Уважаемые участники 6-х Кавказских Педагогических Чтений!
Дорогие гости!
Дорогой Шалва Александрович!
Позвольте от имени руководства, всего коллектива ЧГПИ выразить огромное удовлетворение тем, что наша республика, ее педагогическое сообщество уже третий раз принимают создателей и приверженцев Гуманной Педагогики, и поблагодарить всех, кто счел возможным приехать в Грозный.
Отрадно, что желающих принять участие в этом форуме педагогической мысли, в основе которой – гуманно-личностный подход к ребенку, с каждым годом становится больше. И дело не столько в географии участия. Важно, что все больше педагогов осознают необходимость глубинной перестройки собственного педагогического мировоззрения, обусловленной безотлагательным императивом: современной России необходимы высокообразованные профессионалы во всех сферах деятельности, внутренний мир которых соответствует духовному предназначению человека в современном мире. И задача взращивания такой личности в полный рост встала сегодня перед системой образования. В соответствии с этим, безотлагательной представляется необходимость подготовки педагогических кадров для всех ее звеньев.
Для студентов и преподавателей факультета педагогики и психологии ЧГПИ, как и для многих в этом зале, участие в Чтениях – это возможность учиться. Учиться мудрости, терпению, любви – без этих качеств не может быть настоящего педагога - наставника, друга, старшего товарища ребенка, помогающего ему шаг за шагом продвигаться по пути познания.
Позвольте пожелать вам, дорогие друзья, плодотворной работы, успешной учебы, удовлетворения и самых ярких впечатлений от общения с единомышленниками!
Нашим дорогим гостям – чтобы мы как организаторы вас не разочаровали, и вы впредь с еще большим желанием стремились приезжать сюда.
И в заключение хочу обратиться к Почетному Президенту Международного Центра Гуманной Педагогики Шалве Александровичу Амонашвили и его Президенту Паате Шалвовичу Амонашвили с просьбой принять приглашение руководства Чеченского государственного педагогического института, коллектива нашего факультета провести Международные Педагогические чтения по Гуманной Педагогике на базе факультета педагогики и психологии. Для нас это будет большой честью.
С.А. Алиева, декан факультета психологии и педагогики ЧГПИ, к.п.н.
Мечты сбываются...
Я очень хотела попасть на Шестые Кавказские Педагогические Чтения по Гуманной Педагогике.
И вот я здесь.
Со стороны кажется, что невозможно так слаженно организовать такую работу. Я восхищена работой всего Министерства образования и науки Чеченской Республики. Особенно работой Султановой Хулимат Зелимхановны, начальника отдела национальной образовательной политики и регионального сотрудничества Минобрнауки ЧР, руководителя Чеченского центра Гуманной Педагогики, Заслуженного учителя ЧР, Рыцаря Гуманной Педагогики. А как не отметить самого министра образования и науки ЧР Байханова Исмаила Баутдиновича? Наша делегация будет еще долго вспоминать его самыми теплыми словами. Исмаил Баутдинович пригласил нашу делегацию в Министерство образования и науки ЧР. Мы многое увидели и были приятно удивлены.
Работая в школе, я стала изучать методику преподавания Шалвы Александровича Амоношвили. Шалва Амоношвили мастер своего дела, он доктор психологических наук, профессор МГПУ, академик РАО, дважды Лауреат премии Правительства РФ, почетный президент Международной ассоциации общественных объединений "Международный Центр Гуманной Педагогики". Мечты сбываются! Я посетила мастер-класс самого Амоношвили.
Это был действительно МАСТЕР- КЛАСС. Удивительно то, что он так быстро налаживает контакт с детьми, как ставит вопросы и слушает ответы.Всем известна манера Амонашвили: положите голову на стол, закройте глаза, думайте. А когда решите пример, поднимите вверх пальчики. Он двигается между рядами, пожимает пальчики тех, кто нашел верный ответ, благодарит. Это ведь подарок для учителя – когда ученик нашел правильный ответ на трудный вопрос. А для ученика подарок –признание педагога. Шалва Александрович тихонько шепчет кому-то: «Думай, я к тебе еще подойду». Знакомые, многократно описанные приемы. Но как трудно их повторить. Трудно, но возможно. Надо просто подойти к проблеме как Шалва Александрович. А он считает, что ребенок – это явление, особенный человек, у которого свой путь и в математике, и в жизни. А современных детей Шалва Александрович считает детьми света, индиго. Я до этого времени не особо над этим задумывалась, но Учитель как всегда прав. Современные дети - это дети света. И они несут мир и гармонию, теплоту и доброту.
