Организация развивающей среды в возрастных группах детского сада

Современный детский сад — это место, где ребенок полу­чает опыт широкого эмоционально-практического взаимодей­ствия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Возможности организации и обо­гащения такого опыта расширяются при условии создания в группе детского сада предметно-пространственной развива­ющей среды, в которой возможно одновременное включение в активную познавательно-творческую деятельность всех детей группы. Развивающая среда способствует установлению, ут­верждению у дошкольника чувства уверенности в себе, дает ему возможность испытывать и использовать свои способно­сти, стимулирует проявление им самостоятельности, инициа­тивности, творчества.

Определяющим моментом в создании развивающей среды является педагогическая идея — цель, которой руководствует­ся коллектив педагогов детского сада. Вместе с тем очень важно учитывать особенности каждой группы: возраст, уро­вень развития, интересы, склонности, способности, половой состав, личностные характеристики детей. Об особенностях организации предметно-пространственной среды в разных возрастных группах детского сада мы и поговорим ниже.

Младшие группы детского сада.Возраст от 2 до 4 лет — это период физического укрепления, быстрого развития психики и начала формирования основных черт личности ребенка. Обста­новка в младших группах детского сада должна быть прежде всего комфортной и безопасной для ребенка. Маленькие дети плохо реагируют на пространственные изменения обстановки (особенно дети третьего года жизни), они предпочитаю!



стабильность в этом отношении. Не советуем часто перестав­лять оборудование в младших труппах, лучше тщательно спла­нировать обстановку в помещении до прихода детей. Дети младших групп еще не умеют хорошо взаимодействовать со сверстниками, предпочитая игры рядом, но не вместе. Отводите место для одновременной деятельности не более 2—3 детей, а также учитывайте возможности организации совместной дея­тельности взрослого и ребенка, поскольку взрослый — основ­ной партнер трехлетнего ребенка в играх и занятиях.

У младших детей активно развивается двигательная дея­тельность, в том числе ходьба, бег, лазание. Вместе с тем движения еше плохо скоординированы: нет ловкости, быстро­ты реакции, увертливости. Поэтому пространственная органи­зация среды должна учитывать для ребенка возможность достаточно широких, хорошо просматриваемых путей пере­движения. Для стимулирования двигательной активности же­лательно поставить в групповой комнате горку со ступеньками и пологим спуском, укрепить оборудование для пролезания, подлезания, перелезания. Хороши для этого, например, плас­тиковые кубы с отверстиями или лабиринты, подойдут также и трапециевидные столы с круглыми отверстиями в боко­винах. Если детей в группе не больше десяти и позволяют условия, повесьте качели, предварительно проверив их надеж­ность. Для малышей надо иметь два-три очень крупных, ярких надувных мяча и несколько мячей меньших размеров — эти игрушки хорошо стимулируют ходьбу. Хорошо, если в группе есть одна-две коляски для кукол, один-два больших автомо­биля (на которых может кататься сам ребенок), а если позво­ляет пространство, — трехколесный велосипед.

Маленький ребенок активно входит в предметный мир и с интересом изучает его. Игрушки и предметы в группе должны отражать богатство и многообразие этого мира. Важно помнить, что ребенок многое видит впервые и воспринимает наблюдае­мое как образец, своего рода эталон, с которым будет сравни­вать все увиденное позже.

Поэтому предметы, игрушки, их изображения должны со­ответствовать реальным объектам мира, быть приближенными

к ним по внешнему облику. Например, игрушечные животные должны соответствовать по цвету, строению, пропорциям ре­альным животным; не рекомендуется включать в обстановку младших групп объекты шаржеобразного, карикатурного ха­рактера, с искаженными пропорциями, неестественного цвета. В этом возрасте закладывается база для развития интел­лекта — сенсорные способности ребенка. Поэтому предмет­ная среда группы должна стимулировать развитие восприятия детей, способствовать развитию анализаторов, «подсказывать» способы обследования и действий. Предметы желательно под­бирать чистых цветов, четкой и несложной формы, разных размеров, они должны быть выполнены из разнообразных (но безопасных для здоровья ребенка) материалов. Хорошо, если можно извлекать из предметов звуки, чувствовать их аро­мат, запах, познавать характер поверхности (гладкость, шеро­ховатость), прозрачность, твердость или мягкость и другие свойства.

