Глава 3. применение экспериментального комплекса физических упражнений на этапе подготовки к протезированию после ампутации нижних конечностей

Характеристика исследуемого контингента

Контрольная группа:

·Анисимов А.И. 55 лет. Диагноз: Ампутация нижней трети голени левой ноги. Контрактура левого коленного сустава. Причина ампутации: сахарный диабет I типа.

·Заваруев Ю.К. 57 лет. Диагноз: Ампутация нижней трети голени правой ноги. Бронхиальная астма. Причина ампутации – травма.

·Павлов И.П. 51 год. Диагноз: Ампутация левой голени. Сколиоз грудного отдела позвоночника. Причина ампутации: травма.

·Фролов К.А. 52 года. Диагноз: Ампутация верхней трети левой голени. Причина ампутации: травма.

·Чернов Д.М. 58 лет. Диагноз: Ампутация верхней трети правой голени. Контрактура правого коленного сустава. Причина ампутации: сахарный диабет I типа.

·Мельниченко А.П. 56 лет. Диагноз: Ампутация правой голени. Хронический пиелонефрит. Сколиоз поясничного отдела позвоночника. Причина ампутации: травма.

Экспериментальная группа:

·Уваров Н.П. 54 года. Диагноз: Ампутация верхней трети правой голени. Причина ампутации: травма.

·Чернов М.А. 52 года. Диагноз: Ампутация верхней трети правой голени, гипертония. Контрактура правого коленного сустава. Причина ампутации – травма.

·Яковлев И.М. 57 лет. Диагноз: Ампутация нижней трети левой голени. Сколиоз грудного отдела позвоночника. Причина ампутации: травма.

·Миронов А.Г. 55 лет. Диагноз: Ампутация верхней трети левой голени. Причина ампутации: сахарный диабет I типа.

·Свешников П.Р. 54 года. Диагноз: Ампутация верхней трети левой голени. Гипертония. Причина ампутации травма.

·Прилуков П.Ю. 58 лет. Диагноз: Ампутация верхней трети правой голени. Контрактура правого коленного сустава. Причина ампутации: сахарный диабет I типа.

Содержание разработанного комплекса физических упражнений на этапе подготовки к протезированию после ампутации нижних конечностей.

Разработанный комплекс упражнений для подготовки к протезированию, лиц с поражением опорно-двигательного аппарата, перенесших ампутацию нижних конечностей пациентов экспериментальной группы, включала 4 раздела.

· Упражнения фантомно – импульсной гимнастики;

· Упражнения дыхательной гимнастики;

· Упражнения лечебной физической культуры (ЛФК);

· Упражнения гидрокинезотерапии.

1. Комплекс упражнений фантомно – импульсной гимнастики, примененный в экспериментальной группе, приводится в таблице 1

Таблица 1

Комплекс упражнений фантомно – импульсной гимнастики, примененный

в экспериментальной группе:

Частные задачи Средства Дозировка Методические указания
Укрепление мышц сгибателей и разгибателей И.П. лежа на спине руки вдоль туловища Мысленное сгибание и разгибание правой и левой стопы 4-5 раз Дыхание ровное, темп медленный
То же И.П. лежа на спине Мысленно выполнять круговое движение правой и левой стопой 4-5 раз 1-4 круговое движение вправо, 1-4 - влево
Укрепление мышц бедра И.П. лежа на спине Мысленное втягивание колена в себя 4-5 раз Темп медленный
Укрепление мышц, отводящих и приводящих бедро И.П. лежа на спине Мысленное отведение и приведение правой и левой ноги в сторону 4-5 раз Во время отведения ноги – вдох, во время приведения – выдох.
То же И.П. лежа на спине Мысленное одновременное отведение в сторону и приведение обеих ног 4-5 раз Во время отведения ног – вдох, во время приведения –выдох.
Укрепление мышц передней поверхности бедра и брюшного пресса И.П. лежа на спине Мысленное сгибание и разгибание правой и левой ноги в тазобедренном суставе 4-5 раз Темп медленный. Поднимать ногу на выдохе, опускать на вдохе.
То же И.П. лежа на спине Мысленно выполнять круговые движения в тазобедренном суставе в правую и в левую сторону 4-5 раз Темп медленный, мысленно увеличивать амплитуду  
То же И.П. лежа на спине Мысленно выполнять одновременное поднимание и опускание обеих ног 4-5 раз Поднимать ногу на выдохе, опускать на вдохе
То же И.П. лежа на спине мысленно поднимая правую ногу вверх одновременно опустить левую То же левой ногой, одновременно опуская правую 4-5 раз Темп медленный, дыхание равномерное
Укрепление мышц задней поверхности бедра И.П. лежа на спине мысленно выполнять сгибание и разгибание правой ноги в коленном суставе То же левой 4-5 раз Темп средний Дыхание ритмичное. произвольное
То же И.П. то же Мысленно выполнять одновременное сгибание обеих ног в коленном суставе 4-5 раз Темп средний Дыхание ритмичное. произвольное
Укрепление мышц передней поверхности бедра и брюшного пресса И.П. лежа на спине Мысленно выполнять поочередное сгибание правой и левой ноги в тазобедренном суставе 4-5 раз Во время сгибания ноги вдох, во время разгибания – выдох
Укрепление мышц задней поверхности бедра И.П. лежа на животе Мысленно выполнять поочередное сгибание в коленном суставе правой и левой ноги 4-5 раз Во время сгибания ноги вдох, во время разгибания – выдох
Укрепление мышц задней поверхности бедра и спины И.П. лежа на животе Мысленно выполнять поочередное отведение назад прямой правой и левой ноги 4-5 раз Мысленно отвести ногу – вдох - привести – выдох

