ГЛАВА 1. Использование народных традиций в воспитании духовно-нравственных ценностей младшего школьного возраста.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ
ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА - ЮГРЫ
Бюджетное учреждение высшего образования
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
«Сургутский государственный педагогический университет»
Факультет Психологии и педагогики
Кафедра Теории и методики дошкольного и начального образования
ИСпользование научных текстов о народных традициях на уроках по окружающему миру
В процессе воспитания у детей младшего школьного возраста духовно-нравственных ценностей
Курсовая работа
Педагогическое образование профиль Начальное образование
Исполнитель:Алутина Натела Гивиевна, студент(ка) группыБ-03021 заочного отделения________________
Научный руководитель:Подковко Екатерина Николаевна, к.п.н., доцент
________________________________________
Заведующий кафедрой:Ф.И.О., ученая степень и звание
Оценка _________________________________
Сургут 2016 г.
Актуальность проблемы, обусловила выбор темы исследования
«иСпользование научных текстов о народных традициях на уроках по окружающему миру
в процессе воспитания у детей младшего школьного возраста духовно-нравственных ценностей»
Цель исследования: теоретически обосновать особенности использования научных текстов о народных традициях на уроках по окружающему миру в процессе воспитания духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста.
Объект исследования: процессе воспитания духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста
Предмет исследования: особенности использования научных текстов о народных традициях на уроках по окружающему миру в процессе воспитания духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста.
Исходя из цели, объекта, предмета в исследовании были поставлены следующие задачи исследования:
1.Раскрыть сущность понятия «духовно-нравственные ценности» и специфику их воспитания у детей младшего школьного возраста.
2. Выявить потенциал уроков по окружающему миру в начальных классах по воспитанию духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста.
3.Раскрыть сущность понятий «научные тексты» и «народные традиции».
4.Охарактеризовать особенности использования научных текстов о народных традициях на уроках по окружающему миру в процессе воспитания духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста.
5. Выявить уровень сформированности у детей младшего школьного возраста духовно-нравственных ценностей.
6. Разработать сценарий урока по окружающему миру с применением научных текстов о народных традициях, направленный на воспитание духовно-нравственных ценностей у детей младшего школьного возраста.
Оглавление
Введение. 3
ГЛАВА 1. Использование народных традиций в воспитании духовно-нравственных ценностей младшего школьного возраста. 3
1.1 Содержание понятия «народные традиции». Ошибка! Закладка не определена.
1.2. Особенности и средства формирования народных традиций в младшем школьном возрасте Ошибка! Закладка не определена.
1.3. Содержание понятия «духовно-нравственные ценности». Ошибка! Закладка не определена.
1.4 Особенности формирования духовно-нравственных ценностей в младшем школьном возрасте. Ошибка! Закладка не определена.
1.5 Использование народных традиций в воспитании духовно-нравственных ценностей младшего школьного возраста в урочной деятельности……………………………………………..
1.6 Использование народных традиций в воспитании духовно-нравственных ценностей младшего школьного возраста во внеурочное время……………………………
ГЛАВА 2.Опытно-исследовательская работа по исследованию народных традиций в воспитании духовно-нравственных ценностей младшего школьного возраста…………………………………………………..
2.1
Заключение. Ошибка! Закладка не определена.
Список литературы. Ошибка! Закладка не определена.
Введение
В настоящие время появилась необходимость строить воспитание и обучение детей с учетом многовекового культурного наследия народа, так как в народной культуре заложены большие воспитательные возможности.
На новом этапе развития Российской Федерации, при определении современного национального воспитательного идеала необходимо в полной мере учитывать:
преемственность современного национального воспитательного идеала по отношению к национальным воспитательным идеалам прошлых эпох;
духовно‑нравственные ценности, определённые в соответствии с действующим российским законодательством;
внешние и внутренние вызовы, стоящие перед Россией.
Национальным приоритетом, важнейшей национальной задачей является приумножение многонационального народа Российской Федерации в численности, повышение качества его жизни, труда и творчества, укрепление духовности и нравственности, гражданской солидарности и государственности, развитие национальной культуры. Решение этой задачи способно обеспечить устойчивое и успешное развитие России.
Современный национальный воспитательный идеал — это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укоренённый в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации. Воспитание ориентировано на достижение определённого идеала, т. е. образа человека, имеющего приоритетное значение для общества в конкретно‑исторических социокультурных условиях.
Содержание духовно‑нравственного развития и воспитания личности определяется в соответствии с базовыми национальными ценностями и приобретает определённый характер и направление в зависимости от того, какие ценности общество разделяет, как организована их передача от поколения к поколению. Духовно‑нравственное развитие и воспитание личности в целом является сложным, многоплановым процессом. Оно неотделимо от жизни человека во всей её полноте и противоречивости, от семьи, общества, культуры, человечества в целом, от страны проживания и культурно‑исторической эпохи, формирующей образ жизни народа и сознание человека.
Высокой ступенью духовно‑нравственного развития гражданина России является принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации. Российскую идентичность и культуру можно сравнить со стволом могучего дерева, корни которого образуют культуры многонационального народа России. Важным этапом развития гражданского самосознания является укоренённость в этнокультурных традициях, к которым человек принадлежит по факту своего происхождения и начальной социализации.
Программы духовно‑нравственного развития и воспитания школьников, разрабатываемые и реализуемые общеобразовательными учреждениями совместно с другими субъектами социализации, должны обеспечивать полноценную и последовательную идентификацию обучающегося с семьёй, культурно-региональным сообществом, многонациональным народом Российской Федерации, открытым для диалога с мировым сообществом.