Наряду с другими уроками я посетила и урок русской литературы в 11 классе по теме "Капли музыки на бумаге..." по рассказу В. Астафьева "Ария Каварадосси". Учитель сумел показать нам, что проза Астафьева — это проза поэта. Ее художественные качества - яркость, контрастность, символичность, многообразный ритм, то обрывающийся, как непрочная нить человеческой жизни, то взрывающийся страстной ритмикой речи, то звучащий эхом тяжкой поступи по земному аду человеческих страданий, то устремляющийся к вечному голубому небу. Урок был проведен на высшем уровне. Были использованы ИКТ.
Урок русского языка "Подготовка к сочинению-рассуждению" в 9 классе был проведен Магомедовой Умой Мустаевной, учителем русского языка и литературы Республики Дагестан по ФГОС второго поколения. Она использовала в работе много наглядных материалов. Ума Мустафаевна быстро нашла общий язык с обучающимися. Все активно работали. Учитель использовал разнообразные формы работы.
Значимость подобных встреч едва ли можно переоценить. За эти дни я приобрела колоссальный опыт, встретила настоящих единомышленников. Огромное удовольствие получила от общения с коллегами. Познакомилась со многими интересными для меня людьми. Глубже познакомилась с философией Гуманной Педагогики Ш.А. Амонашвили.
Спасибо моим коллегам за уроки и мастер - классы, которые удивили и восхитили. Общие впечатления остались самые позитивные. Все тепло, полученное в эти дни, я попытаюсь отдать детям на своих уроках.
Жанета Ахмедовна Хубиева,
учитель кабардинского языка и литературы
МКОУ СОШ №1 с.п. Чегем
Второй Чегемского района КБР.
Вновь город Грозный 16, 17 декабря принимал Шестые Кавказские Педагогические Чтения по Гуманной Педагогике.
Тема Чтений: «Учитель, укажи Путь Красоты Духа!"
Ребенок – это развивающаяся личность. Об этом Шалва Александрович Амонашвили написал в своей первой книги «Здравствуйте, дети!». И здесь мне бы хотелось вспомнить себя - выпускницу педагогического вуза, перед которой встал вопрос - как же я должна работать с детьми. Первая книга, которая попалась мне в руки тогда - это книга «Здравствуйте, дети!». С каким удовольствием я перечитывала ее. Как много я получала от нее.
Благодарна судьбе, что эта встреча с таким великим Человеком состоялась, которая дала возможность воочию увидеть, как Мастер работает с детьми. Человек развивается медленно, - это мысль Антуана де Сент Экзюпери. Человек нуждается в духовном «поливе», - это постоянная мысль нашего мудрого Учителя. И все наши размышления – это и есть наш духовный полив того семени, который мы несем через все наши земные воплощения на пути постоянного совершенствования.
Сами Чтения – это путь духовного восхождения.
Каждые очередные Чтения – это ступень нашего роста. Так должно быть.
И если мы с вами пройдемся мысленно по аудиториям гимназии №12 и прислушаемся к тому, что было отмечено на открытии Чтений, на творческих мастерских и мастер-классах, то вероятнее всего мы согласимся с моими предположениями, что мы чуточку выросли, мы стали мудрее, мы стали более зрелыми.
Все едино. Как вверху, так внизу, как на Небе, так и на Земле, и человек, микрокосм и миниатюрная копия Макрокосма, есть живой свидетель этому Вселенскому Закону и его способу действия.
В мире существуют единые законы для всех уровней систем. Удивительно то, что об этом говорили не только ученые и философы, но и поэты.
Учитель – творец субъективного образовательного поля, а урок – это маленькая жизнь, мистерия которой проходит за 45 минут, и в наших силах сделать ее радостной и счастливой.
Мы на уроке английского языка в 3 классе у учителя Хапиловой А.Е. имели возможность наблюдать это. Учитель показала очень интересный и своеобразный мастер-класс действия «Волшебной силы Слова».
Прислушайтесь…, что-то замерло в наших сердцах в ожидании раскрытия тайны второго рождения – рождения в духе. Наша будущая педагогика невозможна без раскрытия тайны великого значения трех ключей эволюции: любви, красоты и знания.
В мастер-классе «Моя педагогическая философия. Мысли от сердца к сердцу» мы старались отметить, кто из классиков педагогики для нас стал Учителем в выборе духовного пути и какие практические шаги нами сделаны на этом пути. Мы старались говорить о конкретных шагах, действиях, через которые мы возводим ребёнка к духу, к красоте духа. Кажется, мы расширили свое понимание любви, углубили понимание и знания, пришло время осознания красоты духа, которая возвысит наш жизненный и творческий путь.