Комплекс упражнений дыхательной гимнастики, примененный в экспериментальной группе:

2. Упражнения дыхательной гимнастики.

Система упражнений предложена И.Б. Темкиным, О.А. Шейнбергом и П.И. Аникеевым (Орлова Л., 2007).

Первая ступень (занятия 1-12).

А. Статические дыхательные упражнения.

И.П. (лежа на спине, боку, сидя и стоя):

1. Ритмичное носовое дыхание с закрытым ртом в привычном темпе (продолжительность 30-60 секунд).

2. То же с мысленным подсчетом количества вдохов и выдохов через нос выполнения упражнений за (15-30-60 секунд).

3. Ритмичное дыхание через одну ноздрю при зажатой рукой другой ноздре, выполнять попеременно, количество повторений 3-4 раза (продолжительность 30-60 секунд).

4. Брюшное дыхание. Стараясь держать грудную клетку неподвижной, во время вдоха максимально выпячивают переднюю стенку живота, особенно ее нижнюю часть. Во время выдоха брюшную стенку энергично втягивают в себя. Для правильного выполнения техники упражнений, руки находятся на груди и животе, количество повторений (4-8-12 раз).

5. Грудное дыхание. Стараясь держать неподвижной переднюю стенку живота, во время вдоха максимально расширяют грудную клетку. При выдохе грудную клетку энергично сжимают. Дыхание выполняют через нос.

Для контроля руки находятся с внешней стороны, на уровне ребер грудной клетки, количество повторений (4-8-12 раз).

6. Полное дыхание. Во время равномерного глубоко вдоха расширяют грудную клетку с одновременным выпячиванием передней стенки живота. Удлиненный выдох начинается с энергичного втягивания брюшной стенки и последующего сжимания грудной клетки. Дыхание выполняют через нос. Для контроля одна рука находится на груди, другая - на животе, количество повторений (4-8-12 раз).

7. Упражнение в произвольном ритме дыхания и его одновременном углублении, постепенном увеличение вдоха и выдоха. Дыхание выполняют через нос, (продолжительность 30-60-120 секунд).

Б. Динамические дыхательные упражнения.

1. Равномерное носовое дыхание в сочетании с имитацией ходьбы в положении лежа или сидя. Выдох выполняется длиннее вдоха, обе фазы выполняются на определенное число шагов (продолжительность 60-120-180 секунд).

Вторая ступень (занятия 13 - 24).

А. Статические дыхательные упражнения.

И.П. (лежа на спине, на боку, сидя):

1. Равномерное дыхание выполняется с вдохом через нос и форсированным выдохом через рот в 2-3 приема, количество повторений (3-6 раз).

2. Равномерное дыхание с вдохом через нос и удлиненным выдохом через рот с произношением гласных или согласных звуков, количество повторений (3-6 раз).

3. Способ дыхания со встречными движениями. Во время вдоха грудная клетка расширяется, а живот втягивается, во время выдоха грудная клетка сжимается, а живот выпячивается. Упражнение выполнять ритмично, без напряжения. Дыхание выполняем через нос, количество повторений (4-8-12 раз). Это упражнение заимствовано из китайской дыхательной гимнастики.

4. Медленный вдох через нос, выдох одним быстрым движением через рот, затем задержка дыхания на 3-5 секунд, количество повторений (4-8 раз).

5. Быстрый глубокий вдох через рот, медленный выдох через нос, количество повторений (4-8 раз).

Б. Динамические дыхательные упражнения:

1. И.П. Лежа на спине, или сидя. Руки опущены, ноги вместе. Поднимание рук через стороны вверх - вдох, возвращение в исходное положение выдох, количество повторений (3-6 раз).

2. И.П. Сидя. Руки в стороны. Произвольное дыхание при вращении рук в плечевых суставах вперед и назад, попеременно выполняем по 4 раза в каждую сторону, количество повторений (4-6 раз).

3. И.П. Сидя. Ноги врозь, руки согнуты, кисти сжаты в кулаки. Удары, имитирующие удары в боксе. Дыхание равномерное, количество повторений (8-10 раз каждой рукой).

4. И.П. Лежа на спине, или сидя. Ноги вместе, руки на поясе. Отведение прямой ноги в сторону и возвращение в исходное положение - вдох, пауза — выдох, количество повторений (6-8 раз в каждую сторону).

