Объект, предмет и функции педагогики

Во взглядах ученых на педагогику как в прошлом, так и в на­стоящем времени существует три концепции.

Представители первой из них считают, что педагогика — меж­дисциплинарная область человеческого знания. Однако такой под­ход фактически отрицает педагогику как самостоятельную теоре­тическую науку, т.е. как область отражения педагогических явлений. В педагогике в этом случае оказываются представленными самые разные сложные объекты действительности (космос, культура, политика и др.).

Другие ученые отводят педагогике роль прикладной дисципли­ны, функция которой состоит в опосредованном использовании знаний, заимствованных из других наук (психологии, естество­знания, социологии и др.) и адаптированных к решению задач, возникающих в сфере образования или воспитания.

При таком подходе не может быть разработана целостная фуН' даментальная основа для функционирования и преобразования педагогической практики. Содержание такой педагогики состав-

ля совокупность фрагментарных представлений об отдельных сторонах педагогических явлений.

Продуктивной для науки и практики, по мнению В. В. Краев-ского, является только третья концепция, согласно которой пе­дагогика — это относительно самостоятельная дисциплина, име-юшая свой объект и предмет изучения.

Объект педагогики

А.С.Макаренко — ученый и практик, которого трудно обви­нить в пропаганде «бездетной» педагогики, в 1922 г. сформулиро­вал мысль о специфике объекта педагогической науки. Он писал, что многие считают объектом педагогического исследования ре­бенка, но это неверно. Объектом исследования научной педагоги­ки является «педагогический факт (явление)». При этом ребенок, человек не исключаются из внимания исследователя. Напротив, являясь одной из наук о человеке, педагогика изучает целена­правленную деятельность по развитию и формированию его лич­ности.

Следовательно, в качестве своего объекта педагогика имеет не индивида, его психику (это объект психологии), а систему педа­гогических явлений, связанных с его развитием. Поэтому объек­том педагогикивыступают те явления действительности, кото­рые обусловливают развитие человеческого индивида в процессе целенаправленной деятельности общества. Эти явления получили название образования. Оно и есть та часть объективного мира, которую изучает педагогика.

Предмет педагогики

Образование изучает не только педагогика. Его изучают фило­софия, социология, психология, экономика и другие науки. На­пример, экономист, изучая уровень реальных возможностей тру­довых ресурсов, продуцируемых системой образования, пытается определить затраты на их подготовку. Социолог хочет знать, го­товит ли система образования людей, способных адаптироваться к социальной среде, содействовать научно-техническому про­грессу и социальным преобразованиям. Философ, в свою оче-Редь, применяя более широкий подход, задается вопросом о целях и общем предназначении образования: каковы они сегодня и какими должны быть в современном мире? Психолог изучает пси­хологические аспекты образования как педагогического процес­са. Политолог стремится определить эффективность государствен­ной образовательной политики на том или ином этапе развития общества и т.д.

оклад многочисленных наук в изучение образования как соци-ь феномена, бесспорно, ценный и необходимый, но эти

науки не затрагивают сущностные аспекты образования, связан­ные с повседневными процессами роста и развития человека, вза­имодействием педагогов и учащихся в процессе этого развития и с соответствующей ему институциональной структурой. И это впол­не правомерно, поскольку изучение данных аспектов определяет ту часть объекта (образования), которую должна изучать специ­альная наука — педагогика.

Предмет педагогики— образование как реальный целостный пе­дагогический процесс, целенаправленно организуемый в специальных социальных институтах (семье, образовательных и культурно-вос­питательных учреждениях). Педагогика в этом случае представля­ет собой науку, изучающую сущность, закономерности, тенден­ции и перспективы развития педагогического процесса (образо­вания) как фактора и средства развития человека на протяжении всей его жизни. На этой основе педагогика разрабатывает теорию и технологию его организации, формы и методы совершенство­вания деятельности педагога (педагогическая деятельность) и раз­личных видов деятельности учащихся, а также стратегий и спосо­бов их взаимодействия.

Наши рекомендации