Для развития мелкой моторики необходимы специальные дидактические игрушки: вкладыши, пирамидки, шнуровки и т. п. С этой же целью можно включать в обстановку пласти­ковые контейнеры с крышками разных форм и размеров, ко­робки, другие хозяйственные предметы, вышедшие из упот­ребления. Для маленького ребенка игрушкой служит всякая вещь, стоимость материала при этом — далеко не самый важ­ный показатель ее полезности.

Игра — любимая и естественная деятельность младших до­школьников — в этом возрасте у них только начинает разви­ваться. Игрушки для малышей должны быть прежде всего функциональными и носить обобщенный характер. Напри­мер, важно, чтобы автомобиль имел кузов, колеса, кабину, чтобы его можно было катать, все остальное (вид автомобиля, назначение) для ребенка не важно. В группе для четырехлет­них детей уже можно использовать игрушки, отражающие ре­альную жизнь (например, машина «скорой помощи», грузовой и легковой автомобили, кукла-доктор и т. п.).

Маленькие дети предпочитают крупное оборудование, крупные игрушки. Для них основной толчок к активному



действию — внешний стимул. Поэтому необходимо разме­щать материалы на открытых полках, а сами материалы должны быть внешне привлекательными, яркими, броскими, и довольно часто их нужно менять (не реже одного раза в неделю). Не следует выкладывать сразу все материалы, в этом случае выбор игры для ребенка затрудняется, а наведение порядка на полках потребует слишком много времени и уси- j лий. Те материалы, которые в ближайшее время не будут востребованы, лучше хранить не в группе, а в подсобных помещениях — раздевалке, кладовке.

Разнообразные конструктивные и строительные наборы (напольные, настольные) и легкий модульный материал (спе­циальные поролоновые и обтянутые клеенкой блоки разных форм, цветов, размеров), а также разнообразные большие ко­робки, покрашенные в разные цвета или оклеенные цветной бумагой, — материал бесконечной привлекательности для ре­бенка, предоставляющий ему возможность изменять и выстра­ивать пространство по своему желанию. Эти материалы привле­кательны и для мальчиков, и для девочек, их наличие в группе необходимо.

Рекомендуется в младших группах отводить место для игр с песком, водой, глиной, красками. Эти игры требуют специаль­ного оборудования. Материалы для таких «неопрятных» игр лучше размещать ближе к источнику воды; обязательно в этом месте нужно постелить пластиковый ворсистый коврик, иметь несколько комплектов защитной одежды (халатики, нарукавни­ки, старые папины рубашки). Если нет возможности приобре­сти специальное оборудование для игр с водой и песком, можно в детском столике с одной стороны вырезать отверстие для таза или ведра (в которых будут находиться песок, вода или глина, краски), а с другой — закрепить лист оргстекла, на котором ребенок будет действовать с этими материалами. Рядом в ко­робку, в контейнер или на полку поставьте необходимые пред­меты: емкости для переливания воды, резиновые надувные мел­кие игрушки, игрушки-забавы для игр с водой (плавающие иг­рушки, мельнички и др.), шарики для пинг-понга, поролоновые губки, формочки, ведерки, штампики и т. д.

Из дидактических игр предпочтительны игры типа лото и парных картинок. Конечно, должны быть и мозаика (для трех летних детей — крупная пластиковая, для четырехлетних магнитная и крупная гвоздиковая), и пазлы из 3—12 частей, и наборы кубиков из 4—9 штук, и развивающие игры (напри мер, «Сложи узор», «Сложи квадрат»), и игры с элементами моделирования и замещения.

Для рисования, к которому ребенок в этом возрасте начи­нает проявлять все более активный интерес, лучше всего иметь специальные самостирающиеся или восковые доски с палоч­кой для рисования или рулон простых белых обоев и восковые мелки. Эти материалы хороши тем, что способствуют разви­тию первых изобразительных умений и не создают проблем в организации: не пачкают руки, не требуют частой смены, вос­ковые мелки не осыпаются на пол.

Практически каждый ребенок младшего возраста испыты­вает интерес и влечение к книжке с яркими картинками. Так как пальчики у детей еще неумелые, действия импульсивные и плохо скоординированные, насыщайте среду книгами с прочными листами из плотной бумаги, из полиэтилена или вложите картинки, изображающие предметы и несложные сю­жеты, в прозрачные пленочные «карманы». Такие «книги» со­хранятся дольше и принесут детям много радости и удоволь­ствия.