5. И.П. Лежа на спине, или сидя. Ноги вместе, руки внизу. Попеременное сгибание ног в коленных суставах (или сохранной нижней конечности). При выполнении упражнения на сгибание - выдох, при возвращении в исходное положение-вдох, количество повторений (6-8 раз каждой ногой).

6. И.П. Сидя. Ноги врозь, руки внизу. Наклоны туловища вперед — выполняем на выдох, возвращение в исходное положение — на вдох, количество повторений (4-8 раз).

7. И.П. Лежа или сидя. Ноги вместе, руки в стороны. Наклоны туловища в стороны. При выполнении упражнения - выполняем выдох, при возвращении в исходное положение — выполняем вдох, количество повторений

(4-8 раз в каждую сторону).

Третья ступень.

Третья ступень - это освоение навыков дыхания в условиях повышенной нагрузки, выработка правильного дыхания при выполнении бытовых и профессиональных нагрузок.

А. Статические дыхательные упражнения.

И. П. Стоя. Освоение диафрагмального дыхания: на вдохе диафрагму опускайте, живот слегка выпячивать, на выдохе - втягивать; выдох чуть длиннее вдоха; дыхание ровное, через нос, в произвольном темпе; подстраивать движения под дыхание, а не наоборот.

1. Выполнить диафрагмальное дыхание, закрыв глаза, что поможет сосредоточиться. Отрабатывать дыхание до тех пор, пока оно не станет привычным и естественным, и лишь затем добавлять новые элементы движения.

2. На выдохе колени сгибать, на вдохе - выпрямлять. Двигаться вверх-вниз непрерывно подстраиваясь под дыхание.

Б. Динамические дыхательные упражнения:

1. И.П. Лежа на спине. Ноги вместе, руки произвольно (в зависимости от силы мышц брюшного пресса). Переход из положения лежа в положение сидя — подъем на выдох, возвращение в исходное положение — выполняем вдох количество повторений (6-8-12 раз).

2. И.П. Стоя у опоры. Приседание выполняем на выдох, возвращение в исходное положение стоя выполняем на вдох, количество повторений

(6-10-15 раз).

3. И.П. Стоя у опоры. Подъем на носок сохранившейся конечности - дыхание равномерное количество повторений (20-40-60 раз).

4. Равномерное дыхание при ходьбе на костылях (продолжительность 30-60 секунд).

5. Углубленное носовое дыхание при ходьбе на костылях (продолжительность 30-60 секунд).

3. Комплекс Лечебной физической культуры после ампутации одной нижней конечности, приводится в таблице 2.

Таблица 2

Комплекс лечебной физической культуры после ампутации одной нижней конечности.

Частные задачи Средства Дозировка Методические указания
  Развитие силы мышц туловища И.п. – сидя 1 – правую ногу на носок 2 – левый локоть к колену 3-4 – то же другой ногой и рукой 4-6 раз напрягать усечённые мышцы
Развитие силы мышц брюшного пресса И.п. – Лёжа на спине, руки вдоль туловища 1 – согнуть правую ногу в коленном и тазобедренном суставах 2 – разогнуть ногу в коленном суставе 3 – подтянуть прямую ногу к груди 4 – и.п. 5-8 – то же другой ногой 4-6 раз ноги не сгибать, напрягаем усечённые мышцы культи.  
Развитие силы мышц спины И.п. – сидя, руки в упоре за спиной 1 – приподнять таз отрывая его от пола 2 – и.п. 6-8раз Усилие на выдохе
Развитие силы боковых мышц туловища И.п. – лёжа на боку, верхняя рука в упоре перед грудью 1 – мах ногой вверх 2 – и.п. 6-8раз упражнение выполняем на правом и левом боку, напрягать усечённые мышцы культи, ноги не сгибать.
Развитие силы мышц брюшного пресса И.п. – лёжа, руки вдоль туловища 1 – поднять правую ногу вверх 2 – и.п. 3-4 – тоже другой ногой 6-8 раз ноги не сгибать, культю не отводить
Развитие силы мышц ног И.п. – лёжа на животе ноги согнуты в коленных суставах 1-8 – сгибать, разгибать коленные суставы 8-10 раз Выполнять с максимальной амплитудой и напряжением мышц
Развитие силы мышц спины И.п. – лёжа на животе, руки под подбородком 1 - поднимание ног назад 2 – и.п. 6-8 раз поднимать прямые ноги с максимальным напряжением мышц  
Развитие силы мышц туловища И.п. – сидя на ковре, руки согнуты в локтях 1-4 – ходьба на ягодицах вперёд с движениями рук 5-8 – назад 4-6 раз дыхание не задерживать
Развитие силы мышц здоровой ноги И.п. – стоя лицом к гимнастической стенке, руки на перекладине на уровне груди 1 – приседания на здоровой ноге 2 – и.п. 8-10 раз не отрывать пятку от пола, постепенно снижать высоту  
Развитие силы мышц здоровой ноги И.п. – стоя, держась за спинку стула 1 – встать на носок 2 – перекат на пятку 8-10 раз дыхание не задерживать
Развитие силы мышц здоровой ноги туловища ·И.п. – стоя на костылях Ходьба на костылях через небольшие препятствия   дыхание не задерживать

4.Комплекс упражнений гидрокинезотерапии приводится в таблице 3

Таблица 3

Комплекс упражнений гидрокинезотерапии, для лиц перенесших ампутацию нижних конечностей.

