Современные позиции классного руководителя
Деятельность классного руководителя – целенаправленный, системный, планируемый процесс, строящийся на основе устава общеобразовательного учреждения, иных локальных актов, анализа предыдущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода к обучающимся с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллективом общеобразовательного учреждения, и ситуации в коллективе класса, межэтнических и межконфессиональных отношений.
Для педагогически грамотного, успешного и эффективного выполнения своих функций классному руководителю надо хорошо знать психолого-педагогические основы работы с детьми конкретного возраста, быть информированным о новейших тенденциях, способах и формах воспитательной деятельности, владеть современными технологиями воспитания.
Цель деятельности классного руководителя – создание условий для самореализации личности школьника, его успешной социализации в обществе.
Задачи:
· формирование классного коллектива как субъекта воспитания;
· руководство воспитательным процессом;
· создание условий для индивидуального развития и нравственного формирования личности школьника, его склонностей и интересов;
· формирование системы ценностных ориентаций учащихся как основы их воспитанности;
· организация разнообразных видов коллективной творческой деятельности, вовлекающей детей в общественно-ценностные социализирующие отношения, способствующие их сплочению и положительному взаимовлиянию;
· диагностика, регулирование и коррекция личностного развития учащихся;
· обеспечение соблюдения норм и правил техники безопасности.
Классному руководителю в своей деятельности необходимо учитывать уровень воспитанности обучающихся, социальные и материальные условия их жизни.
Функции классного руководителя:
1. Организационно-координирующие:
· обеспечение связи общеобразовательного учреждения с семьей;
· установление контактов с родителями (иными законными представителями) обучающихся, оказание им помощи в воспитании обучающихся;
· проведение консультаций, бесед с родителями (иными законными представителями) обучающихся;
· взаимодействие с педагогическими работниками, а также учебно-вспомогательным персоналом общеобразовательного учреждения;
· организация в классе образовательного процесса, оптимального для развития положительного потенциала личности обучающихся в рамках деятельности общешкольного коллектива;
· организация воспитательной работы с обучающимися через проведение различных мероприятий;
· стимулирование и учет разнообразной деятельности обучающихся, в том числе в системе дополнительного образования детей;
· взаимодействие с каждым обучающимся и коллективом, классом в целом;
· ведение документации (классный журнал, личные дела обучающихся, план работы классного руководителя).
2. Коммуникативные:
· регулирование межличностных отношений между обучающимися;
· установление взаимодействия между педагогическими работниками и обучающимися;
· содействие общему благоприятному психологическому климату в коллективе класса;
· оказание помощи обучающимся в формировании коммуникативных качеств.
3. Аналитико-прогностические:
· изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития;
· определение состояния и перспектив развития коллектива класса.
4. Контрольные:
· контроль за успеваемостью каждого обучающегося, контроль за посещаемостью учебных занятий обучающимися.
Обязанности классного руководителя
В работе с учащимися классный руководитель выполняет следующие обязанности:
· изучает индивидуальные способности, интересы и склонности учащихся, их семейные обстоятельства и жилищно-бытовые условия;
· проводит классные часы, организует другие коллективные формы воспитательной работы;
· планирует и осуществляет культурно-досуговую работу в классе (совместно с детьми разрабатывает сценарии внеклассных мероприятий и др.);
· осуществляет контроль за ходом учебно-воспитательного процесса в классе; выявляет причины слабой успеваемости учащихся, организует необходимую помощь;
· организует индивидуальные психолого-педагогические консультации с учащимися по их просьбам, заявкам родителей или учителей;
· оказывает помощь одаренным детям в раскрытии и совершенствовании их способностей;
· индивидуально работает с детьми с медицинскими, психологическими или специальными проблемами;
· участвует в организации и проведении культурно-досуговых, оздоровительных и других общественно полезных мероприятий образовательного учреждения;
· организует дежурство и другие мероприятия социально полезной деятельности;
· организует питание, контролирует посещаемость, выясняет причины отсутствия ребенка;
· разрабатывает и размещает в школьном информационном пространстве все виды планирования (учебного – календарно-тематического, ресурсного, индивидуализированного и воспитательного – поездок, вечеров отдыха и т. д.);
· участвует в планировании и координации планирования образовательного процесса класса совместно со службой учебного процесса;
· разрабатывает и согласует с методическим объединением, заместителем директора по УВР, директором план своего дополнительного профессионального образования;
· планирует использование ресурсов, включая ИКТ-ресурсы, расходуемые материалы.