Обязательно в группе должны быть материалы для режис­серских и театрализованных детских игр: мелкие игрушки, плоскостные фигурки животных, людей, сказочных персона­жей; для проведения развлечений с детьми — теневой и плос­костной театры, перчаточные куклы.

Маленький ребенок познает не только окружающий пред­метный и природный мир, но и людей, в том числе себя. В группе надо иметь места, где крепятся фотографии, кар­тинки, на которых изображены люди разного возраста (дети, взрослые), пола (мужчины, женщины), с выражением раз­личных эмоциональных состояний (грустные, веселые, сме­ются, плачут), с разной внешностью (прическа, одежда, обувь 'л т. п.); можно вывешивать фотографии детей группы и их




■is

семей. Очень полезно иметь в группе много зеркал в разных местах (не менее 4—5) — чтобы каждый малыш мог видеть себя среди других детей, наблюдать за своими движениями, мимикой, внешним видом (кстати, маленькие дети забывают про слезы, когда видят свое отражение в зеркале). А уголок ряженья позволит ребенку направленно изменять свой облик и наблюдать эти изменения, познавая себя, такого знакомого и незнакомого одновременно.

Средняя группа детского сада.Детям исполнилось четыре года. Они пришли в среднюю группу. Предметно-прост­ранственная среда для детей этого возраста имеет своеоб­разие, связанное с особенностями развития дошкольников этого возраста. И одной из таких особенностей является яр­кое проявление разных темпов развития детей: одни дольше сохраняют черты младшего возраста, перестройка их поведе­ния и деятельности как бы замедляется, другие, наоборот, взрослеют быстрее и уже со второй половины среднего до­школьного возраста все отчетливее начинают проявлять черты более старшей возрастной ступени. Вследствие этого развивающая среда в средней группе должна сохранять не­которые особенности среды для маленьких детей, но в то же время носить черты обстановки, характерной для группы старших дошкольников. Остановимся на основных характе­ристиках предметно-пространственной среды для детей пя­того года жизни.

Выросли физические возможности детей: движения их стали более координированными, уверенными, разнообраз­ными. Дети испытывают острую потребность в движении. В случае недостаточного ее удовлетворения они быстро пере­возбуждаются, становятся непослушными, капризными. Что­бы избежать таких проявлений, необходимо предусмотреть в группе возможности для разнообразной двигательной дея­тельности. Вследствие этого предметно-пространственная сре­да организуется по принципу небольших полузамкнутых микропространств — чтобы избежать скученности детей и способствовать играм небольшими подгруппами по 2—4 че­ловека. Игры, игрушки, пособия размещаются таким обра-

зом, чтобы не мешать свободному перемещению детей, не создавать «перекрещивания» путей передвижения.

Желательно иметь в группе компактный спортивный мини-комплекс. Разместить его можно в углу групповой ком­наты, дополнив большим поролоновым матом. В разных мес­тах групповой можно повесить мишени на ковролиновой ос­нове. Дети с удовольствием будут метать в них теннисные мячи, обтянутые «липучкой». Проследите только, чтобы эти действия не мешали другим играющим детям.

Можно создать в группе «дорожку движения», или «физ­культурную тропу», — трассу, где с помощью моделей, знаков, картинок, фотографий будут указаны двигательные задания для выполнения их ребенком. Например: пропрыгать из круга в круг, 5 раз присесть, пройти два метра на четвереньках, встать, покружиться на месте, пропрыгать на двух ногах с продвижением вперед до воротиков (обруча, стула), подлезть под них, выпрямиться и дотянуться до колокольчика сначала одной рукой, потом другой, потом двумя руками.

Задания надо периодически менять, подбирая не совсем обычные упражнения для стимулирования интереса и желания выполнить их, «тропы» прокладывать там, где дети не поме­шают другим играющим.

Нужно помнить, что именно на пятом году жизни заявля­ют о себе первые нарушения осанки. В тех местах, где дети много времени проводят в одной позе (например долго сидят), необходимо повесить различные «мобили» или нарисовать на стене ладошки на разной высоте и ввести правило: поиграл — встань, подними руки, подпрыгни, дотянись до подвески и можешь играть дальше.