Направленность упражнений Основные упражнении я, применяемые на занятиях Дозировка на занятиях Общий объем
1. Упражнения, направленные на тренировку сердечно - сосудистой системы ·плавание на груди; ·плавание в специальном жилете с работой рук; ·подскоки на здоровой ноге, держась за бортик бассейна (уровень воды до середины бедра); 5-10 мин.   5-10 мин.     5-10 мин.   2 ч. . 2 ч.     3 ч.
2. Упражнения, направленные на совершенствование дыхательной системы ·выдохи в воду; ·скольжение по воде с выдохом в воду; ·скольжение по воде с задержкой дыхания; ·погружения с задержкой дыхания, погружения с выдохом в воду; 8-10 раз каждое упр.   до 200 раз каждое упр.
3. Упражнения, направленные на разработку мышц и суставов рук ·И.П. Стоя на одной ноге (уровень воды доходит до плеч) 1. руки вперед 2. руки в стороны 3. руки вперед 4. И.п. ·И.П. Стоя на одной ноге) 1. руки вверх 2. И.п. 6-10 раз каждое упр. до 200 раз каждое упр.
4. Упражнения на осанку и увеличение подвижности позвоночного столба ·Висы на растяжке (канаты, разделяющие бассейн на дорожки). ·голова и плечи закинуты назад и лежат на воде, · Полувис -расслабление (лежа на растяжке вдоль или поперек). · 3.Расслабление между растяжками на поверхности воды на спине или на животе. Можно использовать и плавательную доску. ·И.п. стоя спиной к бортику бассейн, держась за опору. Подтянувшись на руках, поднимать здоровую ногу под прямым углом. ·Плавание на спине. ·"Самолетик" – оттолкнувшись здоровой ногой от бортика, скольжение по воде, руки вдоль туловища, в руках пенопластовые гантели. 6-8 раз каждое упр.   5-10 мин.     8-10 раз. до 150-200 раз каждое упр. Ходьба до 30 мин.
5.Упражнения для тренировки культи ·И.П. стоя на здоровой ноге, держась за бортик бассейна. Отведение культи в сторону и вперед - назад Сериями до 10 раз до 150-200 раз каждое упр.  

Распределение упражнений.

Занятия проводились 4 раза в неделю по 45 минут.

Первое занятие: дыхательные упражнения – 10 мин, упражнения лечебной физической культуры – 20 мин, упражнения фантомно – импульсной гимнастики – 15 мин.

Второе занятие: дыхательные упражнения – 10 мин, упражнения гидрокинезотерапии – 35 мин.

Третье занятие: дыхательные упражнения – 10 мин, упражнения лечебной физической культуры – 35 мин.

Четвертое занятие: упражнения фантомно – импульсной гимнастики – 15 мин, упражнения гидрокинезотерапии – 30 мин.

3.3.Результаты применения разработанного комплекса физических упражнений

Для исследования функций дыхательной системы пациентов с поражением опорно-двигательного аппарата, мы пользовались пробами Генчи и Штанге. Результаты представлены в таблицах 4 и 5.

Как показывают результаты, приведенные в таблицах, в начале эксперимента у пациентов обеих групп выявлены весьма низкие показатели функционирования дыхательной системы. Результат только одного пациента по пробе Штанге был в пределах нормы (51 сек). В конце эксперимента в контрольной группе также результат одного пациента по пробе Штанге был в пределах нормы. Результаты же остальных пациентов улучшились, но нормы не достигли. В экспериментальной группе результаты только одного пациента были ниже нормы по пробе Генчи и одного пациента по пробе Штанге. Таким образом, в экспериментальной группе произошел наиболее значительный прирост показателей, чему способствовали дыхательные упражнения.

Таблица 4

Результаты пробы Генчи и Штанге у пациентов контрольной группы

ФИО До эксперимента После эксперимента
Проба Генчи (сек) Проба Штанге (сек) Проба Генчи (сек) Проба Штанге (сек)
А.И. А-в
Ю.К. З-в
И.М. П-в
К. А. Ф-в
Д.М. Ч-в
А.П. М-о
Среднее 11,4 43,6 16,0 48,5
s 1,1 4,57 0,41 3,40
M 0,4 2,04 0,63 1,52

Таблица 5

Результаты пробы Генчи и Штанге у пациентов экспериментальной группы

ФИО До эксперимента После эксперимента
Проба Генчи (сек) Проба Штанге (сек) Проба Генчи (сек) Проба Штанге (сек)
Н.П. У-в
М. А. Ч-в
И.М. Я-в
А. Г. М-в
П.Р.С-в
П.Ю. П-в
Среднее 11,4 45,3 24,6 50,33
s 0,94 3,09 0,74
M 0,4 0,42 1,38 0,33

Изменение показателей проб Генчи и пробы Штанге в контрольной и экспериментальных группах показано на рис. 1 и 2.

