Изобразительная деятельность. 1. Учите ребенка отделять куски мягкой глины, пластилина, делать из отдельного куска лепешку (он делает это вместе с вами)
1. Учите ребенка отделять куски мягкой глины, пластилина, делать из отдельного куска лепешку (он делает это вместе с вами). Вместе с ребенком делайте орнамент из вмятин в полученной лепешке с помощью пальцев (рис. 8); с помощью карандаша — вертикально поставленной непочиненной частью, плашмя, грифелем (рис. 9).
Рис. 8
Рис. 9
2. Учите ребенка обмакивать в краскепростые предметы — шарики, кубики и т. п. Посуда с краской должна значительно превышать по объему окрашенный предмет. Используйте для работы краски только основных цветов — красную, синюю, желтую. Окрашенные предметы в дальнейшем применяются в какой-либо деятельности или в игре: вместе с ребенком вы составляете узор, делаете украшения для елки, нанизываете бусинки для куклы и т.д.
Вводите ребенка в процедуру смешения красок, используя рисование радуги, солнышка и т. п. Можно начать с того, что вы вместе с ним в банку с чистой водой осторожно капаете какую-нибудь краску (гуашь) и рассматриваете падение капли в воде. Затем капаете другую краску, рассматриваете ее путь и т. д. Разболтав воду, обнаруживаете изменение цвета воды. Повторяя это занятие не: сколько раз, вы можете обнаружить некоторые закономерности: смешение желтого и красного цветов в итоге дает оранжевый, различные соотношения двух исходных красок приводят к различным оттенкам оранжевого; смешение синего и желтого дают зеленый и т. д.
3. Учите ребенка делать различные конструкции из строительного материала,равновеликого его рукам (200Х 100X50 мм).
4. Знакомьтеребенка с инструментами:кисть, фломастер с толстым стержнем, пастель, уголь, цветные мелки. Это знакомство проводите в практической деятельности:
1) учите ребенка проводить линии свободной, ненапряженной рукой— одним взмахом руки, используя различные инструменты: кисть, фломастер, пастель, уголь, цветные мелки,— по листу бумаги, линолеума (форматом не менее 800 X 600 мм), на стене или на полу (формат бумаги тот же). Следите за тем, чтобы у ребенка работали плечо и локоть;
2) учите ребенка участвовать в совместномс вами (а лучше коллективном) рисовании:солнышка, звездного неба, украшений на елке, цветика-семицветика и т. п. Готовьте заранее для этого фон бумаги — рисовать всегда нужно на цветном фоне. Используйте все три краски — синюю, красную, желтую.
5. Продолжайте работу, рекомендованную в предыдущем задании.
Игровая деятельность
Учите ребенка обыгрывать игрушки — куклы и постройки.
Дайте одной из кукол имя Тата (это имя легче всего произносится) в устной форме и по табличке. Возьмите такую куклу, для которой проще всего построить из кубиков стол, стул, кровать, которая легко помещается в маленькую ванночку или тазик, т. е. куклу небольших размеров, пластмассовую или резиновую, чтобы ее можно было купать. Кукла должна быть одета.
Тата пришла — подняла руку для приветствия: «Привет». Ребенок тоже поднял руку, поздоровался с Татой. Вы показываете Тате табличку сядь, и говорите это слово. Тате не на что сесть.
Ребенок показывает на настоящий стул и с вашей помощью находит нужную табличку. Вы в недоумении — как быть? Кукле надо сесть, а стула нет. Вместе с ребенком идете к кубикам и начинаете строить стул, он заканчивает. Тату сажают на стул, она кивает головой: «Спасибо». Ребенок пляшет для Таты или что-нибудь делает для нее (например, показывает ей картинки и рассказывает, что на них изображено). Тата машет рукой и прощается, уходит.
В следующий раз, когда Тата приходит, малыш сам строит для нее стул из кубиков, но набор кубиков другой и стул получится тоже другой, а вы приносите на тарелке еду для куклы. Оказывается, тарелку не на что поставить. Ребенок показывает на настоящий стол, находит с вашей помощью табличку стол и строит его из кубиков. Вы ставите на стол тарелку, а ребенок кормит куклу. После еды Тата показывает, что она хочет спать (жестом — положив руки под щеку). Перед тем как строить кровать, показываете табличку кровать. На кровать ребенок кладет простынку, подушку, с куклы снимает одежду и аккуратно вешает на стул. Вместе с ним показываете кукле табличку «Спи» и укладываете ее. Потом ребенок накрывает ее одеялом, вы прикладываете палец к губам: «Тихо».