На пятом году жизни проявляется высокий интерес к сю-жетно-ролевой игре, это время ее расцвета. Замечено, что дети среднего дошкольного возраста, играя, любят как-то обозна­чить свою игровую территорию. В связи с этим часто возни­кают конфликты — когда не участвующие в игре дети пыта­ются либо игнорировать установленные играющими границы игрового пространства, либо просто занять часть игровой тер­ритории. Чтобы избежать этого, можно использовать легкие



раскладные ширмы (1—2 на группу), цветные шнуры, забор­чики из брусков и кирпичиков, игровые коврики. Обозначив таким образом игровые границы, играющие чувствуют себя более уверенно, игровая группа быстрее сплачивается, появ­ляются новые замыслы.

Ребенок средней группы, как и младший дошкольник, любит многократно повторять полюбившиеся игровые дейст­вия и сюжеты. Поэтому, если сюжет игры воспроизводится с увлечением, не надо побуждать детей к новой игре, вносить новые игрушки, другие атрибуты. Пусть дети насладятся зна­комым сюжетом в полной мере. Сигналом о необходимости существенных изменений в игровой среде будет служить сни­жение эмоционального фона, речевой активности и быстрое сворачивание игры. Вот тогда следует внести атрибуты для новых сюжетов. Сюжеты игр в этом возрасте просты и связа­ны с имеющимся у ребенка опытом: семья, магазин (продук­товый, игрушек, одежды), детский сад, праздник, моряки, цирк, путешествие на дачу и др.

Пятилетний ребенок придает большое значение игрушке, она наталкивает его на новые игровые замыслы. Поэтому в игровых наборах для средней группы должны быть куклы раз­ных полов и профессий, мягкие игрушки (котята, лисята, со­бачки, зайцы, медведи и др.) разных, лучше не очень крупных, размеров; наборы мебели (крупной и для игр на столе), посу­ды, одежды, разнообразные виды транспорта. В группе необ­ходим запас дополнительного игрового материала: коробок разного размера и разнообразной формы, бечевок, катушек, лоскутков ткани, палочек, трубок и пр. Все это найдет при­менение в игре и будет способствовать развитию игровых за­мыслов и творчества.

Для развития воображения можно порекомендовать вместо некоторых реальных предметов предложить предметы-замести­тели, имеющие определенное сходство с оригиналом, напри­мер: геометрические объемные фигуры — «овощи», брусок — «утюг», палочка — «градусник», коробка — «телевизор».

Советуем привлекать к оформлению игровых мест самих детей: оклеить кукольную комнату обоями, сделать «продук-

ты» для игры в магазин, придумать значки дли обозначения кабинета доктора и пр.

Средние дошкольники уже неплохо понимаю! юмор, у них есть некоторый опыт знакомства с окружающим миром, по­этому возможно использование игрушек, не совсем точно передающих реальные объекты: шаржеобразных, неточно передающих цвет и пропорции. Вместе с тем возрастает инте­рес детей к реалистичным и детализированным игрушкам, приближающимся по внешнему виду к реальным предметам. Для того чтобы воспитать у детей привычку после игр убирать игрушки на место, целесообразно приобрести пласти­ковые контейнеры или корзины Ребенку легче собирать иг­ровой материал в них, чем укладывать его в коробки с крыш­ками или раскладывать на полку.

Так же как и в младшем возрасте, важно отвести место для ряженья, куда добавляются предметы-украшения (разнообраз­ные бусы, короны, банты и т. п.), детали для обозначения профессии, пола, подчеркивания имиджа (бескозырка, шляпа-цилиндр, темные очки, галстуки, парики из старых капроно­вых колготок, платки, шарфы, цельные куски материи для драпировок). Сюда же можно внести элементы костюмов ска­зочных героев, маски животных. Напомним, что в этом месте следует повесить большое зеркало, в которое ребенок, наря­жаясь, будет смотреться.

Увеличивается количество крупного модульного материала (поролоновых блоков, коробок, валиков, подушек и пр.): дети очень любят сами выстраивать для себя пространство, видо­изменять его. Для этой цели подойдут каркасы с набором полотнищ тканей разного цвета, а также ширмы.

Более разнообразным становится материал для строитель­ных и конструктивных игр. Усложняются форма деталей, спо­собы крепления, появляются тематические наборы («Город»,

«Поезд» и др.).

