Анализ развивающей среды в группах.

В 2015-2016 учебном году одним из приоритетных направлений работы ДОУ являлось оптимизация развивающей среды в группа в соответствии с требованиями ФГОС ДО. В рамках реализации данного направления работы были проведены мероприятия:

  • консультации,
  • семинары,
  • круглые столы по обмену опытом организации развивающих центров в группах разного возраста,
  • мастер- классы,
  • взаимные смотры развивающей среды,
  • районная взаимопроверка соответствия развивающей среды требованиям ФГОС ДО.

Все проведенные мероприятия внесли огромный вклад в оптимизацию развивающей среды ДОУ.

Развивающая среда в группах соответствует ФГОС ДО: гарантирует охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, обеспечивает эмоциональное благополучие детей, способствует профессиональному развитию педагогических работников; создает условия для развивающего вариативного дошкольного образования; обеспечивает открытость дошкольного образования; создает условия для участия родителей (законных представителей) в образовательной деятельности.

Образовательная область «Физическое развитие».

В группах созданы условия для охраны зрения воспитанников, укрепления осанки, комфортного психологического самочувствия: в уголках физического развития собраны картотеки физкультминуток, динамических пауз, подвижных и малой подвижности игр, психогимнастики, игр речь-движение, есть атрибуты для подвижных игр, комплексов утренней гимнастики.

На улице созданы условия для развития основных движений: оборудование для лазания,

разных видов ходьбы, метания, спортивных игр.

Для эмоционального и психологического комфорта каждого ребенка в группах созданы центры как совместной, так и индивидуальной деятельности, в том числе «уголки уединения».

Сотрудники проявляют уважение к личности каждого ребенка, внимание к нему. Отношения между детьми родителями и воспитателями носят партнерский характер. Воспитателями много внимания уделяют формированию доброжелательных отношений между детьми группы. Особенно хочется отметить воспитателей Устинкину А.В., Макарову С.Н., Жукову М.Л., Смирнову Е.С., Гусеву О.П., Веретельник А.В., Михееву Л.Г., Коротаеву Е.Э.,педагогов дополнительного образования Агафонникову Т.А.

В течение учебного года инструкторы по физической культуре оформляли физкультурный зал в соответствии с тематическим календарем.

В следующем учебном году необходимо приобрести в спортивный зал скамейки, а также наглядные пособия, необходимые детям при выполнении общеразвивающих упражнений и др.

Образовательные области «Познавательное развитие», «Речевое развитие».

В развивающей среде четко выделяются сенсорные эталоны (особенно в группах раннего и младшего возраста), в группах созданы условия для математического развития (раздел представлен полно и содержательно во всех группах; много игр занимательной математики, на развитие логического мышления, в том числе, комбинаторных умений), экологического, речевого развития дошкольников.

Интересно и содержательно представлена развивающая среда по ознакомлению с Санкт-Петербургом в группах «Ромашка» (воспитатели Войтенкова Т. А., Поршукова О.С.),«Капелька»(воспитателиГолубева Е.А., Андреева И.Н.),«Звездочка»(воспитатели Чужакина С.Ю., Добрецова И.В.).

Во всех группах собран демонстрационный и раздаточный материал по ознакомлению детей с окружающим миром, живой и неживой природой.

В течение года развивающая среда в группах изменялась в соответствии с тематическим календарем и реализуемыми проектами.

Интересно в развивающей среде групп был представлены проекты:

  • «Любимый Фрунзенский район» - воспитателями совместно с детьми сделаны газеты, макеты дворов (воспитатели Голубева Е.А., Андреева И.Н.),книга «Фрунзенский район».
  • «Кем быть?» (воспитатели Жукова М.Л., Коротаева Е.Э.)
  • «Моя мама-лучшая на свете»(воспитатели Смирнова О.А., Гайдукова Е.А.)
  • «Мир часов» - мини-музей в группе (воспитатели Фролова О.В., Силина Е.В.),
  • «Мир бытовых приборов» - мини-музей в группе (воспитатели Евтюхова Л.А., Федяева О.В.)
  • «В гостях у дедушки Корнея» (воспитател Веретельник А.В., Завалишин М.В.)
  • «Весна в русском фольклоре»(воспитатели Руфова Е.В.. Леонтьева Е.Ф.),
  • Экологический проект«Будущее планеты в наших руках»
  • Фестиваль чтецов
  • «Мы вырастем здоровыми»
  • «Мир божьих коровок» (воспитатели Веретельник А.В.. Завалишина М.В.)
  • И др.

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие».

Дети в учреждении имеют возможность находиться в других группах, в спортивном и музыкальном залах, других помещениях и кабинетах ДОУ. В группах созданы условия для развития общения ребенка со сверстниками и обогащения детского опыта, пробуждения интереса к правилам поведения, внимания к окружающим, социально-нравственного развития. В группах имеются атрибуты для традиционных детских сюжетно-ролевых игр:

  • Магазин,
  • Больница,
  • Семья,
  • Парикмахерская,
  • Транспорт,
  • Моряки.

Воспитатели продолжали оснащать развивающую среду играми и пособиями, направленными на развитие толерантности, нравственного поведения.

Созданы условия:

· для обеспечения индивидуализации ребенка, гендерного подхода.

· для организации дежурств,

· формирования навыков самообслуживания,

· для ознакомления детей с трудом взрослых (дидактические игры, наглядный материал, электронная база картин с изображением людей разных профессий).

В развивающей среде большое количество игр и пособий, направленных на формирование

безопасного поведения (в том числе по пожарной безопасности и безопасности на дорогах) дома,

на улице, в природе.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие».

Все педагоги ДОУ продолжали уделять внимание изобразительной деятельности: в группах дополнились материалы, используемы в нетрадиционных техниках.

В отчетном году развивающая среда музыкальных залов менялась в зависимости от

реализуемого в учреждении проекта.

Необходимо пополнить музыкальный зал крупными куклами би-ба-бо, дидактическими музыкальными играми, детскими музыкальными инструментами (металлофонами, треугольниками, маракасами, бубнами, колокольчиками), цифровым пианино.

В отчетном году реализуемые программы были выполнены во всех группах.

Педагогическая диагностикаосвоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования проводилась:

- в начале года, с целью выявить особенности для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса;

- в конце года, с целью определения динамики индивидуального развития детей в ходе освоения образовательной программы дошкольного образования.

В диагностической работе принимали участие педагогический и медицинский персонал, а так же дети младших, средних старших и подготовительных групп. Были получены следующие результаты:

  Вид деятельности Уровень освоения %
Речевое развитие Речевое развитие Высокий Средний Низкий
Познавательное развитие Развитие математических представлений Высокий Средний Низкий
Конструирование Высокий Средний Низкий
Предметный мир Высокий Средний Низкий
Развитие экологических представлений Высокий Средний Низкий
Художественно-эстетическое Рисование Высокий Средний Низкий
Лепка Высокий Средний Низкий
Аппликация Высокий Средний Низкий
Музыкальное развитие Высокий Средний Низкий
Социально-коммуникативное развитие   Высокий Средний Низкий
Физическое развитие Физическая культура Высокий Средний Низкий
Формирование представлений о здоровом образе жизни Высокий Средний Низкий

Анализ индивидуальных карт развития выпускников подготовительных групп позволяет сделать вывод о сформированности личностных ориентиров у 96 % воспитанников, а соответственно, готовности перейти на следующий уровень общего образования - начальную школу.

Наши рекомендации