В работе с учителями-предметниками классный руководитель выполняет следующие обязанности:
· посещает уроки с согласия преподавателей;
· организует и проводит «малые педсоветы», педагогические консилиумы;
· совместно с учителями класса помогает учащемуся в разработке его планов и размещении их в школьном информационном пространстве (развитие общеучебных навыков, участие в мероприятиях, дополнительное освоение информационных ресурсов);
· осуществляет интеграцию оценок различных учителей и служб, результатов внешней аттестации, формирует целостную характеристику учащегося.
В работе с родителями классный руководитель выполняет следующие обязанности:
· информирует об успехах, проблемах ученика – лично, по телефону, в письме, путем записей в дневнике;
· проводит родительские собрания (не менее пяти раз в год и не реже одного раза в четверть);
· посещает семьи учащихся с их согласия;
· организует консультации по вопросам воспитания детей;
· информирует родителей об их роли в образовательном процессе, о ходе образования ребенка, в том числе – с использованием ИКТ;
· размещает в школьном информационном пространстве индивидуальную информацию для родителей, включая рекомендации.
В работе со службами ОУ классный руководитель выполняет следующие обязанности:
· информирует руководство о проблемных случаях, об одаренных детях, предлагает соответствующие меры помощи воздействия;
· участвует в педсоветах образовательного учреждения: предоставляет необходимую информацию о классе и отдельных учащихся;
· принимает участие в работе методических объединений классных руководителей;
· содействует работе в осуществлении психолого-педагогических исследований в классе;
· представляет отчет о деятельности администрации и педагогическому совету образовательного учреждения.
В работе с документами классный руководитель выполняет следующие обязанности:
· ведет личные дела учащихся, в том числе размещает информацию об учащихся в информационной системе;
· ведет классный журнал (в том числе электронный);
· осуществляет контроль за ведением ученических дневников;
· готовит характеристики учащихся класса;
· обрабатывает все поступающие справки и другие документы.
Классный руководитель имеет право:
· самостоятельно избирать формы и методы проведения воспитательной работы, использовать инновационные методики воспитания;
· использовать помещения и материальную базу образовательного учреждения для проведения воспитательной работы с классом: закрепленный кабинет и оборудование – в свободное от уроков время, другие помещения и оборудование – по предварительной заявке в порядке, определяемом директором образовательного учреждения;
· вызывать от имени образовательного учреждения родителей учащихся в необходимых случаях;
· получать полную и исчерпывающую информацию об учащихся закрепленного за ним класса от всех служб образовательного учреждения.
Ответственность классного руководителя
В установленном законодательством Российской Федерации порядке классный руководитель несет ответственность за жизнь и здоровье обучающихся (воспитанников) во время социально-педагогических мероприятий, а также за нарушение прав и свобод обучающихся (воспитанников) во время проведения подобных мероприятий. За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин Устава и Правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, установленных настоящей Инструкцией, классный руководитель несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося (воспитанника), а также совершение иного аморального проступка классный руководитель может быть освобожден от выполнения обязанностей в соответствии с трудовым законодательством и законом Российской Федерации «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности. За причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба в связи с исполнением (неисполнением) своих функциональных обязанностей классный руководитель несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством.
Формы работы классного руководителя
В соответствии со своими функциями классный руководитель выбирает формы работы с обучающимися:
· индивидуальные (беседа, консультация, обмен мнениями, оказание индивидуальной помощи, совместный поиск решения проблемы и др.);
· групповые (творческие группы, органы самоуправления и др.);
· коллективные (конкурсы, спектакли, концерты, походы, слеты, соревнования и др.).
При выборе форм работы с обучающимися целесообразно руководствоваться следующим:
· определять содержание и основные виды деятельности в соответствии с задачами, стоящими перед общеобразовательным учреждением;
· учитывать принципы организации образовательного процесса, возможности, интересы и потребности обучающихся, внешние условия;
· обеспечивать целостность содержания, форм и методов социально значимой, творческой деятельности обучающихся класса.