Перечень учебно-методического обеспечения для самостоятельной работы обучающихся по дисциплине (модулю)
Таблица 3
Разделы курса, темы занятий | Содержание заданий, выносимых на СРС | СРС | Учебно-методическое обеспечение |
Тема № 1. Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста | Анализ программ художественно-эстетического воспитания | Основы эстетического воспитания"/ Под редакцией Н.А. Кушаева - М., 2009г. Карпинская Н. С. Художественное слово в воспитании детей М., 2012 г. | |
Тема № 2. Классификация методов и средств эстетического воспитания | Реферат (зарубежные и отечественные исследователи о проблемах художественно-эстетического воспитания) | "Основы эстетического воспитания"/ Под редакцией Н.А. Кушаева - М., 2009г. | |
Тема № 3. Организация эстетического воспитания в ДОУ. | Разработать учебный план программы художественно-эстетического воспитания | Основы эстетического воспитания"/ Под редакцией Н.А. Кушаева - М., 2009г | |
Тема №4. Формирование художественно-творческих способностей дошкольников | Конспект | "Основы эстетического воспитания"/ Под редакцией Н.А. Кушаева - М., 2009г. | |
Тема № 5. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по проблемам эстетического воспитания детей. | Составить конспект консультаций для родителей | Социально-психологические проблеммы современной семьи. Армавир АГПА 2014г. | |
Тема № 6. Вариативные формы работы по эстетическому и художественно творческому развитию дошкольников | Написать проект студийной работы в ДОУ по возрасту | Основы эстетического воспитания"/ Под редакцией Н.А. Кушаева - М., 2009г | |
Итого: |
Фонд оценочных средств для проведения текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся по дисциплине (модулю).
Перечень компетенций, которыми должны овладеть обучающиеся в результате освоения образовательной программы.
Таблица 4
Разделы курса, темы занятий | Всего часов | Компетенции | Общ. кол-во компетенций | ||
ПК-6 | ПК-9 | ПК-11 | |||
Тема № 1. Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста | + | + | + | ||
Тема № 2. Классификация методов и средств эстетического воспитания | + | + | + | ||
Тема № 3. Организация эстетического воспитания в ДОУ. | + | + | + | ||
Тема №4. Формирование художественно-творческих способностей дошкольников | + | + | + | ||
Тема № 5. Взаимодействие дошкольного учреждения и семьи по проблемам эстетического воспитания детей. | + | + | + | ||
Тема № 6. Вариативные формы работы по эстетическому и художественно творческому развитию дошкольников | + | + | |||
Итого: |
- способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников (ПК-6);
- способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности (ПК-9);
- способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности
(ПК-11).
Описание показателей и критериев оценивания компетенции на различных этапах их формирования, описание шкал оценивания.
КомпетенцияПК-6
«Способен организовывать сотрудничество обучающихся и воспитанников» | ||
Этапы формирования компетенции | ||
Знает | Умеет | Владеет |
содержание и методические основы художественно-эстетического образования | решать задачи управления образовательным процессом в процессе воспитательной деятельности. | навыками профессиональной деятельности в области художественно-эстетического образования |
Устный опрос, собеседование на зачете, | ||
Показатели и критерии оценивания компетенции на различных этапах её формирования, шкала оценивания | ||
Шкала оценивания | ||
Уровни сформированности компетенции | Содержательное описание уровня | Основные признаки уровня |
Пороговый уровень (обязательный) | Знание правил педагогического общения, умение создавать условия для формирования предметных результатов | Владение навыками педагогического общения. |
Стандартный уровень | Знание и использование правил педагогического общения, умение создавать условия для эффективного формирования предметных результатов. | Владение навыками эффективного педагогического общения. |
Эталонный уровень | Знание правил педагогического общения, умение создавать условия для формирования предметных результатов. | Владение навыками педагогического общения, активно добывает и использует новые знания профессиональной направленности. |
Компетенция ПК-9
«способен профессионально взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности» | ||
Этапы формирования компетенции | ||
Знает | Умеет | Владеет |
современные, научно обоснованные приемы и методы обучения в соответствии с возрастными особенностями детей младшего школьного возраста | взаимодействовать с участниками культурно-просветительской деятельности | приемами формирования общей культуры студентов |
Устный опрос, собеседование на зачете, | ||
Показатели и критерии оценивания компетенции на различных этапах её формирования, шкала оценивания | ||
Шкала оценивания | ||
Уровни сформированности компетенции | Содержательное описание уровня | Основные признаки уровня |
Пороговый уровень (обязательный) | Знание правил педагогического общения, умение создавать условия для формирования предметных результатов | Владение навыками педагогического общения. |
Стандартный уровень | Знание и использование правил педагогического общения, умение создавать условия для эффективного формирования предметных результатов. | Владение навыками эффективного педагогического общения. |
Эталонный уровень | Знание правил педагогического общения, умение создавать условия для формирования предметных результатов. | Владение навыками педагогического общения, активно добывает и использует новые знания профессиональной направленности. |
Компетенция ПК-11
«способен выявлять и использовать возможности региональной культурной образовательной среды для организации культурно-просветительской деятельности» | ||
Этапы формирования компетенции | ||
Знает | Умеет | Владеет |
Особенности региональной культурной образовательной среды и использует эти знания в профессиональной деятельности | развивать художественно-творческие способности средствами народного, классического и современного искусства, через собственное творчество и интеграцию различных видов художественной деятельности | приемами формирования общей культуры студентов |
Устный опрос, собеседование на зачете, | ||
Показатели и критерии оценивания компетенции на различных этапах её формирования, шкала оценивания | ||
Шкала оценивания | ||
Уровни сформированности компетенции | Содержательное описание уровня | Основные признаки уровня |
Пороговый уровень (обязательный) | Знание правил педагогического общения, умение создавать условия для формирования предметных результатов | Владение навыками педагогического общения. |
Стандартный уровень | Знание и использование правил педагогического общения, умение создавать условия для эффективного формирования предметных результатов. | Владение навыками эффективного педагогического общения. |
Эталонный уровень | Знание правил педагогического общения, умение создавать условия для формирования предметных результатов. | Владение навыками педагогического общения, активно добывает и использует новые знания профессиональной направленности. |
Типовые контрольные задания необходимые для оценки знаний, умений, навыков и (или) опыта деятельности, характеризующих этапы формирования компетенций в процессе освоения образовательной программы.
