Понятие о методах и приемах обучения. Структура метода обучения
Существует несколько точек зрения на понятие "метод обучения" (Толковый словарь русского языка/Под ред. С.И.Ожегова, Ю.И. Шведовой. М,1995.-С.346).
Так, по мнению Н. В. Савина, "методы обучения - это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения" (14). Аналогичное определение дает и Н. И. Пидкасистый (10).
Подласый И. П. под методом обучения понимает упорядоченную деятельность педагога и учащихся, направленную на достижение заданной цели обучения(12).
У Сластенина В. А. метод осуществления целостного педагогического процесса - это способ профессионального взаимодействия педагога и учащихся с целью решения образовательно-воспитательных задач; это механизм, который обеспечивает взаимодействие воспитателя и воспитанников(11, 15).
Лихачев Б. Т. определяет метод обучения как совокупность приемов и способ организации познавательной деятельности ребенка, развития его умственных сил, обучающего взаимодействия учителя и учащихся, школьников между собой с природной и общественной средой (4).
У Махмутова М. И. метод обучения - это система правил педагогического взаимодействия, руководствуясь которыми учитель и учащиеся выбирают приемы и способы конкретных действий, ведущих к достижению поставленной цели (6).
Метод осуществления педагогического процесса расчленяется на составляющие его элементы, части, детали, которые называются методическими приемами. Методический прием представляет собой отдельный шаг в реализации метода. По отношению к методу приемы носят частный подчинительный характер. Они не имеют самостоятельной педагогической задачи, а подчиняются той задаче, которую преследует данный метод. Одни и те же методические приемы могут быть использованы в разных методах. И наоборот, один и тот же метод у разных учителей может включать различные приемы.
Таким образом, метод включает в себя ряд приемов, но сам он не является их простой суммой. Метод обучения - сложное, многомерное, многокачественное образование. В нем находят отражение объективные закономерности, цели, содержания, а также принципы и формы обучения. Ни цели, ни содержание, ни формы работы не могут быть введены без учета возможностей их практической реализации, именно такую возможность обеспечивают методы. Они же задают темп развития дидактической системы - обучение прогрессирует настолько быстро, насколько позволяют ему двигаться вперед применяемые методы.
Структура методов обучения включает объективную и субъективную части. Объективная часть метода обусловлена теми постоянными, незыблемыми положениями, которые обязательно присутствуют в любом методе, независимо от его использования различными педагогами. В ней отражаются общие для всех дидактические положения, требования законов и закономерностей, принципов и правил, а также постоянные компоненты целей, содержания, форм учебной деятельности. Субъективная часть метода обусловлена личностью педагога, особенностями учащихся, конкретными условиями (12).
Методы обучения имеют общественную природу. Объективной основой для научного обоснования метода обучения являются методы познания людьми реальной деятельности, а также способы обмена информацией, их общение в процессе познавательной деятельности.
Существует идеальное представление о методе обучения, обобщенная теоретическая модель, характеристики которой необходимо учитывать в творческом использовании любого конкретного метода. Суть этих характеристик в следующем:
· в педагогической и психологической целесообразности, функциональной определенности метода;
· в направленности метода на организацию деятельности учителя и учащихся: на общение, взаимодействие в практической работе, слушание, воспроизведение, обсуждение, применение знаний;
· в соответствии методов возрастным возможностям школьников, особенностям их мышления, памяти, эмоционального развития, жизненного опыта;
· в соответствии методов индивидуальным возможностям, общекультурной, педагогической подготовке учителя, уровню его творческого, методического развития;
· в соотнесении методов с характером содержания изучаемого материала: например, изучение математических теорем с помощью логического объяснения, а жизни животных, растений - путем эмпирических наблюдений;
· в соотнесении методов с этапом обучающего познания;
· в соотнесении методов с формой обучения: использовании, например, на лабораторных занятиях кратких инструктажей, а в организации самостоятельной работы - заданий по извлечению фактов, различных данных из книг и справочников;
· в соответствии методов своеобразию возникающей ситуации в процессе обучения. Например, слабая подготовленность учащихся требует повторения рассказа, а избыточная сформированность позволяет воспользоваться собеседованием;
· во взаимосвязи и взаимодействии методов между собой, включенности их друг в друга: появление, например, в лекции элементов рассказа, иллюстраций, беседы;
· в эффективности достижения качественных результатов в обучении и воспитании школьников в процессе обучения и творческого применения знаний, умений, навыков.
Описание каждого метода обучения должно включать:
· описание обучающей деятельности учителя;
· описание учебной (познавательной) деятельности ученика;
· связь между ними, или способ, каким обучающая деятельность учителя управляет познавательной деятельностью учащихся.
Методы обучения выполняют ряд функций. Прямая функция методов обучения состоит в передаче и организации усвоения детьми знаний, формировании их мировоззрения. На основе знаний методы обеспечивают развитие у учащихся умений и навыков, закрепление их в нервной системе ребенка в качестве нервно-психических новообразований. Реализация этих двух функций в единстве обеспечивает обученность, идейно-нравственное воспитание и нервно - психическое развитие ребенка. Опосредованные функции методов обучения состоят в выработке у школьников задатков и основ культуры умственного и физического труда - фундамента для осуществления непрерывного образования, для развития в них стремления к самообразованию, к активному участию в производстве в условиях научно-технической революции (4).
Таким образом, методы обучения как совокупность приемов и способов обучающего взаимодействия учителя и учащихся зарождаются в разнообразных методах человеческого искания истины и познавательного общения.