Среди дидактических игр прежде всего должны быть игры на сравнение предметов по различным свойствам (цвету, форме, размеру, материалу, функции), на группировку по свойствам, на воссоздание целого из частей (типа «Танграм»,

ма.члы из 6—18 частей), на сериацию по разным свойствам, игры на счет. Важно, чтобы у ребенка всегда была возмож­ность выбора игры, а для этого набор игр рекомендуется со­ставлять достаточно разнообразным и постоянно менять его (1 раз в 2 месяца). Примерно 15% игр должны быть предна­значены для детей старшей возрастной группы, чтобы дать возможность детям, опережающим в развитии сверстников, не останавливаться, а продвигаться дальше.

В среднем дошкольном возрасте у детей проявляется вы­сокий интерес к языку, речи. В связи с этим группу оснащают техническими средствами (диапроектором, фильмоскопом, диктофоном, магнитофоном или проигрывателем) и учат пользоваться ими самих детей. При этом внимание следует уделять книгам, среди которых должны быть представлены не только произведения художественной литературы, но также познавательная и справочная литература для детей, обуча­ющие книги и рабочие тетради.

В этом возрасте дети особенно чувствительны к оценке взрослого, они ожидают поддержки и похвалы, хотят услы­шать и увидеть одобрение своих действий. Поэтому важно найти место, где ребенок мог бы выставить, повесить свою работу, украсить ею групповую комнату.

Усиливается познавательная активность дошкольников. Это проявляется в многочисленных вопросах детей к воспи­тателю: Почему? Зачем? Для чего? Развивающееся мышление ребенка, способность устанавливать простейшие связи и от­ношения между объектами пробуждают у него интерес к ок­ружающему миру. Некоторый опыт познания окружающего у ребенка уже есть, но он требует обобщения, систематизации, углубления, уточнения. С этой целью в группе организуется «сенсорный центр» — место, где подобраны предметы и ма­териалы, познавать которые можно с помощью различных ор­ганов чувств. Например: музыкальные инструменты и шумо­вые предметы — можно слышать; книги, картинки, калейдо­скопы — можно видеть; баночки с ароматизированными веществами, флаконы из-под духов — можно узнать по запаху и т. п.

Игры с песком, водой, глиной, красками, светом, зерка­лом, пеной организуются в специальном месте для детского экспериментирования. Требования к его оснащению пример­но те же, что и для младшего возраста, но набор материалов шире и представлены они постоянно.

В среднем возрасте важно учить ребенка элементарному планированию своей деятельности. В групповом помещении необходимо размещать опорные схемы, которые помогают ре­бенку самостоятельно выбирать деятельность и следовать этому выбору, например «планы-паутинки»: лист, куда кре­пятся знаки — «визитные карточки» ребенка (фотография, имя, рисунок) — и обозначения выбранной им деятельности.

Средний возраст — начало сензитивного периода развития знаково-символической функции сознания, это важный этап для умственного развития в целом и формирования готовно­сти к школьному обучению. В среде группы надо использо­вать знаковую символику, модели для обозначения предметов, действий и их последовательности. Придумывать такие знаки, модели лучше вместе с детьми, подводя их к пониманию того, что все можно обозначать не только словами, но и графиче­ски. Например, вместе с детьми определите последователь­ность разных видов деятельности в течение дня в детском саду и придумайте, как их обозначить.

Чтобы каждый ребенок лучше запомнил свой адрес, улицу, город, сделайте схему, на которой будут обозначены детский сад, улицы и дома, где живут дети группы. Проложите мар­шруты, которыми дети идут в детский сад; напишите названия улиц, разместите на схеме другие здания, которые есть в ок­руге;, придумайте с детьми, как обозначить детскую поликли­нику, канцелярский магазин, «детский мир». Чаще обращай­тесь к этой схеме, выясните: для кого из детей путь в детский сад длиннее всех, для кого короче; кто живет выше всех, кто ниже всех; кто из детей живет в одном доме и т. п.

В среднем дошкольном возрасте у ребенка силен интерес к познанию себя, определению своего места в этом мире. Важно помочь ему осознать свои особенности, умения; уточ­нить его представления о семье, людях разного возраста, пола,




национальности, профессии, об эмоциональных состояниях людей. В этом может содействовать самостоятельное изготов­ление и размещение в группе на специально выделенном для этого месте плакатов, подборок иллюстраций, фотографий, например: «Какой я?», «Люди такие разные и одинаковые», «Я плачу и смеюсь».