7.3.1.ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ:
1. Каждый студент представляет в виде сообщения (можно с презентациями, иллюстрациями и т.п.) один из видов ДПИ Кубани (раскрывая его специфику).
2. Изучить требования к отбору произведений ДПИ для детей дошкольного возраста.
3. Охарактеризовать особенности произведений декоративно-прикладного искусства.
4. Охарактеризовать вклад отечественных и зарубежных исследователей в разработку проблемы художественно - эстетического воспитания. (Реферат или сообщение).
5. Прочитать и выписать универсальные характеристики детского творчества.
6. Подготовить реферативное выступление. Зарубежная педагогика в детском творчестве.
7. 1.Рассмотрите и охарактеризуйте наиболее эффективные формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи по проблемам эстетического и художественного воспитания.
8. Разработайте наиболее эффективные на ваш взгляд виды совместной деятельности ребенка и взрослого.
9. Составить конспект консультации для родителей и изучаемой проблеме, а также выступление на педагогическом совете ДОУ.
10. Предложите развлечения и праздники в любой возрастной группе (на год). Их роль в решении задач всестороннего развития личности. Виды развлечений и праздников.
11. Представить и обосновать вариативные формы работы по художественно-творческому развитию дошкольников.
12. Предложить тематику, задачи и цели кружковой или студийной работы в ДОУ (в зависимости от возраста ребенка)
7.3.2.ВОПРОСЫ ДЛЯ СОМОКОНТРОЛЯ СТУДЕНТОВ:
- Направления реализации национально-регионального компонента в образовании.
- Пути реализации регионального компонента в художественном образовании детей дошкольного возраста.
- Психолого-педагогические основы приобщения старших дошкольников к региональным художественным ремеслам. Особенности ознакомления с традициями и искусством Кубани.
- Ознакомление детей дошкольного возраста с народным декоративно-прикладным искусством Кубани.
- Исторические аспекты декоративно-прикладного искусства Кубани. Особенности ознакомления с традициями и искусством Кубани.
- Прикладное искусство Кубани, его значение в жизни человека. Изобразительная деятельность и художественный труд детей дошкольного возраста по мотивам народного декоративно-прикладного искусства.
- Промыслы народного декоративно-прикладного искусства России.
- Виды народного декоративно-прикладного искусства Кубани.
- Особенности восприятия детьми художественного образа в произведениях народного декоративно-прикладного искусства.
- Взаимосвязь между восприятием детьми художественного образа в народном искусстве и собственно изобразительной деятельностью детей.
- Промыслы народного декоративно-прикладного искусства России. Виды народного декоративно-прикладного искусства Кубани.
- Особенности детского восприятия ДПИ, требования к отбору произведений ДПИ для детей дошкольного возраста.
- Развитие эстетического восприятия декоративно-прикладного искусства: понятие видов и художественных средств ДПИ.
- Особенности использования методов и приемов ознакомления дошкольников с декоративно-прикладным искусством.
- Методика применения ДПИ Кубани в художественной деятельности детей дошкольного возраста.
- Педагогические технологии приобщения старших дошкольников к художественным ремеслам Кубани.
- Значение и особенности предметно- развивающей среды в ДОУ. Организация уголка народного декоративного искусства.
7.3.3. Особенности выполнения заданий студентами – инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья с учетом различных нозологий
Особые условия обучения и направления работы с инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (далее студентами с ограниченными возможностями здоровья) в свете обеспечения реализации прав граждан с ограниченными возможностями здоровья на образование определены на основании: Закона РФ от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Закона РФ от 24.11.1995 г.№181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации"; приказа Минобрнауки России от 19.12.2013 N 1367 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры"; методических рекомендаций по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса (утв. Минобрнауки России 08.04.2014 N АК-44/05вн).
