Система отношений ребенка к миру, другим людям, самому себе. Индивидуализация образования.

Индивидуализация образования.

Оптимизация работы с группой детей.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ»Использование вербальных и невербальных средств общения. 1. Владение речью как средством общения и культуры.

Мониторинговые показатели

Высокий уровень эффективности педагогических воздействий. Вежлив, обходителен, выра­жает благодарность за внимание, помощь, сочувствие, согласие-несогласие, одобрение-неодоб­рение, оценку социально приемлемыми способами; предлагает помощь и обращается за помо­щью, дает советы и сам их слушает, анализирует и применяет; умеет договариваться; адекватно оценивает выполнение правил культуры общения с другими людьми и убедительно мотивирует оценку; адекватно оценивает свое поведение и действия. Принимает участие в групповой беседе; вступает в речевое общение разными способами: сообщает о своих впечатлениях, переживаниях, задает вопросы, подробно отвечает на вопросы о мире природы, предметов и людей, используя свои знания, опыт; адекватно отбирает и использует лексические средства; побуждает партнера к со­вместной деятельности, поддерживает общую тему разговора; говорит спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательно; нормы речевого этикета, как правило, не нарушает. Устанавлива­ет продуктивные контакты со взрослыми и сверстниками, как со знакомыми, так и незнакомыми людьми, с помощью речевых средств общения; дифференцированно использует вербальные и невербальные средства в разных ситуациях общения.

Средний уровень эффективности педагогических воздействий. Обычно вежлив при выраже­нии просьбы, благодарит за помощь и содействие, но может нарушать правила культуры обще­ния, подчиняясь своим потребностям, желаниям; не всегда продуктивно договаривается, прибе­гает к помощи взрослого; адекватно оценивает выполнение правил культуры общения с другими людьми и кратко мотивирует оценку; оценка своих поступков не всегда адекватна, но при разъ­яснении взрослого оценивает себя более объективно. Откликается на высказывания партнеров по общению, принимает участие в групповом разговоре, внимательно слушает, высказывается по предложению взрослого, соблюдает очередность в разговоре, выслушивает собеседника, не перебивая, но понимает и принимает не все инициативные обращения; кратко отвечает на во­просы о мире природы, предметов и людей, используя некоторые свои знания, опыт; адекватно отбирает лексические средства для разговора, недолго поддерживает общую тему разговора; как правило, говорит спокойно, с умеренной громкостью, доброжелательно; нормы речевого этикета нарушает редко. Устанавливает продуктивные контакты со знакомыми взрослыми и сверстника­ми с помощью речевых средств общения, затрудняется в общении с незнакомыми людьми; недо­статочно четко дифференцирует вербальные и невербальные средства в соответствии с разными ситуациями общения.

Низкий уровень эффективности педагогических воздействий. Невежлив, в процессе речевого общения нуждается в помощи, напоминании со стороны взрослого. Не поддерживает общую те­му разговора; в диалоге реализует, главным образом, стремление высказаться, а не выслушать или пассивно выслушивает высказывания других, не проявляя инициативы; в беседе с помощью взрослого кратко отвечает на вопросы о мире природы, предметов и людей, затрудняется в ис­пользовании своих знаний, опыта; нарушает нормы речевого этикета, имеет о них нечеткое пред­ставление. Затрудняется в выборе адекватных средств общения в соответствии с особенностями партнеров по общению и ситуации общения, наиболее успешно общается в привычной об­становке.

Низший уровень эффективности педагогических воздействий. Не знает и/или не выполняет основные правила общения; несмотря на оценку взрослого, не меняет свое социально неодобряемое поведение. Не всегда откликаться на высказывания партнеров по общению, не умеет принимать участие в групповом разговоре; не отвечает или отвечает односложно и несодержательно на во­просы о мире природы, предметов и людей, существенно затрудняется в использовании своих знаний, опыта в разговоре; неадекватно понимает ряд инициативных обращений; не соблюдает нормы речевого этикета.

Не умеет выбирать адекватные средства общения в соответствии с особенностями партнеров по общению и ситуации общения, в общении стереотипно использует небольшой арсенал вер­бальных и.невербальных средств, даже в привычной обстановке речевое общение вызывает трудности.

Наши рекомендации