Характеристика авторской учебной программы.

Отличаются логикой построения курса, глубиной понимания в них вопросов, теорий, характером их освещения автором программы.

Используются при преподавании специальных курсов по выбору обязательных факультативов и других учебных предметов.

При наличии рецензии утверждаются педагогическим советом школы.

Учебники.

1.Назначение учебника.

Проектирование содержания образования на уровне учебного материала осуществляется в учебной литературе, к которой относятся учебники и учебные пособия. В них находит отражение конкретное содержание учебных программ.

Учебник – это книга, излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету.

Среди всех видов учебной литературы особое место занимает школьный учебник, который по своему содержанию и структуре обязательно соответствующий учебной программе по предмету. Учебники, созданные на основе типовых учебных программ, рекоменд. Министерством образования и науки РФ для всех школ страны.

2.Как средство обучения учебник выполняет следующие функции:

· Информационную – обеспечение школьников необходимой и достаточной информацией;

· Трансформационную – материал в учебнике, преобразуясь с учетом возрастных особенностей учащихся и дидактических требований. Становится доступным для них;

· Систематизирующую – реализует требование обязательного систематического и последовательного изложения материала в логике учебного предмета;

· Закрепления и осуществления самоконтроля – учебник предоставляет возможность повторного изучения;

· Интегрирующую – учебник помогает ребенку приращивать к изложенным в нем знаниям дополнительную информацию;

· Координирующую – способствует привлечению в процессе работы над материалом других средств обучения;

· Развивающе-воспитательную – духовно – ценностное влияние содержания учебника на учащихся;

· Обучающую – работа с учебником развивает умения и навыки.

3. Структура учебника.

Включает в себя текст как главный компонент и внетекстовые вспомогательные компоненты.

I. Тексты

· Описания

· Рассуждения

· Повествования

II. Тексты

v Основной

a) Теоретико – познавательный

ü Базовые термины

ü Ключевые понятия

ü Основные факты

ü Опыты

ü Описание законов, теории

ü выводы

b) Интрументально – практический

ü Характеристики основных методов познания

ü Правил применения знаний

ü Способов усвоения знаний

ü Описание задач

v Дополнительный

ü Документы

ü Хрестоматийный материал

ü Обращение к читателю

ü Биографические, статистические сведения

ü Справочные материалы, выход за рамки программы

v Пояснительный

ü Предметные введения к учебнику, разделам, главам

ü Примечания

ü Словари

ü Определители

ü Пояснения к картам, схемам, диаграммам

ü Указатели.

III. Внетекстовые компоненты

· Аппарат организации усвоения

(вопросы и задания, памятки или инструктивные материалы, таблицы или шрифтовые выделения)

· Иллюстративный материал

(диаграммы, схемы, планы, чертежи, предметные и сюжетные материалы)

· Аппарат ориентирования

· Предисловие

· Примечание

· Приложения

· Оглавление

· Указатели

4. Назначение учебного текста.

Учебный текст служит прежде всего цели разъяснения содержания, а не просто информирования. Кроме того, учебный текст должен оказывать на учащегося определенное эмоциональное воздействие, вызывать интерес к предмету обучения. Вот почему особенно на ранних стадиях обучения язык учебника должен использовать семантически: метафорич.,языковые стереотипы и др., что недопустимо в строго нормированном научном языке.

Учебные предметы.

1.Учебный предмет – это система дидактически обработанных научных знаний, практических умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определённой глубиной и в соответствии с их возрастными познавательными возможностями основные исходные положения науки / стороны культуры, труда, производства.

В учебных предметах свою конкретизацию получает содержание образования, представленное на уровне теоретического осмысления

2. Название учебных предметов :

-«Филология»(«Русский язык», «Родной язык», «Литературное чтение», «Литературное чтение на родном языке», «Иностранный язык»)

-«Математика и информатика»

-«Обществознание и естествознание»

-«Искусство» («Изобразительное искусство», «Музыка»)

-«Технология»

-«Физическая культура»

3.Элективные учебные предметы – обязательные учебные предметы по выбору обучающихся из компонента образовательного учреждения.

4.Функции элективных учебных предметов :

· развитие содержание одного из базовых учебных предметов, что позволяет поддерживать изучение смежных учебных предметов на профильном уровне или получать дополнительную подготовку для сдачи единого государственного экзамена;

· «надстройка» профильного учебного предмета, когда такой дополненный профильный учебный предмет становится в полной мере углублённым;

· удовлетворение познавательных интересов обучающихся в различных сферах человеческой жизни.

Наши рекомендации