим, будет ли дождик» Поднять голову в исходную позицию, затем откинуть назад (вдох ртом), вернуться в исходную позицию (выдох носом).
Что мы видим слева, а что — справа? Посмотреть направо — увидеть «арбуз», посмотреть налево — увидеть «дыню». Поворачивать голову в стороны: налево (вдох носом) — прямо (выдох ртом); направо (вдох ртом) — прямо (выдох носом).
Мимические упражнения
Чистим и едим лук. От лука слезятся глаза. Он горький. Огородное пугало. Показать: вы испугались огородного пугала. Изобразить страшное пугало, чтобы все птицы вас испугались.
4. Упражнения для жевательно-артикуляционных мышц
Стручок фасоли. Изобразить створки фасоли. Челюсти в спокойном состоянии (счет «раз», «два»). «Стручок лопнул»—движение нижней челюсти вперед (на счет «три»):
а) без нажима языком на нижнюю челюсть;
б) с сильным нажимом-подталкиванием языком нижней челюсти вперед.
Упражнения для губ и щек
Пришли дети в огород, от удивления открыли рот, увидев огромную тыкву. Широко открыть рот (удерживать под счет до « пяти-шести »).
Толстячки—худышки. Изобразить, овощи на грядке. Арбузы, тыквы, кочаны капусты «толстячки»;
лук, чеснок, стручок гороха и
другие - «худышки».