глава 3. применение экспериментального комплекса физических упражнений на этапе подготовки к протезированию после ампутации нижних конечностей - student2.ru

Рис. 1. Результаты пробы Генчи в контрольной и экспериментальной группах до и после эксперимента

глава 3. применение экспериментального комплекса физических упражнений на этапе подготовки к протезированию после ампутации нижних конечностей - student2.ru

Рис. 2. Результаты пробы Штанге в контрольной и экспериментальной группах до и после эксперимента

Проверка достоверности различий по критерию Вилкаксона показала, что в начале эксперимента различия между средними по группам были недостоверны.

Проверка достоверности различий между начальными и конечными средними результатами показала следующее:

Контрольная группа:

Проба Генчи разница достоверная, Р<0,001%.

Проба Штанге разница недостоверная, Р>0,05%

Экспериментальная группа:

Проба Генчи разница достоверная, Р<0,001%.

Проба Штанге разница достоверная Р<0,001%..

Результаты исследования амплитуды движений в тазобедренных суставах приводятся в таблицах 6-8 и на рисунках 3-5.

Результаты измерения угла сгибания в тазобедренных суставах приводятся в таблице 6.

Данные, приведенные в таблице, свидетельствуют о том, что амплитуда сгибания в тазобедренных суставах в результате занятий увеличилась и в экспериментальной, и в контрольной группах, однако степень роста показателей была различной. Так, в экспериментальной группе в среднем угол сгибания у пациентов увеличился с 71,3 до 85,6 градусов, то есть на 14,3 градусов, тогда как в контрольной группе с 72,6 до 82,3 то есть только на 9,7 градусов.

Таблица 6

Результаты исследования угла сгибания тазобедренных суставов у пациентов экспериментальной и контрольной групп.

Экспериментальная группа Контрольная группа
ФИО Угол сгибания ТБС до эксперимента (градусы) Угол сгибания ТБС после эксперимента (градусы) ФИО Угол сгибания ТБС до эксперимента (градусы) Угол сгибания ТБС после эксперимента (градусы)
Н.П. У-в А.И. А-в
М. А. Ч-в Ю.К. З-в
И.М. Я-в И.М. П-в
А. Г. М-в К. А. Ф-в
П.Р.С-в Д.М. Ч-в
П.Ю. П-в А,П. М-о
Среднее 71,3 85,6 Среднее 72,6 82,3
s 3,9 3,7 s 4,9 4,2
m 1,7 1,6 m 2,2 1,8
Р, достоверность различий Разница достоверная, Р<0,001% Р, достоверность различий Разница недостоверная, Р>0,05%

Графически результаты показаны на рисунке 3.

глава 3. применение экспериментального комплекса физических упражнений на этапе подготовки к протезированию после ампутации нижних конечностей - student2.ru

Рис. 3. Результаты измерения угла сгибания в тазобедренном суставе в контрольной и экспериментальной группах до и после эксперимента

Теперь рассмотрим результаты измерения угла отведения в тазобедренных суставах (таблица 7).

Как показывают данные, приведенные в таблице, динамика изменения угла отведения аналогична динамике изменения угла сгибания. Так, в экспериментальной группе в среднем угол отведения у пациентов увеличился с 30,0 до 43,3 градусов, то есть на 13,3 градусов, тогда как в контрольной группе с 29,3 до 32,6 то есть только на 3,4 градуса.

Таблица 7

Результаты исследования угла отведения тазобедренных суставов у пациентов экспериментальной и контрольной групп

Экспериментальная группа Контрольная группа
ФИО Угол отведения ТБС до эксперимента (градусы) Угол отведения ТБС после эксперимента (градусы) ФИО Угол отведения ТБС до эксперимента (градусы) Угол отведения ТБС после эксперимента (градусы)
Н.П. У-в А.И. А-в
М. А. Ч-в Ю.К. З-в
И.М. Я-в И.М. П-в
А. Г. М-в К. А. Ф-в
П.Р.С-в Д.М. Ч-в
П.Ю. П-в А,П. М-о
Среднее 30,0 43,3 Среднее 29,3 32,6
s 2,5 3,9 s 3,3 3,1
m 1,1 1,7 m 1,5 1,4
Р, достоверность различий Разница достоверная, Р<0,001% Р, достоверность различий Разница недостоверная, Р>0,05%

Графически результаты показаны на рисунке 4.

глава 3. применение экспериментального комплекса физических упражнений на этапе подготовки к протезированию после ампутации нижних конечностей - student2.ru

Рис. 4. Результаты измерения угла отведения в тазобедренном суставе в контрольной и экспериментальной группах до и после эксперимента

Еще один показатель, который измерялся у пациентов – угол приведения в тазобедренных суставах (таблица 8).

Как показывают данные таблицы 8, угол приведения в процессе эксперимента также в больше степени увеличился в экспериментальной группе. Так, в экспериментальной группе в среднем угол приведения у пациентов увеличился с 13,0 до 20,0 градусов, то есть на 7,0 градусов, тогда как в контрольной группе с 14,3 до 16,3 то есть только на 2,0 градуса.