В следующий раз вы купаете куклу. Вместе с ребенком приносите ванночку или тазик и воду в кувшине. Ребенок находит табличку вода и произносит слово, как может. Потом даете ему кувшин с водой, он наливает ее в тазик. Пока ребенок наливает воду, вы произносите слово вода так, чтобы он мог его услышать. Попробуйте пальцем, теплая ли вода, своим видом покажите, что вода хорошая. Ребенок раздевает куклу, аккуратно вешает белье на спинку стула. Вы приносите чистое белье. Осторожно сажаете куклу в ванну, берете кусочек мыла (мыло — устно, табличка, на слух) и моете ее вместе с ребенком, затем смываете водой из кувшина. Вместе с ребенком вытираете куклу, надеваете на нее чистую рубашку и кладете спать.
ЗАДАНИЕ 7. (РЕБЕНОК ПОСТОЯННО НОСИТ СЛУХОВОЙ АППАРАТ.)
Развитие движений
1. Учите ребенка ходить по широкой доске(ширина 30 см) с разведенными в стороны руками. Ребенок начинает ходьбу по речевому сигналу: «Иди! Иди по доске! Илюша, иди по доске!» и т. п. Обращение он может воспринимать слухо-зрительно, на слух или зрительно — с таблички.
2. Учите ребенка подтягиваться на рукахна доске, приподнятой равномерно двумя концами над полом; по наклонной доске.
3. Продолжайте учитьребенка перешагиватьчерез линию, проведенную на полу или на земле (можно через шнурок, лежащий на полу); через кубики — с переменой ног (сначала ребенок может держаться за палец взрослого).
4. Продолжайте учить ребенка подпрыгивать на двух ногах(игра «Мячики»). Если это нужно, держите за руку, чтобы он отрывал ноги от пола. В этой игре пользуйтесь словами: «Прыгай, Катюша, прыгай! Прыгай, как мяч (мячик)! Ты — мяч (мячик), прыгай! Прыгай высоко!» и т. п.
5. Учите ребенка ползать, преодолевая препятствия(игра «Доползи до флажка»). Флажок лежит на стульчике. Ребенок ползет к нему по вашей просьбе: «Ползи! Ползи к флажку!» По дороге он должен подползти под большой стул. Доползает до флажка, берет его и кричит ура (yа), размахивая флажком.
6. Продолжайте учить ребенка бросать и ловить мячс расстояния 30 см, 50 см, 1 м. В этой игре могут участвовать дети и взрослые.
7. Развивайте мелкую моторику пальцев ребенка — учите проталкивать мелкие предметы(мозаику) в отверстия, сделанные в крышке коробки. Сделайте 5 отверстий. Каждое из них должно быть по диаметру немного меньше размера мозаики.
Начинаете игру вы — берете одну мозаику, кладете ее на первое отверстие, нажимаете на нее большим пальцем, проталкиваете в коробку и радостно сообщаете: «Упала!» Берете коробку, вместе с ребенком встряхиваете несколько раз. Он ощущает легкую вибрацию от прыгающей там мозаики и говорит: «Там» (в ответ на ваш вопрос «Где мозаика?») или: «Там мозаика». Затем берете другую мозаику, кладете ее в соседнее отверстие и достаете табличку нажми. Прочитав слово (вслух), указательным пальцем нажимаете на мозаику, проталкиваете ее в отверстие. Повторяется та же процедура с ощущением вибрации коробки.
Проталкивание мозаики в очередные отверстия средним, безымянным пальцами и мизинцем происходит по сигналу ребенка, который каждый раз показывает табличку нажми (и может при этом что-то произносить). Когда все пять мозаик будут в коробке, коробку открывают и ее содержимое высыпают на стол. Затем коробку снова закрывают, и игра продолжается, но действующим лицом становится ребенок. Слово нажми ребенок воспринимает или по табличке, или одновременно по табличке и слухо-зрительно, или слухо-зрительно, или на слух (с аппаратом или без аппарата).
Сначала ребенок проталкивает мозаику пальцами одной руки, потом — другой.
8. Учите ребенка застегивать крупные пуговицына одежде у взрослых, у кукол, у себя. (Слова — пуговица, застегни, для слабослышащих — застегни пуговицы.)
9. Периодически возвращайтесь к упражнениям, указанным в предыдущих заданиях.