Разработка рекомендаций по повышению уровня семейного воспитания
Завершив тестирование данного класса, можно отметить, что подростки не испытывают нехватки родительского внимания. Все дети получают достаточное общение со своей семьей. Соответственно воспитание проходит в надлежащей форме.
Не смотря на общую положительную картину, есть и недостатки.
Из теста "Моя семья", мы увидели, какое большое значение для развития личности ребенка имеет отношение к нему его близких. Та семья, которая проявляет искренний интерес к своему ребенку, принимает ребенка таким, какой он есть, уважает и признает его индивидуальность, одобряет его интересы, поддерживает планы будет формировать в целом гармоничную личность. Последствиями дисгармонии внутрисемейных отношений являются у некоторых подростков: занижение самооценки; неуверенность в себе и замкнутость; повышенная тревожность; затруднения в коммуникативной деятельности; раздражительность; склонность к агрессии как средству защиты; низкая успеваемость как следствие проблемного осуществления учебной деятельности; а также склонность к асоциальному поведению.
На основании анализа теста с родителями, мы увидели, что родители выбирают диктаторский стиль управления, не прислушиваясь к своему ребенку, и не показывая личного примера, воспитание осуществляется в приказном тоне, возражения со стороны ребенка не учитываются.
Прежде всего, у подростков необходимо сформировать четкое убеждение, что их любят в семье и принимают такими, какие они есть, со всеми проблемами и ошибками. Далее необходимо показать своими поступками, что Вам как родителям можно доверять. Дома создать комфортные условия и поддерживать своих детей в положительных начинаниях и поступках. Попытаться превратить свои требования в желания ребенка.
Стараться вкладывать в сознание ребенка приоритеты. Научиться задавать вопросы так, чтобы у подростка не возникло желания на них не отвечать или избегать разговора с Вами. К примеру, вместо вопроса: «Что ты сегодня получил?» лучше поинтересоваться: «Что сегодня было интересного в школе? Что тебе понравилось в школе, а что нет?» Ребенок не должен бояться ошибиться или сказать Вам правду, какая бы она ни была. Никогда не ругайте ребенка обидными словами и не оскорбляйте его достоинства. Не ставьте ему в пример его друзей или знакомых. Всегда старайтесь положительно оценивать своего ребенка, даже если Вам кажется, что он в чем-то некомпетентен. Замечания должны звучать не как обвинения. Хвалить надо исполнителя, а критиковать только исполнение. Хвалить надо персонально, а критиковать – безлично.
Проявляйте к ребенку максимум внимания, переживайте за каждую его неудачу вместе с ним и радуйтесь даже незначительным его успехам. Объединяйтесь с ребенком против его трудностей. Он должен видеть в Вас союзников, а не противников или сторонних наблюдателей. Верьте в своего ребенка, и тогда он точно почувствует, что дома ему лучше, чем во дворе, ведь дома его любят, принимают и уважают.
Выводы по второй главе
Подводя итог к выше сказанному во второй главе, отметим, проведенные тесты в 8А классе были результативными. Они помогут родителям разработать концепцию общения со своими детьми. Сделать выводы, по каким причинам, к примеру, ребенок ведет себя так, а не иначе, почему отстает в общении, или проявляет агрессию к сверстникам.
В семье с хорошим эмоциональным климатом каждый её участник относится к другим с любовью, почтением и доверием, к отцу с матерью — еще и с почитанием, к наиболее слабому — с готовностью поддержать в любую минуту. Значимыми показателями хорошего эмоционального атмосферного климата семьи считаются желание ее членов проводить свободное время в семейном кругу, разговаривать на интересующие абсолютно всех темы, совместно осуществлять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такого рода климат содействует гармонии, понижению остроты образующихся инцендентов, снятию напряженных состояний, росту оценки собственной социальной важности и реализации личного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой хорошего климата семьи считаются супружеские взаимоотношения. Общая жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, мастерства считаться с нуждами партнёра, идти на уступки друг другу, совершенствовать в себе такие свойства, как обоюдное уважение, доверие, понимание.
Когда члены семьи ощущают беспокойность, чувствительный дискомфортность, отчуждение, в этом случае говорят о плохом психическом климате в семье. Всё это мешает выполнению семьёй одной из основных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и утомления, а кроме того ведёт к депрессиям, размолвкам, психологической напряжённости, дефициту в позитивных эмоциях. В случае если члены семьи никак не стараются поменять такое положение к лучшему, то само существование семьи делается проблемным. И все это как результат влияет на воспитание детей.
