Типология форм организации проектной деятельности
Типология форм организации проектной деятельности (проектов) учащихся может быть представлена по следующим основаниям:
• по видам проектов:
– информационный (поисковый);
– исследовательский;
– творческий;
– социальный;
– прикладной (практико-ориентированный);
– игровой (ролевой);
– инновационный (предполагающий организационно-экономический механизм внедрения);
• по содержанию:
– монопредметный
– метапредметный, относящийся к области знаний (нескольким областям), относящийся к области деятельности и пр.;
• по количеству участников:
– индивидуальный;
– парный;
– малогрупповой (до 5 человек);
– групповой (до 15 человек);
– коллективный (класс и более в рамках школы);
– муниципальный;
– всероссийский;
– международный;
– сетевой (в рамках сложившейся партнёрской сети, в том числе в Интернете);
• по длительности (продолжительности) проекта: от проекта-урока до вертикального многолетнего проекта;
• по дидактической цели:
– ознакомление учащихся с методами и технологиями проектной деятельности, обеспечение индивидуализации и дифференциации обучения;
– поддержка мотивации в обучении;
– реализация потенциала личности и пр.
Особое значение для развития УУД в основной школе имеет индивидуальный проект, представляющий собой самостоятельную работу, осуществляемую учащимся на протяжении длительного периода, возможно в течение всего учебного года. В ходе такой работы подросток — автор проекта — самостоятельно или с небольшой помощью педагога получает возможность научиться планировать и работать по плану — это один из важнейших не только учебных, но и социальных навыков, которым должен овладеть школьник.
Работая над проектом, подростки имеют возможность в полной мере реализовать познавательный мотив, выбирая темы, связанные со своими увлечениями, а иногда и с личными проблемами.
Индивидуальный проект должен удовлетворять следующим условиям:
1) наличие социально или личностно значимой проблемы;
2) наличие конкретного социального адресата проекта «заказчика»;
3) самостоятельный и индивидуальный характер работы учащегося;
4) проект межпредметный, надпредметный, т. е. не ограничивающийся рамками одной учебной дисциплины.
Выполнение персонального проекта предполагает использование методов, характерных для научных исследований: определение проблемы и вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотез, обсуждение методов исследования, оформление результатов, анализ полученных данных, выводы.
Проектом руководит учитель, который не отвечает непосредственно ни за процесс выполнения проекта, ни за продукт, а лишь создает систему условий для качественного выполнения проекта учащимся.
Оценивание проекта осуществляется на основе критериального подхода, когда достижения учащихся сравниваются с эталоном, определенным заранее в результате обсуждения при подготовке к итоговой аттестации.
Прежде всего, оцениваются сформированность универсальных учебных действий учащимися в ходе осуществления ими проектной деятельности по определенным критериям:
Презентация содержания работы самим учащимся | Качество защиты работы | Качество наглядного представления работы | Коммуникативные умения |
Характеристика самим учащимся собственной деятельности («история моих открытий»); постановка задачи, описание способов ее решения, полученных результатов, критическая оценка самим учащимся работы и полученных результатов | Четкость и ясность изложения задачи; убедительность рассуждений; последовательность в аргументации; логичность и оригинальность | Использование рисунков, схем, графиков, моделей и других средств наглядной презентации; качество текста (соответствие плану, оформление работы, грамотность по теме изложения, наличие приложения к работе) | Анализ учащимся поставленных перед ним вопросов другими учащимися, учителями, другими членами комиссии, выявление учащимся проблем в понимании разрешение возникших проблем; умение активно участвовать в дискуссии |