Физиологическая потребность в белках, жирах, углеводах и энергии детей и подростков различного возраста и пола

Питательные вещества 7-10 лет 11-13 лет мальчики 11-13 лет девочки 14-17 лет мальчики 14-17 лет девочки Студенты
Белки 90-100
Жиры 90-100
Углеводы 360-400
Соотношения Б:Ж:У 1:1:3 1:1:3 1:1:3 1:1:4 1:1:4 1:1:4
Энергия (ккал) 2600-2900

Ход работы:

1.В тетради распишите свой суточный рацион питания в виде таблицы (Таблица 15)

2.Заполните графы «белки», «жиры», «углеводы», «калорийность» используя данные таблицы, представленной в Приложении 1.

3.Произведите подсчет калорийности продуктов за каждый прием пищи.

4.Произведите подсчет калорийности продуктов питания за сутки.

5.Сделайте соответствующие выводы.

Таблица 15

Бланк суточного меню

Продукты Белки, г Жиры, г Углеводы, г Ккал
Завтрак
1.        
2…n        
Обед
1.        
2.        
3…n        
Ужин
1.        
2…n        

Контрольные вопросы:

1. Соответствует ли Ваш рацион питания тем требованиям, которые предъявляются к составлению суточного рациона питания?

2. Достаточное ли количество белков, жиров и углеводов присутствует в Вашем рационе питания? Каково их соотношение?

3. Присутствуют ли в Вашем рационе витамины и минеральные вещества?

4. Соответствует ли калорийность Вашего пищевого рациона суточному расходу энергии?

5. Правильно ли распределен пищевой рацион в течение дня?

6. Какова кратность Вашего питания? Соответствует ли это требованиям?

7. Что такое рациональное питание?

8. Почему необходимо кушать в одно и тоже время?

9. Что такое основной обмен?

10. Из чего слагается общий суточный расход энергии? О чем он свидетельствует?

11. Как называется наука о питании?

РАЗДЕЛ 5

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНЫХ ФУНКЦИЙ ДЕТСКОГО ОРГАНИЗМА

Элементарная рефлекторная деятельность человека, его сложные поведенческие акты и психические процессы зависят от функционального состояния его органов чувств (анализаторов), с помощью которых осуществляется восприятие и анализ бесконечного потока информации из окружающего материального мира и внутренней среды организма.

Впервые термин «анализатор» был введен в физиологию И.М.Сеченовым (1863), а учение об анализаторах было разработано И.П.Паловым.

Анализатор –это система нервных структур, с помощью которых идет познание окружающего мира [10].

Периферический отдел анализаторапредставлен специфическими рецепторными клетками (чувствительными нервными структурами), которые выполняет 2 основные функции: воспринимающую и кодирующую (превращают разные виды энергии (световую, механическую, тепловую и другие) в нервный импульс).

Проводниковый отдел анализатора- это специфические пути, проходящие через подкорковые структуры.

Центральный отдел анализатора- это корковое представительство приуроченное к строго определенной зоне коры. Здесь происходит высший анализ и синтез поступающей информации; формируются специфические ощущения, свойственные для каждого конкретного анализатора. Представлен первичными, вторичными и третичными зонами: 1 зоны- представлены специфическими нейронами (принимают только специфические раздражители), а 2 и 3- ассоциативными (принимают информацию от всех систем).

Нарушение деятельности любого из этих отделов анализатора нарушает его работу в целом.

Созревание сенсорных систем определяется развитием звеньев органов чувств. Периферические звенья являются сформированными к моменту рождения. Позже других формируется периферическая часть зрительного анализатора - сетчатка глаза, ее развитие заканчивается к 6 месяцам жизни. Миелинизация нервных волокон в течение первых месяцев жизни обеспечивает значительное увеличение скорости проведения возбуждения и, следовательно, развитие проводящего отдела анализатора. Позже других корковые звенья органов чувств. Именно их созревание определяет особенности функционирования сенсорных систем в детском возрасте. Наиболее поздно завершают свое развитие корковые звенья слуховой и зрительной сенсорной системы.

По мере созревания корковых нейронов и их связей, в течение первых лет жизни ребенка анализ внешней информации становится более тонким и дифференцированным, совершенствуется процесс опознания сложных стимулов. Период интенсивного созревания систем наиболее пластичен. Созревание коркового звена анализатора в значительной степени определяется поступающей информацией из внешней среды. В условиях сенсорного голода, т.е. в условиях ограниченного притока информации из окружающей среды, происходит недоразвитие нервных клеток и мозговых структур, а также задержка развития организма в целом. Отсюда очевидно значение сенсорного воспитания в раннем детском возрасте, т. е. сенсорная информация, имеет значение не только для организации деятельности внутренних органов и поведения, но и является важным фактором развития ребенка [10].

Функциональное созревание сенсорных систем продолжается и в другие возрастные периоды, поскольку в переработку поступающей информации вовлекаются и другие корковые зоны (ассоциативные), которые созревают в течение длительного периода развития, включая подростковый возраст. Постепенность их созревания определяет особенность процесса восприятия информации в школьном возрасте. Так, восприятие сложных зрительных стимулов становится идентичным таковым взрослого к 11-12 годам.

Особо важное значение для нормального физического и психического развития детей и подростков имеют органы зрения и слуха. Это обусловлено тем, что подавляющая часть всей информации из окружающего мира (примерно 90 %) поступает в наш мозг через зрительные и слуховые каналы.

Аккомодация- это способность глаза к четкому видению предметов, находящихся на различных расстояниях. У детей она выражена в большей степени, чем у взрослых. Эластичность хрусталика с возрастом уменьшается, и соответственно падает аккомодация. Вследствие этого у детей встречаются некоторые нарушения аккомодации [10].

С возрастом у детей повышается острота зрения и улучшается стереоскопия. Наиболее интенсивно стереоскопическое зрение изменяется до 9-10 лет и достигает к 17-22 годам своего оптимального уровня. С 6 лет у девочек острота стереоскопического зрения выше, чем у мальчиков. Глазомер у девочек и мальчиков 7-8 лет значительно лучше, чем у дошкольников, и не имеет половых различий, но приблизительно в 7 раз хуже, чем у взрослых. В последующие годы развития у мальчиков линейный глазомер становится лучше, чем у девочек.

Ближайшая точка ясного виденья- это наименьшее расстояние, при котором предмет воспринимается глазом четко.

Близорукость (также- миопия)- это дефект (аномалия рефракции) зрения, при котором изображение формируется не на сетчатке глаза, а перед ней.

Дальнозоркость (гиперметропия)- это особенность рефракции глаза, состоящая в том, что изображения далёких предметов в покое аккомодации фокусируются за сетчаткой.

Звук — это колебание молекул упругой среды, которое происходит в виде продольных волн давления.

Острота слуха– это минимальная громкость звука, которая может быть воспринята ухом испытуемого.

Наши рекомендации