Задачи экспериментального обучения
Результаты исследования уровня знаний, умений и навыков учащихся вспомогательной школы говорят о том, что в практике вспомогательных школ при подготовке учащихся к трудовой деятельности слабо обеспечивается одно из главных требований, а именно воспитание у детей умения работать самостоятельно.
И одной из главных причин неудовлетворительной подготовки учащихся к самостоятельному выполнению практических заданий по труду является несовершенство комплекса приемов и методов, которыми пользуются в своей работе учителя профессионально-трудового обучения. Задачей данного исследования и являлось отыскание наиболее эффективных приемов воспитания у учащихся вспомогательной школы самостоятельности при выполнении трудовых заданий.
Главной отправной точкой при решении поставленной проблемы было положение о том, что профессиональное обучение должно строиться таким образом, чтобы обеспечивались наиболее благоприятные условия для активной сознательной, а не механической работы детей при выполнении ими практических заданий по труду, чтобы учащиеся обдумывали и осмысливали процесс изготовления вещи или ее детали. Сознательно выполняя практические задания по труду, дети приучаются работать самостоятельно.
При исследовании были выдвинуты для решения следующие вопросы:
· В какой мере воспитанию самостоятельности у детей способствует обучение их умению давать словесный отчет о проделанной работе и рассказывать о способе выполнения предстоящей.
· Как помогает воспитанию самостоятельности у учащихся умение планировать работу.
· Обеспечивается ли самостоятельность в работе учащихся показом
образца или рисунка.
Организация экспериментального обучения
Экспериментальное обучение проводилось в 1995/96 учебном году в школе-интернате N99 г. Москвы. Экспериментом были охвачены учащиеся первого года обучения - всего 10 человек - ученики четвертого класса в возрасте 12-13 лет.
В качестве контрольной группы была взята группа учащихся того же интерната и в том же количественном составе, того же возраста, года обучения и класса.
Во время эксперимента обучение проводилось по программе швейного дела первого года обучения учащихся вспомогательной школы с целью определения гипотетических положений о приемах обучения и уточнения доступности материала. Экспериментальное обучение осуществлялось по разработанным нами конспектам уроков. Кроме того, для эксперимента были подготовлены образцы готовых изделий, технологические карты, а также рисунки и чертежи. Каждый ученик был обеспечен всеми необходимыми инструментами / ножницы, линейки, карандаши, сантиметровые ленты / и материалами для практических работ.
Существенное различие в обучении учащихся контрольной и экспериментальной групп заключалось в методической стороне проведения уроков.
Для проверки результатов эксперимента учащимся обоих классов давались специальные практические задания в конце прохождения разделов и тем программы. Учащимся также предлагались письменные работы, в которых они описывали последовательность выполнения того или иного задания. Выполнение практических заданий, письменные и устные ответы учащихся тщательно анализировались.
Содержание экспериментального обучения
При определении и построении системы обучения в экспериментальном классе нами были положены в основу, с одной стороны, важнейшие требования производства, которые в конечном счете определяют всю методику обучения: необходимость уметь определить последовательность обработки изделия, выполнить задание, руководствуясь словесной инструкцией / устной и письменной /, образом, рисунком или чертежом, уметь организовать свою работу. С другой стороны, учитывали характерологические черты личности аномального ребенка: нарушение и снижение регулирующей роли слова в его деятельности, затруднения в установлении причинных зависимостей, слабость активных процессов памяти.
Следовательно, система экспериментального обучения строилась с учетом требований и производства и особенностей учащихся вспомогательных школ.
При экспериментальном обучении, которое проводилось в одном классе на протяжении всего учебного года, было предусмотрено:
· Воспитать у учащихся умения давать словесный отчет о проделанной работе после выполнения задания и рассказывать о способе выполнения предстоящей работы.
· Привить учащимся навыки составления плана выполнения предстоящего задания /устно, письменно /.
· Научить их умению выполнять задания по образцу / готовому изделию / и рисунку.
Остановимся на некоторых из указанных пунктах.