Обработка результатов обследования
Каждый из предлагаемых ребенку приемов и ответная его реакция обязательно фиксируются в протоколе, который должен быть заготовлен заранее. Приводим примерную схему протокола:
№ пробы | № приема | Обозначение приема | Перечень предъявленного | Ответы ребенка | Примечание |
материала | Наблюдение за реакцией ребенка (поиск слова; | ||||
Время, затраченное на подготовку ответа и др.) | |||||
Достоверно оценить данные обследования словарного запаса (ребенка может лишь путем сопоставления результатов, полученных в процессе использования различных приемов.
При количественном анализе результатов обследования следует обратить внимание прежде всего на слова, которые ребенок называл правильно. При этом выводится соотношение общего да предъявленных слов и правильных ответов, что может иметь предварительное диагностическое значение. Так, если это соотношение равно 3 : 1, то уже можно сделать предварительный вывод том, что данный ребенок не овладел лексикой в степени, соответствующей его возрасту.
Далее анализу подвергаются все названные ребенком слова, которые рассматриваются с точки зрения того, какие основные лексико-грамматические разряды используются в активной речи. 1аиболее наглядно этот анализ (данное соотношение) может быть Представлен такой схемой:Лексико-грамматическис разряды слов;
Имена существительные,
Имена прилагательные,
Глаголы,
Наречия,
Предлоги,
Сюзы
Отсутствие тех или иных лексико-грамматических разрядов слов, недостаточное число глаголов в активной речи детей указывают на отставание в развитии лексико-грамматических средств языка.
Следующий этап обработки данных обследования — это анализ: какое число слов, используемых ребенком, относится к словам! имеющим конкретное значение, и какое — к словам абстрактным обобщенным. Например, из 35 названных ребенком существительных все 35 имеют конкретное значение, или, например, из 30 слон 27 относятся к категории конкретных, 2 — обобщающих (мебеь,л игрушки), 1 — абстрактное (радость),
Таким образом, на основании анализа правильно названии; ребенком слов создается представление об объеме его активного словаря, т.е. о количественной характеристике, а также о некоторых качественных сторонах словаря.
Для более полной качественной характеристики словарного состава языка детей имеет значение анализ ошибочных ответов зафиксированных как при предъявлении им картинок с изображением конкретных предметов, действий, качеств, так и (особенно при выполнении проб, направленных на выяснение умения употреблять слова в контекстной речи.
Суть многих ошибочных ответов состоит в несоответствии и пользуемых ребенком слов изображаемому на картинках. Очень важно проанализировать, почему название одного предмета и пользуется им для обозначения другого и каковы основания дл такого переноса, а потом сгруппировать сходные, с точки зрения психологии, случаи.
Так, рядом исследователей (Р.Е. Левина, 1961, 1968; Л.Ф. Стшрова, 1959, 1962) установлено, что у детей с недоразвитием речи перенос названия одного предмета на другой может происходить на основе:
- звуковой близости слов (куст винограда — кисть виног рада; клубок — колобок);
- отождествления наглядной ситуации — замещения на
звания предмета внешне сходным (сарафан — платье);
- сходного назначения (тарелка — вилка);
- ситуационной связи предметов друг с другом (клумба —
цветы; марка — конверт);
- обозначения вместо предмета всей ситуации, что ведет к
перифразу (душ — из крана льется вода);
- замещения на основе родственных семантических групп —
расширения смыслового содержания (идет черепаха —
идет по песку};
- сужения смыслового содержания (зашивает швея —- за
шивает платье);
- смещения лексико-грамматических признаков сходных
слов {вместо приземлился — самолет заземлился; вместо смотрел — засмотрелся на интересный фильм) и т.д.
Тип замены фиксируется в протоколе обследования. В ходе анализа следует выяснить также, какие части речи чаще всего подвергаются замене.