Характеристика авторской учебной программы.
Отличаются логикой построения курса, глубиной понимания в них вопросов, теорий, характером их освещения автором программы.
Используются при преподавании специальных курсов по выбору обязательных факультативов и других учебных предметов.
При наличии рецензии утверждаются педагогическим советом школы.
Учебники.
1.Назначение учебника.
Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия. В них находит отражение конкретное содержание учебных программ.
Учебник – это книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету.
Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, который по своему содержанию и структуре обязательно соответствующий учебной программе по предмету. Учебники, созданные на основе типовых учебных программ, рекоменд. Министерством образования и науки РФ для всех школ страны.
2.Как средство обучения учебник выполняет следующие функции:
· Информационную – обеспечение школьников необходимой и достаточной информацией;
· Трансформационную – материал в учебнике, преобразуясь с учетом возрастных особенностей учащихся и дидактических требований. Становится доступным для них;
· Систематизирующую – реализует требование обязательного систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета;
· Закрепления и осуществления самоконтроля – учебник предоставляет возможность повторного изучения;
· Интегрирующую – учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию;
· Координирующую – способствует привлечению в процессе работы над материалом других средств обучения;
· Развивающе-воспитательную – духовно – ценностное влияние содержания учебника на учащихся;
· Обучающую – работа с учебником развивает умения и навыки.
3. Структура учебника.
Включает в себя текст как главный компонент и внетекстовые вспомогательные компоненты.
I. Тексты
· Описания
· Рассуждения
· Повествования
II. Тексты
v Основной
a) Теоретико – познавательный
ü Базовые термины
ü Ключевые понятия
ü Основные факты
ü Опыты
ü Описание законов, теории
ü выводы
b) Интрументально – практический
ü Характеристики основных методов познания
ü Правил применения знаний
ü Способов усвоения знаний
ü Описание задач
v Дополнительный
ü Документы
ü Хрестоматийный материал
ü Обращение к читателю
ü Биографические, статистические сведения
ü Справочные материалы, выход за рамки программы
v Пояснительный
ü Предметные введения к учебнику, разделам, главам
ü Примечания
ü Словари
ü Определители
ü Пояснения к картам, схемам, диаграммам
ü Указатели.
III. Внетекстовые компоненты
· Аппарат организации усвоения
(вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы или шрифтовые выделения)
· Иллюстративный материал
(диаграммы, схемы, планы, чертежи, предметные и сюжетные материалы)
· Аппарат ориентирования
· Предисловие
· Примечание
· Приложения
· Оглавление
· Указатели
4. Назначение учебного текста.
Учебный текст служит прежде всего цели разъяснения содержания, а не просто информирования. Кроме того, учебный текст должен оказывать на учащегося определенное эмоциональное воздействие, вызывать интерес к предмету обучения. Вот почему особенно на ранних стадиях обучения язык учебника должен использовать семантически: метафорич.,языковые стереотипы и др., что недопустимо в строго нормированном научном языке.
Учебные предметы.
1.Учебный предмет – это система дидактически обработанных научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определённой глубиной и в соответствии с их возрастными познавательными возможностями основные исходные положения науки / стороны культуры, труда, производства.
В учебных предметах свою конкретизацию получает содержание образования, представленное на уровне теоретического осмысления
2. Название учебных предметов :
-«Филология»(«Русский язык», «Родной язык», «Литературное чтение», «Литературное чтение на родном языке», «Иностранный язык»)
-«Математика и информатика»
-«Обществознание и естествознание»
-«Искусство» («Изобразительное искусство», «Музыка»)
-«Технология»
-«Физическая культура»
3.Элективные учебные предметы – обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения.
4.Функции элективных учебных предметов :
· развитие содержание одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;
· «надстройка» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углублённым;
· удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой жизни.