Заключение
В заключении отметим, цель данной работы была, рассмотреть особенности организации семейного воспитания.
В первой главе мы рассмотрели теоретические аспекты семейного воспитания. Во второй главе с помощью тестирования в 4 школе, 8А класса, определили уровень взаимодействия родителей с детьми, уровень воспитанности самих детей, предложили рекомендации для родителей, для улучшенного взаимодействия со своими детьми.
Почему же так важно говорить о взаимоотношениях в семье, и как это влияет на воспитание детей? Во-первых, развитие ребенка с первых дней жизни протекает в семье, где уже установился или устанавливается психологический климат. Во-вторых, каждая семья имеет свою численность и состав, что способствует многогранности, постоянству и длительности воспитательного влияния. Связь поколений обеспечивает создание и развитие семейных традиций, обращение к истокам народной культуры. Именно при наличии таких связей происходит социально-нравственное развитие ребенка. В-третьих, в семье создаются условия для включения детей в разнообразные внутрисемейные отношения и деятельность, а также ребенок получает информацию о себе - Я-Концепция, - где он принимает первое решение относительно себя и где начинается развиваться его социальная природа. В-четвертых, взаимодействие между родителями, взаимоотношения между родителями и детьми, модели поведения, деятельности влияют на осознание дошкольниками правил, стиля общения с другими людьми, а затем переносятся в собственное поведение, и в будущем проецируются в семье.
По этому, делая вывод, семья, это важный первостепенный фактор, который закладывает начальное воспитание ребенка.
Список использованной литературы и источников
1. Батаршев А.В. Психология индивидуальных различий: от темперамента – к характеру и типологии личности. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2012. - 256с.
2. Бордовская, Н.В.Психология и педагогика / Н.В.Бордовская, А.А.Реан. – СПб, 2009. - 363с.
3. Баданина, Л. П. Психология познавательных процессов [Текст] : учеб. пособие / Л. П. Баданина. – М. : Флинта ; МПСИ, 2013. – 240 с.
4. Бархаев, Б. П. Педагогическая психология [Текст] : учеб. пособие для вузов / Б. П. Бархаев. – СПб. : Питер, 2013. – 448 с.
5. Гарник. Психология сознания: Вопросы методологии, теории и прикладных исследований/Г. В. Акопов; РАН, Ин-т психологии.- М.:Институт психологии РАН,2010.-272 с.
6. Григорович, Л.А. Педагогика и психология/ Л.А.Григорович, Т.Д.Марцинковская. – М.: Гардарики, 2013. – 408 с.
7. Зыкова Н.А., Гавриленко Н.А. Защитные механизмы личности в юношеском возрасте // Психология обучения. - 2011. - № 2. - С. 44-58.
8. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: [учеб. пособие для вузов по спец. 050706 «Педагогика и психология»] / В. И. Загвязинский, Атаханов. – 5-е изд. испр. – М.: Академия, 2011. – 206 с.
9. Котенева А.В. Защитные механизмы личности, гендер и тип темперамента//Наука и школа. - 2010. - № 4. - С. 105-109.
10. Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2013. - 471 c.
11. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2013. –256 с.
12. Майерс, Д. Социальная психология. – 7-е изд. – СПб. : Питер, 2010. – 794 с.
13. Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учеб. для вузов / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2011. – 583 с.
14. Малкина-Пых, И. Г. Психосоматика [Текст] / И. Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2008. – 1024 с.
15. Обухова, Людмила Филипповна. Возрастная психология: учебник/ Л. Ф. Обухова.-М.:Юрайт,2010.-460 с.
16. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Психология: учебник для студ. высш. пед. учеб. заведений. – 2-е изд.,стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»; Высшая школа, 2011. - 512с.
17. Поляков A.M. Психология развития: учеб. пособие для студентов психол. и пед. специальностей учреждений, обеспечивающих получение высш.образования./А.М.Поляков.-Мн.:Тетра Системс, 2011.-304 с.
18. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Издательство “Питер”, 2012.-816с.
19. Райгородский Д.Я.. Подросток и семья. - «Бахрах-М», 2011 г.-656с.
20. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. – СПб. : Питер, 2012. – 713 с.
21. Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология: [учеб. пособие для вузов] / Л. Д. Столяренко. – Изд. 6-е; стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 541 с.
22. Солдатова Г. У., Шайгерова Л. А., Шарова О. Д. Жить в мире с собой и другими: Тренинг для подростков. М.: Генезис: 2013. – 112 с.
23. Степанова, М. А. О состоянии педагогической психологии в свете современной социальной ситуации / М. А. Степанова // Вопросы психологии. – 2010 . - № 1. – 91с.
24. Филатов Ф.Р. Основы психологии: учебное пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и К»; Ростов н/Д: Наука – Пресс, 2009. - 432с.
25. Фридман Л.М. Психология в современной школе. Для руководителей и работников образования. – М.: ТЦ «Сфера», 2010-112с.
Приложение
Приложение 1
Долг и ответственность
Считаю для себя важным добиваться, чтобы коллектив моего класса работал лучше | ||||||
Вношу предложения по совершенствованию работы класса. | ||||||
Самостоятельно организую отдельные мероприятия в классе. | ||||||
Участвую в подведении итогов работы класса, в определении ближайших задач. |
Бережливость
Аккуратно пользуюсь библиотечными книгами. | ||||||
Бережно отношусь к школьной мебели (не рисую, не черчу на партах). | ||||||
Бережно отношусь к своей одежде (слежу за чистотой и опрятностью). | ||||||
Экономлю природные ресурсы (электроэнергию, воду, бумагу - до конца использую тетради) |
Дисциплинированность
Знаю и соблюдаю правила, записанные в Уставе школы | ||||||
Всегда внимателен на уроках, не мешаю слушать другим объяснения учителя. | ||||||
Участвую во внеклассных мероприятиях, проводимых в классе (в школе) | ||||||
Осознаю свою ответственность за результаты работы в коллективе класса. |
Ответственное отношение к учёбе
Прихожу в школу с выполненным домашним заданием. | ||||||
При подготовке домашнего задания стараюсь не прибегать к помощи взрослых | ||||||
Использую дополнительную литературу (пользуюсь средствами Интернета) | ||||||
Аккуратен, исполнителен, точен. |
Отношение к общественному труду
Своевременно и точно выполняю порученные мне задания. | ||||||
Принимаю участие в трудовых рейдах (уборке класса, школы) | ||||||
Выполняю трудовые поручения родителей | ||||||
Добросовестно выполняю все поручения |
Коллективизм, чувство товарищества
Удовлетворен отношением моих товарищей к другим классам. | ||||||
Готов отстаивать интересы всего коллектива школы в других коллективах и общественных организациях | ||||||
Готов помочь своим одноклассникам выполнять домашнее задание или поручения взрослых. | ||||||
Готов ответить за результаты своей работы и за результаты работы своих товарищей. |
Доброта и отзывчивость
Стремлюсь помочь другим ученикам, а также младшим в разрешении трудностей, возникающих перед ними. | ||||||
Вежлив со взрослыми, уступаю места старшим. | ||||||
Не реагирую на случайные столкновения в школьных коридорах, помогаю младшим. | ||||||
Ко мне всегда можно обратиться за помощью. |
Честность и справедливость
Считаю, что необходимо отвечать за свои поступки. | ||||||
Честно сознаюсь, если что-то натворил | ||||||
Осуждаю своего товарища, если он рассказал взрослому о проступке товарища без его присутствия при разговоре | ||||||
Открыто и смело высказываю свое мнение перед любым коллективом |
Простота и скромность
Говоря о своих успехах, не забываю об успехах товарищей | ||||||
Понимаю, что человека уважают не за деньги | ||||||
Иногда люблю похвастаться | ||||||
Могу дружить с девочками и мальчиками другой национальности |
Культурный уровень
Посещаю музеи, выставки, театры не реже одного раза в месяц. | ||||||
Среди телевизионных передач смотрю учебные, познавательные фильмы (из жизни растительного и животного миров, передачи, посвященные жизни и деятельности писателей, артистов кино) Слушаю не только современную музыку, эстрадную, но и классическую | ||||||