Мы рассказали о наиболее общих требованиях к органи­зации развивающей среды в средней группе детского сада. Вы, конечно, будете ее дополнять, вносить элементы, связанные с особенностями вашего детского сада, той образовательной программы, по которой работаете, с учетом состава детей своей группы, ваших личных особенностей и возможностей.

Старшие группы детского сада. При переходе ребенка в старшую и в особенности в подготовительную группу меняет­ся его психологическая позиция: он впервые начинает ощу­щать себя старшим среди детей детского сада. Важно поддер­жать это его ощущение такой организацией среды, при кото­рой ребенок будет проявлять познавательную активность, самостоятельность, ответственность, инициативу. Воспитате­лю следует чаще привлекать старших дошкольников к органи­зации окружающей обстановки, спрашивая их мнение по по­воду предстоящих действий по изменению среды, вовлекать детей в сам процесс преобразований.

Предметно-игровая среда старших групп организуется таким образом, чтобы каждый ребенок имел возможность заниматься любимым делом. Размещение оборудования по принципу нежесткого центрирования позволяет детям объ­единяться подгруппами по общим интересам. Центр констру­ирования и искусства (в нем находятся материалы для изо­бразительной деятельности и ручного труда), центр игры (сюжетно-ролевой, режиссерской, театрализованной), центр природы и экспериментирования, математическая игротека, центр грамотности (включающий книжный уголок, игры и оборудование для развития речи) — вот основной перечень таких центров.

Характерной особенностью старших дошкольников явля­ется появление интереса к проблемам, выходящим за рамки

их личного опыта. Это должно учитываться при организации среды группы: в нее вносится содержание, расширяющее лич­ный опыт ребенка. Например, через книги и предметы ребе­нок знакомится с животными и растениями дальних стран, с обычаями и внешним видом людей — представителей разных народов и эпох, с жанрами живописи и другими видами ис­кусства.

Возраст 5—7 лет характеризуется активизацией ростового процесса, происходит так называемый «ростовой скачок»: за год ребенок может вырасти на 7—12 сантиметров, при этом особенно активно растут конечности. Необходимо уделять внимание подбору мебели по росту ребенка и в течение года 2—3 раза корректировать ее высоту.

К старшему дошкольному возрасту повышаются коорди-нированность и ловкость движений, поэтому пространство группы желательно разбить на небольшие полузамкнутые микропространства (в каждом из них может находиться одно­временно 3— 6 человек), поставив стеллажи торцом к стенкам и хорошо закрепив их. У детей должна быть возможность изменения пространственной организации среды, поэтому лучше приобретать стеллажи и шкафы на колесиках, чтобы дети вместе с воспитателем могли по собственному замыслу несколько раз в год менять пространственную организацию среды. Для этой цели подойдут также небольшие ширмы, де­ревянные или металлические каркасы и отрезы ткани, круп­ный модульный материал (типа разноцветных поролоновых блоков) или обычные картонные коробки большого размера, окрашенные или оклеенные пленкой.

Игра продолжает оставаться для старших дошкольников любимым видом деятельности, возможности участия детей в разнообразной игровой деятельности расширяются, этому способствует накопленный игровой опыт. Предметно-игровая среда строится так, чтобы дети могли участвовать во всем многообразии игр: сюжетно-ролевых, строительно-конструк­тивных, режиссерских, театральных, народных, хороводных, развивающих, в играх с готовым содержанием и правилами, в подвижных играх и спортивных развлечениях.

Сюжетно-ролевые игры носят отражательный характер, в них ребенок творчески воссоздает заинтересовавшие его сто­роны действительности, отношения людей, события. Поэтому внимательно продумывайте внесение новых предметов для игр, критически относитесь к рекомендациям в методической литературе, особенно многолетней давности. Проанализируй­те жизненный опыт детей вашей группы и в соответствии с ним подбирайте игровые принадлежности. Например, в неко­торых группах есть игра «Ателье». Однако большинство совре­менных детей' никогда не наблюдали процесс изготовления одежды, потому что родители предпочитают покупать готовую одежду. Неудивительно, что эта игра никак «не приживается» в группе.