Актуальность темынашего исследования заключается в том, что воспитание духовно-нравственных ценностей, осуществляется в нескольких направлениях одновременно, при этом использование народных традиций в воспитании духовно-нравственных ценностей младшего школьного возраста, является одним из приоритетных.
В последние годы, появился неподдельный интерес к народным традициям и ценностям нашей страны. На сегодняшний день, существует достаточное количество объединений, которые реконструируют быт прошлых лет, в наше время. Но как использовать народные традиции в воспитании духовно-нравственных ценностей в младшем школьном возрасте? Народные традиции можно, и необходимо, как в урочное, так и внеурочное время, это значительно повышает уровень духовно-нравственного развития обучающихся.
К сожалению, многие педагоги, не изучив педагогическую литературу, начинают использовать народные традиции в воспитании, что приводит к результатам, неудовлетворяющем педагога. Нужно правильно использовать народные традиции, для того чтобы воспитать духовно-нравственные ценности у младшего школьника.
Проблема исследования:«Как использовать народные традиции в воспитании духовно-нравственных ценностей младшего школьного возраста?»
Теоретическая основа исследования:
Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России (А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков)
Федеральный государственный образовательный стандарт.
Методы исследования: теоретико - методологический анализ психолого-педагогической литературы; изучение и обобщение педагогического опыта; анализ документации; беседа; эксперимент.
Структура и объем курсовой работы состоит из введения, одной теоретической главы, одной практической части, методических рекомендаций, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. Использование народных традиций в воспитании духовно-нравственных ценностей младшего школьного возраста.
1.1 Содержание понятия «народные традиции»
Традиции – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение знания, формы деятельности и поведения, а также сопутствующие им обычаи, правила, ценности, представления.
Народные традиции - это исторически сложившиеся совокупности воспитательного и социального опыта, норм поведения, общественных традиций, передаваемых из поколения в поколение. Трудовые традиции духовного воспитания приучали детей к систематичному труду, передавая все известные в крестьянском мире навыки, знания и умения, способствовали формированию привычки трудиться, трудолюбию, почтение и уважение к труду, ответственность за порученное дело. Жизненный опыт приобретается на протяжении всей истории существования народа, находит свое отражение в народных традициях. Богатый арсенал народных традиций, который сформировался из конкретных исторических условий развития народа, должен быть широко использован. Культурное наследие народа содержит педагогически ценные идеи и веками проверенный опыт воспитания, которые, развиваясь, обогащают мировую педагогическую мысль.
Обычай – принятые способы поведения людей в быту, труде, семье; то, что принято делать каждый день.
Обряд – общие действия людей, направленные на обеспечение благополучия в жизни, к примеру, просьба о дожде.
Ритуал – вид обряда, совершаемого по определённому порядку [14, с.37].
Складывались традиции под влиянием образа жизни. У славян традиции полны земными человеческими чувствами: добродушием, гостеприимством, хлебосольством и т.д. Мы видим здесь уважение к матери, страшим, труду, здоровому образу жизни, сострадание убогим. Предки жили среди природы и были близко связаны с ней. Единство человека и природы выражено в народной традиции, обращаться к ней за помощью в горе и делиться с ней радостью.
Наблюдения за природой сформировали приметы, которые соблюдали в повседневной жизни. Народный календарь – основа традиций и праздников, необходимый элемент культуры славян.
Бытовая культура – важная часть народной жизни. Связь с землёй, реками и лесами обусловила характерные черты русского характера: трудолюбие, бережливость, настойчивость.
Степень культурности людей и народов можно измерить тем, насколько активно они противостоят процессу исчезновения ценных народных традиций, насколько направленно они ищут способы сохранения и возрождения утраченных сокровищ. Только возрождение традиций может приостановить губительный процесс духовных потерь, деформаций, деградации. Традиции, таким образом, имеют определяющее значение в народной судьбе. Традиции многообразны. По ним можно судить о народе или о какой-то стороне его бытия. Даже такая, свойственная традиции, черта, как консерватизм, порою оказывается благом, спасением, является условием стабильности народа, устойчивости его нравственных основ, менталитета. В традициях концентрируются, пересекаются тысячелетние духовные искания человечества, народов, людей.
Традиции, как элемент общественной жизни, имеют свою специфику, обусловленную конкретно-историческими и этносоциальными условиями. В образовании народных традиций важное место занимают обычаи, исполнение которых было обязательно. «Свой обычай в чужой дом не вноси»; «Обычай крепче закона»; «Худому обычаю потачки не давай»; «Не сошлись обычаями, не бывать дружбе». Эти пословицы наглядно показывают, как уважительно и почтенно относились к обычаям и традициям наши предки, какое огромное воспитательное значение имели они у разных народов. Обычаи входят в состав традиции вместе с обрядами, т.е. с исторически сложившейся системой обязательных ритуальных действий. Традиционны в народе многие праздники. С языческих времен они дожили до наших дней, до сих пор входя в современные религиозные системы. Например, празднование русским народом Рождества слилось с языческими колядками, составляя вместе с ними единую традицию. Современная жизнь дополняет этот праздник новыми элементами.
Традиции как бы организуют связь поколений, на них держится духовно-нравственная жизнь народов. Преемственность старших и младших основывается именно на традициях. Чем многообразнее традиции, тем духовно богаче народ. Ничто так не объединяет народ, как традиции. Достижение согласия между традицией и современностью всё более становится животрепещущей проблемой науки. Традиция содействует восстановлению теряемого сейчас наследия, такое восстановление может быть спасительным для человечества.