Педагогический контроль за занимающимися адаптивным спортом
Педагогический контроль за занимающимися предусматривает оценку уровня развития их физических качеств. Для определения быстроты применялись любые возможные для инвалидов действия, выполняемые на время, например, хлопки руками спереди и сзади (количество раз за 15 с).
Чтобы определить выносливость, предлагается выполнить движение на максимально возможное время (бег на месте, проплывание дистанции, гонки в колясках и т.п.).
Равновесие – самое уязвимое качество у инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата. Предлагается тест Ромберга.
При оценке специальных физических качеств спортсмену предлагается контрольное выполнение тех или иных спортивных действий, характеризующих скоростные, скоростно-силовые качества, скоростную выносливость, силу. Это пробегание, проплывание, гонки в коляске на определенную дистанцию, выполнение тех или иных метаний, бросков и т. п. в зависимости от вида спорта.
Уровень функциональной подготовленности инвалидов-спортсменов определяется при выполнении ими специально подобранных «стандартных нагрузок».
До нагрузок, после них и в период восстановления измеряется частота сердечных сокращений, определяется артериальное давление и соответственно оценивается функциональное состояние спортсмена. Такими стандартными нагрузками для инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата могут быть:
–приседания, бег на месте; отжимание из упора лежа или от поручней кресла-коляски;
–«пандус-тест» – езда по пандусу вверх с максимальной скоростью и др.
В дальнейшем поэтапно проводятся врачебно-педагогические наблюдения на тренировках. Контролируется реакция на выполнение плановых нагрузок и при необходимости изменяется учебно-тренировочный процесс.
Учебно-тренировочные занятия с лицами, имеющими отклонения в состоянии здоровья, проводятся по общепринятой схеме, включающей три периода: подготовительный, основной и переходный.
Занятия начинаются с подготовительного периода и продолжаются 3–4 месяца в зависимости от физической подготовленности и общего состояния спортсмена. В этот период осуществляется преимущественно общефизическая подготовка. Основной период предусматривает спортивное совершенствование, участие в соревнованиях. Заключительный – переходный период. Он завершает годичный цикл. Его задача – постепенное снижение нагрузки, совершенствование технических приемов.
Эта схема используется в работе с инвалидами по слуху, зрению, но что касается инвалидов с поражением опорно-двигательного аппарата, в частности с травмами и заболеваниями спинного мозга, то здесь имеется определенная особенность. В работе с этой категорией спортсменов в зависимости от периода тренировки на ОФП отводится от 30 до 50% общего времени, на техническую подготовку – 30–40%, на ЛФК – 10–30%.
Общая физическая подготовка направлена на развитие основных физических качеств, специальная ставит своей целью развития качеств, необходимых в том или ином виде спорта, технико-тактическая подготовка признана совершенствовать технику избранного вида спорта и формировать тактические навыки в зависимости от выполняемой деятельности.
Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт развиваются не изолированно, а в системе общественных связей и отношений. Особенно важны они для людей, имеющих те или иные отклонения в состоянии здоровья.
В адаптивном спорте различают три основных направления применения психодиагностических методик. Прежде всего, это выяснение того, каким видом спорта целесообразно заниматься человеку с ограниченными функциональными возможностями, будь то ребенок, взрослый или подросток. Второе – формирование спортивного коллектива и третье – отбор спортсменов с одинаково высоким уровнем квалификации для включения в сборные команды города, области, региона, страны.
В учебно-тренировочном процессе могут применяться психодиагностические методики, те же, что и у здоровых людей.