Таблица 8

Результаты исследования угла приведения тазобедренных суставов у пациентов экспериментальной и контрольной групп

Экспериментальная группа Контрольная группа
ФИО Угол приведения ТБС до эксперимента (градусы) Угол приведения ТБС после эксперимента (градусы) ФИО Угол приведения ТБС до эксперимента (градусы) Угол приведения ТБС после эксперимента (градусы)
Н.П. У-в А.И. А- в
М. А. Ч-в Ю.К. З-в
И.М. Я-в И.М. П-в
А. Г. М-в К. А. Ф-в
П.Р.С-в Д.М. Ч-в
П.Ю. П-в А,П. М-о
Среднее 13,0 20,0 Среднее 14,3 16,3
s 1,9 2,0 s 1,7 1,7
m 0,8 0,8 m 0,8 0,8
Р, достоверность различий Разница достоверная, Р<0,001% Р, достоверность различий Разница недостоверная, Р>0,05%

Графически результаты показаны на рисунке 5.

глава 3. применение экспериментального комплекса физических упражнений на этапе подготовки к протезированию после ампутации нижних конечностей - student2.ru

Рис. 5. Результаты измерения угла приведения в тазобедренном суставе в контрольной и экспериментальной группах до и после эксперимента

Теперь рассмотрим результаты исследования силы мышечного сокращения.

Поскольку после ампутации на уровне голени наиболее ослаблены четырехглавая мышца бедра, в меньшей степени – сгибатели коленного сустава и ягодичные мышечные группы. Поэтому проводилось тестирование именно этих мышечных групп.

В расчет брался средний балл. Оценка производилась от 0 баллов (нет сокращений) до 5 баллов (полное мышечное сокращение, производящее нормальное движение в полном объеме). Результаты представлены в таблице 9 и на рисунке 6.

Таблица 9

Результаты исследования силы мышечного сокращения у пациентов экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента

Экспериментальная группа Контрольная группа
Ф.И.О. Сила мышечного сокращения до эксп (балл) Сила мышечного сокращения после эксп (балл) Ф.И.О. Сила мышечного сокращения до эксп (балл) Сила мышечного сокращения после эксп (балл)
Н.П. У-в 3,0 4,0 А.И. А- в 3,3 3,6
М. А. Ч-в 3,0 4,3 Ю.К. З-в 3,3 3,6
И.М. Я-в 3,3 4,8 И.М. П-в 3,3 4,0
А. Г. М-в 3,3 4,8 К. А. Ф-в 3,0 3,6
П.Р.С-в 3,0 4,3 Д.М. Ч-в 3,3 4,0
П.Ю. П-в 3,3 4,8 А,П. М-о 3,3 3,6
Среднее 3,1 4,5 Среднее 3,2 3,7
s 0,1 0,3 s 0,1 0,1
m 0,06 0,1 M 0,05 0,08
Р, достоверность различий Достоверны, Р<0,001% Р(%), достоверность различий Достоверны, Р<0,001%

глава 3. применение экспериментального комплекса физических упражнений на этапе подготовки к протезированию после ампутации нижних конечностей - student2.ru

Рис. 6. Результаты исследования силы мышечного сокращения и степени пареза у пациентов экспериментальной и контрольной групп до и после эксперимента

Как показывают данные, представленные в таблице и на рисунке, сила мышечного сокращения в большей степени увеличилась в процессе эксперимента у пациентов экспериментальной группы. Так, у пациентов экспериментальной группы показатель увеличился в среднем по группе с 3,1 до 4,5 баллов, то есть на 1,4 балла, в контрольной же группе с 3,2 до 3,7 баллов, то есть всего на 0,5 балла.

Полученные данные говорят о том, что комплексная разработанная методика, включающая лечебно физическую культуру, гидрокинезотерапию, фантомно – импульсную гимнастику и дыхательные упражнения, позволяет более разносторонне воздействовать на организм пациентов, перенесших ампутацию нижних конечностей. Целесообразность такого разностороннего воздействия в период подготовки к протезированию показывает значимый прирост результатов в экспериментальной группе на уровне Р < 0,001% по всем исследованным в педагогическом эксперименте показателям.

ВЫВОДЫ

·Теоретический анализ и обобщение литературных источников, посвященных вопросам физической реабилитации лиц, с поражением опорно-двигательного аппарата, перенесших ампутацию нижних конечностей, показали, что в период подготовки к протезированию мышечная нагрузка является тем фактором, который определяет успешность последующего протезирования. Таким образом, врачи и пациенты сталкиваются с серьезной проблемой оптимизации двигательного режима пациентов обозначенной группы. Вместе с тем, утрата нижней конечности делает невозможным интенсивный двигательный режим.

·Был разработан комплекс упражнений для заживления культи в положении лежа. осмотр пациентов показал, что в экспериментальной группе не наблюдалось осложнений при заживлении культи в контрольной группе у трех пациентов возникли осложнения после ампутации, которые выражались в долгом заживлении шва, образовании воспаленных участков и отека культи.