Б.С-А. Касумова,
к.п.н., доцент кафедры МНО
Чеченский государственный педагогический институт
В столице Чеченской Республики, в ГБОУ «Гимназия №12» с 15 по 18 декабря 2014 года проходили VI Кавказские Педагогические Чтения по Гуманной Педагогике на тему: «Учитель, укажи Путь Красоты Духа». Организаторами Чтений были Министерство образования и науки Чеченской Республики и Чеченский Центр Гуманной Педагогики.
Актуальные «вопросы, связанные с содержанием и подходами воспитания и образования красоты духовного мира и в нас самих, и в наших учениках, воспитанниках» вызвали большой интерес участников Чтений.
Мероприятие дало возможность участникам Чтений встретиться с интересными людьми, которых волнует будущее России – его подрастающее поколение: Султановым К.Т. – руководителем Дагестанского республиканского центра Гуманной Педагогики, Заслуженным учителем Республики Дагестан; Кузькиной Л.К. – директором АНО Центра культуры «Созвучие», Председателем Правления Краснодарского отделения Общероссийского центра Гуманной Педагогики, Рыцарем Гуманной Педагогики; Алиевой А. Н. – заместителем Главы МО "г.Буйнакск", Заслуженным учителем Республики Дагестан, Рыцарем Гуманной Педагогики, чьи выступления никого не оставили равнодушным.
Большой интерес всех участников вызвало участие в работе Чтений Ш.А. Амонашвили - почётного президента Международного Центра Гуманной Педагогики, академика РАО, профессора МГПУ. Его педагогическая симфония никого не оставила равнодушным. Уверена, что встреча с Учителем с большой буквы навсегда останется в памяти многих участников Чтений, как призыв к бережному, гуманному, трепетному отношению к своим ученикам.
«Красота Духа познается в Слове, величие Духа утверждается в Слове…» - таков был лейтмотив творческих лабораторий и мастер – классов, подготовленных для участников Чтений педагогами, методистами различных регионов, преподавателями ЧГПИ. Свои уроки вдохновения провели около двадцати известных и заслуженных учителей Чеченской Республики. Все эти мастер – классы и открытые уроки прошли на высоком научно-методическом уровне.
На многих уроках чувствовалась психологическая комфортность: благоприятный климат, доброжелательность, личностно-гуманное отношение к детям. Эти занятия способствовали расширению общекультурного кругозора, помогли обучающимся в ценностно-смысловом самоопределении. Думаю, что ученики, которым посчастливилось стать участниками данных Чтений, получили не только знания по предметам, но и помощь в решении значимых для них жизненно - важных проблем. На всех встречах педагогов с учениками чувствовался партнерский стиль отношений педагога и учащихся.
Уверена, что присутствовавшие на их мероприятиях коллеги узнали для себя много полезного и нового, и они с пользой используют эти материалы в своей дальнейшей работе. Не сомневаюсь, что материалы Чтений, сочетающие в себе достаточно высокий научный уровень и высокопрофессиональное педагогическое мастерство, станут важным материалом для преподавателей в их дальнейшей работе.
От души хочу поблагодарить организаторов VI Кавказских Педагогических Чтений за высокий уровень проведения Чтений, интересные и разнообразные мероприятия, доброжелательную атмосферу и радушный прием. Хочется поблагодарить администрацию ГБОУ «Гимназия №12» г. Грозного в лице директора этой гимназии за высокую организованность, гостеприимство.
Отдельное спасибо Султановой Хулимат Зелимхановне – руководителю Чеченского центра Гуманной педагогики, Заслуженному учителю ЧР за хорошую организацию работы Чтений, создание доброжелательной, дружеской атмосферы, в которую с первой минуты окунулись все участники.
А.А. Картоева
ГКОУ «СОШ №12 с.п.Инарки»
Республика Ингушетия
В декабре 2014 года делегация Кабардино-Балкарской Республики приняла участие в работе VI Кавказских Педагогических Чтений по Гуманной Педагогике на тему: «Учитель, укажи Путь Красоты Духа». Мероприятие проводило Министерство образования Чеченской Республики совместно с Чеченским Центром Гуманной Педагогики в красивейшем и стильном городе Грозном. Эпиграфом к мероприятию были взяты слова Первого Президента Чеченской Республики Ахмат-Хаджи Кадырова «Учитель создает нацию». Удивительно как высоко оценивал Ахмат-Хаджи Кадыров возможности и назначение Учителя! И было такое ощущение, что ответственность Учителя перед этими словами увеличивался кратно.
Заявленная тема тоже требовала высокую ступень духовно-нравственного учительского сознания. И мы, участники Чтений, понимали, что предстоит очень ответственная и сложная педагогическая практика, и напряженная работа.