Слежу за своей речью, не допускаю, чтобы при моем присутствии говорили грубо, некорректно, нецензурно | ||||||
Соблюдаю правила поведения в общественных местах (в том числе в транспорте) |
Приложение 2
Обработка и интерпретация результатов
Номера вопросов | ||||||||||
Стиль поведения | ||||||||||
авторитетный | Б | В | В | Г | В | Г | А | Б | Г | Б |
авторитарный | А | А | Г | В | Б | Б | Б | А | А | А |
либеральный | В | Б | Б | Б | А | А | Г | В | В | В |
индифферентный | Г | Г | А | А | Г | В | В | Г | Б | Г |
Приложение 3
Анализ теста «Моя семья»
№ семьи | Имя Ф. | Благоприятная семейная ситуация | Тревожность | Конфликтность в семье | Чувство неполноценности в семейной ситуации | Враждебность в семейной ситуации |
Саша С. | 0,5 | 0,4 | 0,1 | 0,1 | 0,2 | |
Маша А. | 0,7 | 0,4 | 0,3 | 0,2 | 0,1 | |
Аня К. | 0,3 | 2,5 | 2,0 | 0,1 | 0,4 | |
Настя К. | 0,8 | 0,1 | ||||
Саша З. | 0,5 | 0,2 | 0,1 | 0,2 | 0,2 | |
Коля М. | 0,7 | 0,5 | 0,3 | 0,2 | ||
Коля Р. | 0,2 | 4,5 | 2,3 | 0,5 | 0,5 | |
Наташа В. | 0,6 | 0,3 | 0,3 | 0,2 | 0,2 | |
Вера Ц. | 0,6 | 0,3 | 0,2 | |||
Юля М. | 0,6 | 0,5 | 0,2 | |||
Всего баллов | 5,5 | 9,7 | 5,4 | 1,9 | 1,6 |
[1] Зыкова Н.А., Гавриленко Н.А. Защитные механизмы личности в юношеском возрасте // Психология обучения. - 2011. - № 2. - 40с.
[2] Райгородский Д.Я.. Подросток и семья. - «Бахрах-М», 2011 г.-80с
[3] Райгородский Д.Я.. Подросток и семья. - «Бахрах-М», 2011 г.-88с
[4] Райгородский Д.Я.. Подросток и семья. - «Бахрах-М», 2011 г.-90с
[5] Райгородский Д.Я.. Подросток и семья. - «Бахрах-М», 2011 г.-93с
[6] Маклаков, А. Г. Общая психология [Текст] : учеб. для вузов / А. Г. Маклаков. – СПб. : Питер, 2011. – 13 с
[7] Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Издательство “Питер”, 2012.-22с.
[8] Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Издательство “Питер”, 2012.-26с.
[9] Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Издательство “Питер”, 2012.-101с.
[10] Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Издательство “Питер”, 2012.-236с.
[11] Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста. – СПб.: Издательство “Питер”, 2012.-339с.
[12] Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология: [учеб. пособие для вузов] / Л. Д. Столяренко. – Изд. 6-е; стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 40 с.
[13] Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология: [учеб. пособие для вузов] / Л. Д. Столяренко. – Изд. 6-е; стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 46 с.
[14] Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология: [учеб. пособие для вузов] / Л. Д. Столяренко. – Изд. 6-е; стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 113 с.
[15] Столяренко, Л. Д. Педагогическая психология: [учеб. пособие для вузов] / Л. Д. Столяренко. – Изд. 6-е; стер. – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 411 с.
[16] Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2013. - 71 c.
[17] Котенева А.В. Защитные механизмы личности, гендер и тип темперамента//Наука и школа. - 2010. - № 4. - 105с.
[18] Крысько, В.Г. Психология и педагогика: Учебник для бакалавров / В.Г. Крысько. - М.: Юрайт, 2013. - 48c.
[19] Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2013. – 47 с.
[20] Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Академия, 2013. –116 с
[21] Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: [учеб. пособие для вузов по спец. 050706 «Педагогика и психология»] / В. И. Загвязинский, Атаханов. – 5-е изд. испр. – М.: Академия, 2011. – 110 с
[22] Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: [учеб. пособие для вузов по спец. 050706 «Педагогика и психология»] / В. И. Загвязинский, Атаханов. – 5-е изд. испр. – М.: Академия, 2011. – 104 с
[23] Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования: [учеб. пособие для вузов по спец. 050706 «Педагогика и психология»] / В. И. Загвязинский, Атаханов. – 5-е изд. испр. – М.: Академия, 2011. – 104 с