Возможности ФОРМИРОВАНИяпрофессиональных КОМПЕТЕНЦИй студентов педагогического вуза СРЕДСТВАМИ НародноГО декоративно-прикладноГО искусствА

(из опыта работы)

В современных условиях развития российского образования, в период всеобщей дестабилизации возникает необходимость в качественной профессиональной подготовке молодых специалистов. Становится несомненной проблема современного профессионального образования, ориентированного на результаты обучения – компетенции.

В документах Министерства образования и науки декларируется необходимость подготовки высокообразованных специалистов, способных не только к профессиональному росту в современных условиях, но и разносторонне-развитых, творческих личностях, обладающих духовно-нравственными качествами, которые отражены в государственных стандартах.

В Федеральном государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования третьего поколения (2009.22.12. № 788) по направлению подготовки «050100 – Педагогическое образование» определены общекультурные и профессиональные компетенции, которыми должен обладать бакалавр-учитель изобразительного искусства. При этом особо следует отметить, что студент должен приобрести в процессе обучения помимо прочих следующие компетенции:

- «способен понимать значение культуры как формы человеческого существования и руководствоваться в своей деятельности современными принципами толерантности, диалога и сотрудничества» (ОК-3);

- «готов к толерантному восприятию социальных и культурных различий, уважительному и бережному отношению к историческому наследию и культурным традициям» (ОК-14);

- «способен использовать систематизированные теоретические и практические знания гуманитарных, социальных и экономических наук при решении социальных и профессиональных» (ОПК- 2);

- «способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности».

Известно, что для эффективного формирования профессиональной компетентности будущих учителей изобразительного искусства необходимо, формировать не только профессиональные компетенции, но и развивать общекультурные в которых более всего выражаются нравственные и деловые качества будущего учителя.

Значимость этнокультурной составляющей в системе высшего образования России отражена в нормативных документах: «Законе об образовании РФ», «Концепции государственной национальной политики Российской Федерации», «Государственной программе национального возрождения народов России», «Концепции художественного образования в Российской Федерации».

Особая роль, на наш взгляд, в решении формирования профессиональной компетентности, принадлежит народному декоративно-прикладному искусству, которое способствует в большей степени формированию патриотизма, толерантности, этнокультурной компетентности.

Решая эту проблему, средствами народного декоративно-прикладного искусства следует обратить внимание на то, что народное искусство не только является ценностью, созданной человеком, но и представляет ему «духовную пищу», воспитывает в нем нравственные основы.

Введение в учебный план дисциплин регионального вузовского компонента таких как, «Традиционное искусство региона», «Народный костюм», «Орнаментальное искусство» будет способствовать решению комплекса задач, направленных на формирование профессионально-педагогической направленности студента, на общекультурную компетентность, отвечающих как художественным, так педагогическим задачам становления будущего учителя изобразительно искусства.

Рассмотрение народного искусства своего региона предполагает погружение в родную или близкую культуру, через ее художественные образы и осознание ее в российском и мировом художественно-культурном пространстве, что является мощным средством современного образования и воспитания. Такой подход позволяет личности самоиндентифицироваться в этнокультурном, национальном пространстве, и в межэтническом, в рамках своего региона, а через это в общероссийском и общечеловеческом.

Содержание каждой дисциплины не дублирует, а лишь органично дополняет друг друга. «Традиционное искусство региона» рассматривает особенности культуры региона, обычаи, традиции и ремесла, дисциплина «Народный костюм» изучает особенности народного костюма разных народов региона, функции костюма, обряды, менталитет и «Орнаментальное искусство» раскрывает особенности орнамента, сакральное и семантическое значения орнаментов, виды стилизации в построении орнаментальных композиций.

«Декоративно-прикладное искусство» как дисциплина профессиональной подготовки дает общее представление о видах декоративно-прикладного искусства, изучая особенности этих видов и их технологию, что является своеобразным заключением и обобщением раннее перечисленных дисциплин.

Однако, в основном изучение «Декоративно-прикладного искусства» в системе образования рассматривается с точки зрения культурологи, ориентирующей студентов на освоение теоретических знаний и понятий и редко выходило на переосмысление художественного образа оригинала и создание авторского произведения в процессе творческой проектной деятельности. Поэтому разработка теории и практики, осуществляемого нами образовательного процесса, приобретает в настоящий момент особое значение.

В процессе исследования нами были рассмотрены педагогические условия реализации содержания дисциплин «Традиционное искусство региона», «Народный костюм», «Орнаментальное искусство», которые включают:

- интеграцию философского, культурологического, психологического, педагогического знаний;

- осуществление с помощью гуманитарных технологий, воссоздающих контекст художественной деятельности, обеспечивающей художественное освоение мира;

- доминирование методов, которые не просто позволят сформировать знания об искусстве, художественные умения, но и побудят к художественной деятельности и художественному освоению мира (сравнительно-сопоставительный, анализ, синтез и т.д.).

