Медийные средства поддержки и продвижения чтения
Современное развитие культуры ученые характеризуют высоким уровнем медийности. Термином «медиа» в последнее десятилетие обозначают средства массовой коммуникации: печать, радиовещание, телевещание, Интернет, кино, продукцию мультимедиа и т. д., которые способны в кратчайшие сроки проникнуть в любую социальную среду и оказать влияние на когнитивную, эмоциональную, ценностную и мотивационную стороны личности. Кризисные явления в сфере чтения и его поддержки обусловили необходимость анализа возможностей медийного воздействия на читательскую активность людей.
Поддержка чтения – важное направление деятельности образовательных учреждений, литературоведения, журналистики, институтов библиотечного, книжного дела и др., непосредственно заинтересованных в использовании книги социумом.
Основная цель поддержки чтения – создание распространенного среди общественности позитивного мнения о чтении на основе избирательного отношения человека к материальным и духовным ценностям, системы его установок, убеждений, предпочтений. Технологии продвижения чтения имеют целью сформировать общественное мнение (суждения людей) и смоделировать и реализовать определенные стратегии индивидуального или группового поведения. Например, в образовании – это формирование высокого уровня читательской компетенции, в издательском и книготорговом бизнесе – стимулирование приобретения книги, в библиотечно-библиографической деятельности – привлечение читателя в библиотеку для использования предоставляемых продуктов и услуг и т. д.
Рассмотрим содержание и особенности развития основных форм медийной поддержки и продвижения чтения.
Литературная критикарассматривает произведения текущего литературного процесса и ранее созданных произведений в свете проблем современности. Ей как культурному явлению присущи две основные функции: 1) аналитическая – анализ, исследование объекта для проникновения в его сущность; 2) оценочная – формулировка квалифицированного заключения о состоянии объекта на основании проведенного анализа.
Общеизвестно, что критика оказывает влияние на формирование общественного сознания потенциальных и реальных читателей. Критик в своей работе обращается к читателю, стремится формировать его литературный вкус, оказать определенное нравственное воздействие, влиять на его общественную позицию, побуждать к чтению и сопереживанию эмоциям автора и критика.
Критика, несмотря на свою субъективность, должна стремиться к объективному анализу и оценке произведения и поэтому требует профессионального подхода.
Современная литературная крика представлена в сетевом и «традиционном» режимах. Коммерциализация культуры меньше чем за десять лет привела к упадку «толстых» журналов, которые были основным местом публикации литературной критики. С 1992 г. произошло ее перемещение в ежедневные и еженедельные газеты, а со второй половины 1990-х – в сеть Интернет.
В сети представлено два вида критики: аналитический – внутрисайтовое представление критики и отдельные проекты литературной критики: кумулятивные сайты (Интернет-проект «Журнальный зал», «Русская литературная критика», интернет-журнал «Русский переплет», «Журнал литературной критики и словесности» А. К. Углицких и др.), персональные страницы критиков (А. Агеева, В. Каплана, В. Кожинова, В. Курицына, А. Немзера и др.), сайты «бумажных» версий литературно-художественной периодики («Книжное обозрение», «Литературная газета», «Литературная Россия», «Наш современник» и др.).
Сетевая критика имеет свой стиль, темп и оперативность, открывает виртуальное пространство и возможности для литературной коммуникации с широкой аудиторией читателей. В ее объект входит не только традиционная художественная, но и сетевая литература. Вместе с тем она способствует и появлению поверхностного стиля, отказу от основательного анализа.
Современное состояние критики специалистами оценивается как кризисное. Помимо объективных внешних причин, имеются и внутренние: коммерциализация деятельности критика и утрата объективности оценки для читателя.
Библиографическая периодика. Современные исследователи провозглашают информационную функцию библиографии, видя ее цель в информировании, основанном на принципе качественного отбора информации с учетом конкретного читательского адреса.
К библиографической периодике следует относить текущие библиографические пособия (в том числе электронные) и библиографические журналы. Печатные формы библиографической информации традиционно являются основным источником получения информации об отраслевых книжных новинках и публикациях художественной литературы, однако в 1990-х годах большинство библиотек отказалось от создания рекомендательных, профессионально- и научно-вспомогательных библиографических указателей, ограничиваясь лишь малыми формами и жанрами пособий. Несмотря на эту негативную тенденцию для экспертной оценки потока книжных новинок субъекты книжного рынка стали возрождать традицию подготовки и выпуска критико-библиографических журналов (журнал «У книжной полки» Некоммерческого фонда «Пушкинская библиотека», альманах «Библиогид. Книги и дети», сетевой журнал «ПИТЕРbook плюс», журнал «Читаем вместе», ежемесячный журнал Издательского дома «Книжное обозрение» «Что читать. Обо всем на свете через книги» и др.).