В сюжетно-ролевых играх дети отражают различные сюже­ты: бытовые (магазин, семья), трудовые (моряки, строитель­ство дома, доктор, школа), общественные (праздники, путе­шествия), содержание любимых литературных произведений и кинофильмов. Атрибутика игр для старших дошкольников должна быть более детализированной. Так, для игры в «семью» необходимо иметь разнообразные приспособления для приго­товления пищи, все необходимое для правильной сервировки стола, бытовые приборы, характерные для наших дней. Лучше, если размер оборудования и игрушек будет небольшой — для игр на столе, однако допустимо и крупное напольное обору­дование, если дети активно играют и проявляют интерес к игре. Большая часть оборудования хранится в коробках, на которых есть картинка и надпись для узнавания игры, и дети самостоятельно определяют, в какие игры будут играть. «Раз­вернуты» только те игры, в которые дети в данный период времени играют (игры могут длиться несколько дней и даже недель).

Поставьте в группе коробку с «бросовым» материалом, пластиковой и картонной упаковкой, обрезками бумаги, ткани, меха, кожи, картона и др. материалов для изготовления по ходу игры недостающих атрибутов. Кроме того, желательно иметь альбомы, книги-самоделки с описанием последователь­ности изготовления различных игрушек для расширения со-

держания игр, а также ножницы, клей, скотч, фломастеры и другие вспомогательные материалы. Важно поддерживать инициативу ребенка в изготовлении атрибутов для игр, пред­лагать дополнить игровые материалы новыми самостоятельно изготовленными игрушками.

На шестом-седьмом годах жизни дошкольники начинают интенсивно осваивать режиссерскую игру, которая превращает­ся в развернутую форму коллективной деятельности. В отличие от сюжетно-ролевой игры, в которой дети воспроизводят пре­имущественно профессиональную жизнь людей и их отноше­ния, такие игры опираются на более широкий социальный опыт — впечатления, полученные из сказок, мультфильмов, те­лефильмов. Становление режиссерской игры вносит неоцени­мый вклад в развитие личности ребенка, способствуя переходу на новый уровень воображения. Многие исследователи считают развитие этого вида игры одним из основных показателей го­товности ребенка к обучению в школе.

Для развития режиссерской игры необходимо выделить специальное место, где бы разыгрывались сюжеты (можно из­готовить «сцену» с кулисами из большой картонной коробки), набор игрушечных персонажей размером примерно в ладонь взрослого, «бросовый» материал и инструменты, а также не­которые схемы-образцы, фотографии декораций и кукол.

Изобразительная деятельность — одна из самых любимых у детей. Кроме обычных материалов (бумага, картон, каран­даши, фломастеры, краски, кисти), необходимо включить схе­мы — способы создания образов с помощью разнообразных техник. Желательно иметь пооперационные карты, отражаю­щие последовательность действий по созданию какого-либо образа из глины, бумаги, других материалов. Эти средства по­могут воспитать у ребенка самостоятельность, умение опреде­лять последовательность процесса изготовления чего-либо, если есть затруднения в этом. Рядом или в других местах группы надо отвести место для демонстрации созданных деть­ми работ. Можно крепить детские работы не только на стен­ках, но и подвешивать с помощью нитей к потолку, заполняя работами воздушное пространство группы.

Игры с песком, водой, снегом, камешками, глиной также должны быть представлены в группе, так как перед педагогом стоит новая задача: показать детям различные возможности инструментов, помогающих познавать мир, и прежде всего — микроскопа. Для детского экспериментирования требуется до­вольно много материалов, поэтому желательно в детском саду выделить отдельную комнату для экспериментов старших до­школьников с использованием технических средств, а в группе оставить только небольшую часть оборудования для экспери­ментирования с различными материалами, шарами, подвеса­ми, водой1.

Важную роль в развитии старших дошкольников играет конструктивная деятельность. Включите в среду группы кон­структоры и строительные наборы, выполненные из разного материала (пластика, дерева, металла), напольные и настоль­ные, с разнообразными способами крепления деталей, разной тематической направленности. Очень кстати будет игра Б. Ни­китина «Кирпичики». Кроме самих наборов, необходимо включить в среду группы схемы-образцы построек, фотоаль­бомы (с фотографиями архитектурных сооружений и детских построек), тетради для зарисовки схем созданных детьми кон­струкций.