·Разработка экспериментальной методики показала, что с целью увеличения нагрузки на организм, целесообразно в работе с пациентами перенесшими ампутацию нижних конечностей включать в комплекс физических упражнений фантомно – импульсную гимнастику и дыхательные упражнения. Фантомно – импульсная гимнастика это мысленное воспроизведение движений в отсутствующем сегменте конечности. Составление программы физической реабилитации показало, что это особый вид гимнастики, который может обеспечить полноценный и в то же время щадящий режим двигательной активности для больных с серьезными осложнениями. Она способствует улучшению крово- и лимфообращения в культе, повышает тонус и укрепляет усеченные мышцы, предупреждает трофические расстройства, и в то же время исключает чрезмерные нагрузки на сердечно – сосудистую систему и другие органы и системы. Дыхательные упражнения, в свою очередь, способствуют общему оздоровлению организма и развитию дыхательной системы, у пациентов, особенно долго находящихся на постельном режиме.

·Проверка эффективности подобранных упражнений фантомно - импульсной гимнастики и дыхательных упражнений в комплексе с лечебной физической культурой и гидрокинезотерапией показала, что пациенты, с которыми проводились занятия по экспериментальной методике, показали в реабилитационном периоде более высокий прирост результатов и дыхательных пробах, чем пациенты, которые занимались по типовой программе лечебной физической культурой. Так, в начале эксперимента у пациентов обеих групп выявлены весьма низкие показатели функционирования дыхательной системы. Результат только одного пациента по пробе Штанге был в пределах нормы (51 сек). В конце эксперимента в контрольной группе также результат одного пациента по пробе Штанге был в пределах нормы. Результаты же остальных пациентов улучшились, но нормы не достигли. В экспериментальной группе результаты только одного пациента были ниже нормы по пробе Генчи и одного пациента по пробе Штанге.

Прирост показателей подвижности в тазобедренных суставах также был более высоким у пациентов экспериментальной группы. Так, в экспериментальной группе в среднем угол сгибания у пациентов увеличился с 71,3 до 85,6 градусов, то есть на 14,3 градусов, тогда как в контрольной группе с 72,6 до 82,3 то есть только на 9,7 градусов. В экспериментальной группе в среднем угол отведения у пациентов увеличился с 30,0 до 43,3 градусов, то есть на 13,3 градусов, тогда как в контрольной группе с 29,3 до 32,6 то есть только на 3,4 градуса. В экспериментальной группе в среднем угол приведения у пациентов увеличился с 13,0 до 20,0 градусов, то есть на 7,0 градусов, тогда как в контрольной группе с 14,3 до 16,3 то есть только на 2,0 градуса.

Сила мышечного сокращения увеличилась в среднем по экспериментальной группе с 3,1 до 4,5 баллов, то есть на 1,4 балла, в контрольной же группе с 3,2 до 3,7 баллов, то есть всего на 0,5 балла.

Поскольку в экспериментальной группе по всем исследованным показателям получена статистически достоверная разница, можно констатировать, что гипотеза исследования подтвердилась.

ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Анализ научной литературы и проведенный педагогический эксперимент позволяют сформулировать практические рекомендации специалистам по лечебной физической культуре, работающим с пациентами, перенесшими ампутацию конечностей.

·Учитывать индивидуальные особенности пациента, его возраст, общее психологическое и физическое состояние, сопутствующие заболевания. Использовать различные средства и методы физической подготовки в зависимости от задач занятия. При этом нужно творчески подходить к использованию традиционных и нетрадиционных методик. Чем разнообразнее будут занятия, тем больший интерес к ним будут проявлять пациенты.

·При подборе упражнений следует иметь в виду, что пациенты, страдающие хроническими заболеваниями, в том числе сахарным диабетом, который часто приводит к ампутации конечностей, имеют избыточный вес, низкую двигательную активность, недостаточно развитую волевую сферу для выполнения физических упражнений.

·Следует рассказывать пациентам о важности физической реабилитации, посредством физических упражнений. Такие лекции сделают выполнение упражнений более осознанным и целенаправленным.

·Следует включать в каждое занятие упражнения различной направленности на различные группы мышц.

·Следует уделять внимание правильности структуры, техники выполнения упражнений.

·В качестве восстанавливающих процедур для нормализации обменных процессов в мышцах можно рекомендовать сеансы массажа. самомассажа, упражнения на расслабление мышц.

·В процессе занятий следует обучать пациентов элементам самоконтроля, самочувствия для предупреждения перегрузки. Целесообразно научить пациентов контролировать ЧСС, вести дневник самоконтроля.

·В процессе занятий целесообразно проводить контроль ЧСС и признаков утомления.

·Занятия должны проводиться на положительном эмоциональном фоне.

·Целесообразно обучить пациентов методам самостоятельных занятий доступными видами физической культуры. Пациенты должны знать принципы выбора физических упражнений, их воздействие на организм, последовательность их выполнения.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Белоусов, П.И. Повышение двигательных функций после ампутации конечностей / П.И. Белоусов. - Л.: Медицина, 1968- 86 с.