Таким образом, занятия декоративно-прикладным искусством, мы рассматриваем с одной стороны как личностное образование, ее общекультурную компетентность, и с другой стороны – меру творческой деятельности.

При этом следует помнить о том, что этнопедагогический подход к решению проблемы повышения эффективности профессионально-педагогической подготовки студентов средствами народного искусства основывается на данных свидетельствующих о приобретении ряда сходных психофизиологических свойств людей разной этнической принадлежности, проживающих в определенном регионе, также формируется общность культурных интересов в социальной сфере, традиций, обычаев, складывается характерный тип мировосприятия.

Именно поэтому дисциплины «Традиционное искусство региона», «Народный костюм», «Орнаментальное искусство» и «Декоративно-прикладное искусство» необходимо рассматривать, как духовно-художественную деятельность, это школа традиций. Она хранит базисные представления народной культуры, которое включало не только зачатки различных видов художественной деятельности, но и зачатки научного, философского, религиозного и морального сознания.

Актуальным продолжением этих дисциплин является научно-исследовательская деятельность, которая выражается в выполнении курсовых, творческих проектах и выпускных квалификационных (дипломных) работах.

У таких исследований научно-методическая значимость будет, заключается в разработке методики проведения занятий по использованию возможностей региональной культуры в образовательно-воспитательном процессе.

А практическая значимость исследований будет заключаться в синтетическом характере работы студентов, которая будет охватывать широкую область применения: культурологию, философию, историю, социологию, этнографию, искусствоведение и методику преподавания изобразительного искусства.

На кафедре сформировалась научная школа, вооруженная специально разработанной методикой, используемой при исследовании декоративно-прикладного искусства народов Тюменского и других регионов.

Например, на лекционных занятиях по дисциплине «Народный костюм», студенты 4 курса знакомились с особенностями развития народного костюма различных этносов Тюменского региона, изучали основные виды декоративно-прикладного искусства входящие в народный костюм (кожаная и меховая мозаика, ювелирное искусство, вышивка, золотное шитье и др.), выявляли семантику, морфологию и колористику лучших образцов искусства костюма и его аксессуаров ханты, сибирских татар, русских и других народов населяющих регион. Практические занятия включали в себя выполнение творческих заданий; разработка эскизов наглядного методического пособия к урокам или внеклассным мероприятиям с учащимися в школе; разработка эскизов моделей одежды для театра, сцены, современной одежды в направлении «этностиль». На практических занятиях по дисциплинам профессионального цикла «Основы декоративно-прикладного искусства» «Художественное оформление в школе» студенты выполняли задания, основанные на репродуктивном отображении и компиляции формообразующих элементов декоративно-прикладного искусства Тюменского региона, такие как куклы в народном костюме (в различных техниках), и др. Педагогическая практика студентов включала разработку тематического планирования с включением регионального компонента, который содержит народный костюм, орнаментальное искусство, традиционные промыслы и ремесла и т.п. При этом акцент делался на осознание значимости народного декоративно-прикладного искусства в воспитательном процессе современной школы, необходимости сохранения самобытной народной культуры этносов Тюменского региона.

Применение единого методического подхода при исследовании всевозможных объектов декоративно-прикладного искусства дает возможность для их применения в педагогической практике.

Об эффективности проделанной работы в формировании профессиональных компетенций студентов свидетельствовали результаты защиты выпускных квалификационных работ.

C 2008 года под руководством автора студентами было выполнено 27 выпускных квалификационных работ, из которых темы 23 работ были посвящены так или иначе традиционному искусству региона. Студентами были выполнены четыре учебно-методических пособий для учителей по декоративно-прикладному искусству («Народный костюм Тюменского региона», «Орнаменты древних славян», «Исламское декоративно-прикладное искусство в Западной Сибири XIV- начале XX вв.», «Орнаментальное искусство в народном костюме (на примере славянских народов)»), тринадцать народных костюмов, две коллекции по мотивам народных костюмов, которые принимали участие в различных конкурсах. Среди дипломников три лауреата (Левина А.Н., Афлетунова А.И., Бойченко И.В.) и четыре дипломантов российской выставки-конкурса студенческих работ «Дебюты» Екатеринбург -2010, два - всероссийского конкурса молодых деятелей искусств «Тюменский звездопад» Тюмень -2010.

Проведенная поисковая работа позволило установить, что профессиональные компетенции студентов – это интегрированное сочетание специальных знаний, умений и навыков в различных областях художественно-творческой и педагогической деятельности, а также готовности их использования в решении комплекса нестандартных задач, самостоятельно действовать в различных жизненных и профессиональных ситуациях.

Таким образом, виден практический подход к решению проблемы через использование потенциала национально-регионального (вузовского) компонента, где есть возможность и в дальнейшем вести работу по разработке специальных курсов, интегративных систем обучения способствующих этнокультурной компетентности студентов, профессиональному функционированию их в условиях поликультурной среды.

Н.П. Гаврилюк

Наши рекомендации