Эти издания сочетают в себе литературоведческие, критические, библиографические, художественные, публицистические, журналистские, рекламные материалы, целиком и полностью направленные на информирование читателей о новейших, интереснейших книжных новинках, персонах истории литературы и современного литературного процесса, тенденциях развития последнего, читательской моде и т. д.
Ни одно из указанных изданий не отражает полно репертуар издаваемой литературы, однако все они пользуются успехом у читателей. Библиографическая информация в большей степени, чем литературная критика, объективна, однако и этой форме присуще состояние кризиса. Он связан, прежде всего, с финансовыми, кадровыми и организационными ограничениями библиотек, издательств и книготорговых организаций.
Диалоговые формы читательской коммуникации.Для обмена информацией по вопросам книг и чтения пользователями сети Интернет используются различные компьютерные приложения (форумы, чаты, интернет-пейджеры и др.). Для исследования структуры и содержания чтения представляют интерес специализированные социальные сети продвижения книги и чтения («BookMix.ru», «Imhonet», «LiveLib», «Reader2», «X-libris» и др.) и сообщества универсальных социальных сетей («В Контакте», «Мой Круг», «Мой Мир@mail.ru», «Одноклассники.ru», «ЖЖ» и др.).
Если сообщества последних лишь организуют общение пользователей о книгах и чтении (обмен мнениями об авторах и книгах, уточнение данных о книге и установление места нахождения книги, объявления о купле-продаже и обмене книг, рекомендации книг к опубликованию, вовлечение пользователей в современный литературный процесс), то специализированные социальные сети продвижения книги и чтения предоставляют целый спектр дополнительных услуг пользователям: индивидуальные высокоточные рекомендации, организация интеллектуальных знакомств, формирование виртуальной библиотеки, цитатника, читательского дневника, доски объявлений и др.
Отзывы читателей в сети приближены к критике, но не могут претендовать на статус профессиональных рекомендаций, они характеризуют в большей степени самого читателя, обеспечивая контент для выявления читательских предпочтений, социальной роли чтения и читательской культуры отдельного человека и всего социума.
Анализ содержания общения читателей в сети позволяет увидеть их острую потребность в поддержке собственной читательской деятельности: в получении рекомендаций по содержанию чтения и поиска книг, в организации общения по поводу прочитанного.
Напрашивается вывод, что развивается вынужденная форма саморегуляции читательской деятельности в отсутствие адекватной системы культурного посредничества между читателем и книгой. Самоорганизующиеся читательские сообщества фактически заменяют деятельность социально-коммуникационных институтов поддержки и продвижения чтения. Выполнение уточняющих, фактографических, тематических и адресных справок, организация текущего и справочного обслуживания с использованием интетрнет-приложений – рассылок и форумов, налаживание коммуникационных контактов по обсуждению прочитанного, взаимная рекомендация публикаций в рамках сообществ и социальных сетей – вот основные направления активного развития форм продвижения чтения самими читателями.
Сопоставляя выявленный нами медийный материал с широко тиражируемыми в профессиональной среде суждениями о современном кризисе чтения, мы пришли к выводу, что в этой связи правильнее говорить о кризисных явлениях деятельности институтов инфраструктуры поддержки и развития чтения, на которые возложена функция экспертизы, массовой и дифференцированной рекомендации книги.
Если говорить о сфере литературной критики, рекламы книги, очевидна проблема утраты доверия потребителей информации (потенциальных читателей); поскольку для них все более явными становятся интересы заказчиков: производителей товаров и услуг, художеств; правящей элиты; социально-политических группировок; влиятельных кланов и т. п. В библиографии существует проблема профессиональной рекомендации литературного произведения на понятном в читательской среде языке, с акцентированием значимых для нее ценностей.
Все социально-коммуникационные институты заинтересованы в нахождении адекватных форм поддержки и продвижения чтения, самой благоприятной средой для которых являются средства массовой информации.
Понимание продвижения чтения как коммуникативного процесса позволяет видеть и использовать возможности информационного влияния на ценностную систему личности, групп и массовых совокупностей. Любой социально-коммуникационный институт, так или иначе связанный с книжным делом, воспитательной и образовательной деятельностью, разработкой и реализацией культурной политики, может использовать методы продвижения книги и чтения для реализации собственных и социальных интересов. Это может стать эффективным способом преодоления «кризиса чтения» и основой модернизации и развития книгоиздания, книжной торговли, библиотечно-библиографического дела.
А. А. Шайдуров,
библиотекарь сектора электронной информации
областной юношеской библиотеки, г. Челябинск