Обучение лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом различных нозологий может быть организовано как инклюзивно, так и в отдельных группах. Перед началом обучения проводятся консультативные занятия, позволяющие студентам с ограниченными возможностями адаптироваться к учебному процессу.
Для обеспечения доступности освоения учебной дисциплины для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья может применяться адаптированная форма обучения с элементами дистанционного обучения. Выбор методов обучения по данной дисциплине определяется содержанием обучения, уровнем, методического и материально-технического обеспечения, особенностями восприятия учебной информации студентами-инвалидами и студентами с ОВЗ. В образовательном процессе используются социально-активные и рефлексивные методы обучения, технологии социокультурной реабилитации с целью оказания помощи в установлении полноценных межличностных отношений с другими студентами, создании комфортного психологического климата в студенческой группе.
Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости и промежуточной аттестации обучающихся в РПД разработаны ФОС, адаптированные для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья и позволяющие оценить достижение ими запланированных в основной образовательной программе результатов обучения и уровень сформированности всех компетенций, заявленных в программе. Форма проведения текущей и итоговой аттестации для студентов-инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости студенту-инвалиду предоставляется дополнительное время для подготовки ответа на зачете или экзамене.
Обучающиеся инвалиды, как и все остальные студенты, могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося. При составлении индивидуального графика обучения необходимо будут предусмотрены различные варианты проведения занятий: в академической группе и индивидуально, на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.
Главным достоинством индивидуального обучения для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья является то, что оно позволяет полностью индивидуализировать содержание, методы и темпы учебной деятельности инвалида, следить за каждым его действием и операцией при решении конкретных задач; вносить вовремя необходимые коррекции как в деятельность студента-инвалида, так и в деятельность преподавателя.
Дистанционное обучение в процессе освоения дисциплины обеспечивает возможности коммуникаций не только с преподавателем, но и с другими обучаемыми, сотрудничество в процессе познавательной деятельности. Подбор и разработка учебных материалов учебного курса производится с учетом того, чтобы предоставлять этот материал в различных формах так, чтобы инвалиды с нарушениями слуха получали информацию визуально, с нарушениями зрения - аудиально например, с использованием программ-синтезаторов речи) или с помощью тифлоинформационных устройств.
Эффективной формой проведения онлайн-занятий являются вебинары, которые могут быть использованы для проведения виртуальных лекций с возможностью взаимодействия всех участников дистанционного обучения, проведения семинаров, выступления с докладами и защиты выполненных работ, проведения тренингов, организации коллективной работы.
Учитывая своеобразие педагогической работы с учащимися с ОВЗ, акцент в использовании методов обучения и воспитания необходимо сделать на тех, которые приняты как в общей дидактике, так и в специальной педагогике. Однако все они зависят от специфики воздействия разных видов деятельности и разных видов искусства.
Все используемые методы обучения (словесные, наглядные, практические) направлены на передачу педагогом учебной информации и на её активное восприятие учащимися, а также на повышение эффективности обучения.
Так, словесные методы позволяют не просто передавать художественную информацию, но и определенным образом эмоционально настраивать учащихся, создавать атмосферу сопереживания, сочувствия тем настроениям, мыслям, которые выражены в художественных произведениях, тем самым вызывая ответный отклик, вызывая интерес к тем событиям или героям, которым посвящено литературное или музыкальное произведение.
Словесные методы могут широко применяться в работе почти со всеми категориями учащихся с ОВЗ (с нарушением слуха, с нарушением зрения, ДЦП и др.)
Применение наглядности расширяет возможности познания. При этом качество его значительно улучшается, если в восприятии участвует максимальное количество органов чувств (слух, зрение, тактильные ощущения). В процессе художественного обучения студентов с ОВЗ полезно сочетать наглядные методы с активной исследовательской деятельностью при восприятии художественных произведений (словесное сравнение, сопоставление, анализ). Использование наглядных материалов должно подкрепляться речевым воздействием. Слово педагога, поясняющее те или иные особенности искусства, художественных проявлений в сочетании с наглядностью в большей степени способствует пониманию, осознанию смысла предлагаемой информации, адекватному её восприятию.
В коррекционно-педагогической работе важно наглядные методы сочетать с практическими, так как характерным для учащихся с ОВЗ является предметно-практическое обучение, в основе которого создание специально организованной дидактической среды, стимулирующей познавательный интерес студента, его стремление к общению, к совместной деятельности. В ходе этой деятельности у него развиваются навыки речевого общения, сенсомоторный опыт, навыки учебно-познавательной деятельности (Е.В. Назарова).
Участие студентов с ОВЗ в различных видах художественной деятельности обязательно требует направляющей помощи педагога (в виде инструкций, советов, поддержки, подсказки, подкреплений), которая осуществляется с помощью речи и практических действий. Здесь важно оптимально сочетание методов самостоятельной работы учащихся с работой под руководством педагога. Самостоятельная работа формирует необходимые умения и навыки, развивает волевые качества, уверенность в своих действиях.