2. Виноградов, В.И. Руководство по протезированию /В.И. Виноградов. – М.: Медицина, 1982. -544 с.

3. Добровольский, В.К. Учебник инструктора по лечебной физической культуре. Учебник для институтов физической культуры/ Под ред. В.К. Добровольского. - М., «Физкультура и спорт», 1974. -480 с.

4. Дубровский, В.И.Лечебная физическая культура (кинезотерапия): Учеб. для студ. высш. учеб, заведений / В.И. Дубровский. — 2-е изд., стер. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 608 с.

5. Евсеев, С.П. Физическая реабилитация инвалидов с поражением опорно-двигательной системы / под ред. д-ра пед. наук, проф. С. П. Евсеева и д-ра мед. наук, проф. С. Ф. Курдыбайло. - М.: Советский спорт, 2010.

6. Епифанов, А.В., Лечебная физическая культура / А.В. Епифанов. – М.: Медицина, 2003.- 568 с.

7. Камаева, О.В. Мультидисциплинарный подход в ведении и ранней реабилитации неврологических больных / О.В. Камаева.- СПб., 2003.- 256 с.

8. Каптелин, А.Ф. Лечебная физическая культура в системе медHYPERLINK "http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=лечебнаяфизическаякультуравсистемемедицинскойреабилитации"иHYPERLINK "http://lib.sportedu.ru/2SimQuery.idc?Title=лечебнаяфизическаякультуравсистемемедицинскойреабилитации"цинской реабилитации: Руководство для врачей /Под ред. А.Ф. Каптелина и соавт. - М.: Медицина, 1995. - 399 с.

9. Кондрашин, Н.И Роль протезирования в социально-трудовой реабилитации инвалидов/ И.Н. Кондрашин // Актуальные вопросы социально-трудовой реабилитации инвалидов: Материалы Республиканской науч.-практ. конф. М., ЦИ-ЭТИН, 1980-С. 21-25.

10. Курдыбайло С.Ф. Плавание как средство двигательной реабилитации инвалидов после ампутации конечностей/ С.Ф. Курдыбайло//Теория и практика физической культуры.- 1-1998. С. 32- 34.

11. Курдыбайло, С. Ф. Лечебная физическая культура после ампутации конечностей и при заболеваниях опорно-двигательной системы : методическое пособие. / под ред. С. Ф. Курдыбайло. - СПб., 2004. - 266 с.

12. Курдыбайло, С.Ф. Морфо-функциональные обоснования двигательных возможностей инвалидов после ампутации конечностей как основа медико-социальной реабилитации: Автореф. дис. … д-ра мед. наук / С.Ф. Курдыбайло. - СПб., 1993. - 44 с.

13. Курдыбайло, С.Ф. Лечебная физическая культура после ампутации конечностей и при заболеваниях опорно-двигательной системы: метод, пособие / С.Ф. Курдыбайло, Г.В. Герасимова. - СПб.: Галея-принт, 2004.

14. Мотылянская, Р.Е. с соавт. Двигательная активность важное условие здорового образа жизни / Р.Е. Мотылянская // Теория и практ. физ. культуры. - 1990. - № 1. - С 14-21.

15. Орлова, Л. Большая энциклопедия дыхательных гимнастик/Л. Орлова.- М., 2007- 364 с.

16. Попов, С.Н. Лечебная физическая культура / Под ред. С.Н.Попова. – М., 2006.- 416 с.

17. Попов, С.П. Физическая реабилитация : Учеб. для акад. и ин-тов физ. культуры / Под общ. ред. проф. С.Н. Попова. - Ростов-н/Д : Феникс, 2005. – 604 с.

18. Пузин, С.И. Липидотранспортная система после ампутации нижних конечностей: атерогенный сдвиг неизбежен / С.И. Пузин// Мат-лы Российской научно-практ, конф. «Ортезирование. Путь к совершенству». - IV.; Изд-во Российского университета дружбы народов, 2001- С. 124-125.

19. Пуни, А. Ц. Роль представлений в формировании двигательных навыков лекция по психологии спорта /А.Ц. Пуни. – Л.: ГДОИФК. 1957. 22 с.

20. Соколов, Н.К. Практическое руководство по детской лечебной физкультуре / Н.К. Соколов. – Ростов-на-Дону, 2007.- 445 с.

21. Унгбаев, Б.Т. Медицинская реабилитация инвалидов с ампутационными культями нижних конечностей / Б.Т. Угнбаев, Б.К. Каримов // Ортопедия, травматология и протезирование, 2009, №1 С. 101–102.

22. Якобсон, Я.С. Биомеханические аспекты протезирования. - В кн.: Руководство по протезированию /Под ред. Н.И. Кондрашина. - М.: Медицина, 1976. - 431 с.

23. Девятова, М.В. Карлова, Н.С. Панова, Г.И., Смирнов, Г.И. Избиранные лекции по ЛФК. Курс лекций/СпбГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003. 111 с.

Наши рекомендации