Возрастает роль книги как источника новых знаний. Так же как и в средней группе, наряду с художественной литера­турой в книжном уголке должна быть представлена справоч­ная, познавательная литература, энциклопедии (общие и те­матические) для дошкольников. Желательно расставить книги в алфавитном порядке, как в библиотеке, или по темам (природоведческая литература, сказки народные и авторские, литература о городе, стране и т. п.). Воспитатель показывает детям, как с помощью книги можно получить ответы на самые сложные и интересные вопросы. Хорошо иллюстрированная книга становится источником новых интересов дошкольника. Воспитатель учит детей выбирать книгу, правильно пользо-

1 См. в журнале «Дошкольная педагогика» об этом цикл статей Г. П.Тугушевой и Л Г Чистяковой.

ваться ею. Необходимо иметь материалы для починки книг. Целесообразнее размещать книжный уголок в самом спокой­ном, хорошо освещенном месте группы, поставив там неболь­шой столик и стулья или диванчик.

Следует помнить, что позвоночник ребенка 5—7 лет очень чувствителен к деформирующим воздействиям, поэтому осо­бое внимание следует уделить укреплению мышц спины — это очень важно для будущих первоклассников. Если позволяют средства и площадь, приобретите спортивный комплекс. В тех местах группы, где у детей длительно сохраняются статические позы, необходимо продумать способы разминки (дартс, коль-цебросы, кегли, серсо, баскетбольные кольца, мишени и ша­рики для бросания, подвески-колокольчики для вытягивания, воротца для подлезания и т. п.). Также следует предусмотреть возможность разнообразных способов организации детских игр: не только за столами, но и стоя, сидя, лежа на полу. Естественно, для этого потребуются коврики или напольные подушечки, игровые материалы для горизонтальных и верти­кальных (на ковролине) поверхностей.

У старших дошкольников начинает активизироваться ин­терес к будущему школьному обучению. Его надо поддержи­вать и развивать. Включите в среду группы школьную атрибу­тику (ранцы, обучающие тетради, линейку, ручку и карандаш, колокольчик для звонка и прочее), подберите книги, в кото рых рассказывается о школьной жизни, вместе с детьми изго­товьте альбомы с рисунками, фотографиями и рассказами о школе. Целесообразно выделить в группе учебную зону, об­становка которой была бы приближена к учебной среде клас­са: поставьте столы рядами, как парты, повесьте школьную доску. Это впоследствии в определенной степени поможет детям адаптироваться к учебной среде класса.

Важная задача — развитие рефлексии, формирование аде­кватной самооценки. Детям необходимо показывать рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий. Чаще обсуждайте успе­хи и достижения ребенка, фиксируйте их зримо для ребенка — знаками, рисунками или пиктограммами. Например, ребенку можно предложить собирать ромашку. Сделать это просто: кружок («сердцевина») ромашки с именем или фотографией ребенка крепится на вертикальной поверхности (с помощью двустороннего скотча или «липучки»). Воспитатель отмечает достижение ребенка, которое записывает на лепестке, а ребе­нок крепит лепесток к сердцевине. В конце недели можно испомнить достижения ребенка, прочитав записи на лепест­ках. Например, такие: «Не заплакал, как обычно, когда делали прививку!», «Помогла Кате завязать шнурки на ботинках», «Сочинил замечательное стихотворение о щенке!»... Постепен­но дети сами начнут отмечать свои достижения, фиксируя их доступными способами (самостоятельно или с помощью вос­питателя), у них появится потребность поделиться своими ус­пехами с детьми и родителями, порадоваться успехам других. Умение планировать очень пригодится ребенку и в школе, и в жизни вообще. Это умение можно развивать, предлагая ре­бенку определить, чем он будет заниматься в течение дня, в течение недели. План фиксируется разными способами (запи­сывается воспитателем или обозначается с помощью картинок). Для этого в группе надо иметь список имен детей, выставляя напротив каждого имени карточку с планом. Сделать это легко с помощью скотча или закрепив на стене кусок белых обоев, которые по мере необходимости прокручиваются до свободного места. В конце дня или недели воспитатель в беседе с детьми иымсняет, все ли получилось так, как планировали.

Необходимо развивать у ребенка представления о его соб-14 пенных возможностях и силах, учить познавать себя, ис-польчуя самонаблюдение. Для этого есть разнообразные пути. Например, обратите внимание ребенка на его внешни<

Наши рекомендации