Но приветственные сердечные слова Министра образования и науки Чеченской Республики Байханова Исмаила Баутдиновича настроили нас на педагогическое сотрудничество и убедили, что именно УЧИТЕЛЬ должен приложить максимум усилий, чтобы Культура и Духовность стала нормой жизни для всех. И наша обязанность сегодня воспитать человека умного, мобильного, духовного.
С такой мотивацией и посылом мы начали работу. С особой благодарностью вспоминается внимательное отношение министра и его команды. До мелочей было продуманно проведение мероприятия, и аппарат министерства работал как единый механизм.
В двухдневной насыщенной программе Чтений, кроме Пленарного заседания, общих встреч, проходили одновременно творческие лаборатории, мастер-классы, вести с уроков «Дарим друг другу советы», экскурсии, концерты.
Много талантливых, творчески работающих учителей Чеченской Республики с удовольствием поделились опытом работы и продемонстрировали свое педагогическое мастерство и высокий профессионализм. Было что посмотреть и чему научиться. Каждый из них был образцом воспитания творческих способностей детей и бескорыстного служения выбранной профессии.
Особо запала в душу работа творческой лаборатории по теме: «Чистые намерения – основа красоты духа» начальника отдела Минобнауки ЧР Султановой Хулимат Зелимхановны, которая сумела увлечь всю аудиторию в мир особого добра и милосердия и выразить ей благодарность за продвижение и упрочение принципов гуманизации образования в школах региона.
С удовольствием находилась на уроке русской литературы по теме: «Капли музыки на бумаге» по рассказу В. Астафьева «Ария Каварадосси», где учитель, Умарова Зулай Изноровна, не только продемонстрировала великолепное знание фактического материала, но и предельно уважительно относилась к слову автора.
Уметь рационально использовать время, логически последовательно построить урок, наладить отличную обратную связь с учениками, беспредельно любить детей, отдавать им частичку своего сердца, уважать и нежно относиться к учащимся может только настоящий учитель. «Учитель от бога», - говорят о таких педагогах.
На этих мероприятиях удивительным образом все дополняло друг друга: величественная красота города Грозного и доброжелательность жителей республики, содержательность мероприятия и умелая организация и гостеприимство устроителей Педагогических Чтений, высокое мастерство учителей и любознательность, добродушие учащихся.
Безусловно, такое мероприятие может послужить импульсом для дальнейшего педагогического сотрудничества, где есть возможность поделиться педагогическим опытом, накопленными знаниями. Состоялся и хороший диалог культур. Вот где хорошо демонстрируется красота духовного мира учителя и учащихся!
Л.Р. Ахаева,
консультант Министерства образования,
науки и по делам молодежи
Кабардино-Балкарской Республики
Посещение Педагогических Чтений по Гуманной Педагогике любого уровня – событие неординарное, отвлекающее от повседневной рутины. Ты словно попадаешь в другое измерение, где царствуют высшие ценности, чистые помыслы, светлые устремления.
Эти ощущения многократно увеличиваются, когда посчастливится воочию увидеть знаменитого Учителя, услышать его мысли и рассуждения, а затем и убедиться, что теория у него не расходится с практикой.
Бесспорно, мастер-класс педагога – новатора Ш.А.Амонашвили - изюминка Педагогических Чтений. Никакое, самое тщательное изучение философских концепций знаменитостей ( и даже видеопросмотр их выступлений!) не заменят живого восприятия их авторов. Именно в живом общении заключается и простота, и непостижимость влияния людей друг на друга.
Это то, ради чего стоит ехать издалека!
Хочу выразить огромную благодарность руководству Чеченской Республики, Министерству Образования ЧР и коллективу педагогов лицея №12 им. А.Кадырова за их неутомимое желание регулярно организовывать для кавказских педагогов подобные встречи, за радушный прием и гостеприимство.
Айшат Магомедова
Заведующая МКДОУ ЦРР-
ДС №8 «Звездочка»
Встреча с династией педагогов Амонашвили убедила меня в том, что я попала в среду единомышленников. В первый день Чтений Паата Шалвович, молча обеспечивающий медиасопровождение Амонашвили-старшему, показался мне совершенно далеким от педагогики. А когда я услышала его выступление, - особенно рассуждения об особенностях детской психологии, проявляющихся в играх дошкольников, - захотелось поработать вместе с ним. Паата словно озвучивал те истины, которые есть внутри меня.
Считаю, что всех педагогов, которые решаются проводить открытие лаборатории, тем более мастер-классы, в чужом городе или республике, надо награждать медалью «За смелость». Действительно, это очень нелегко.
Благодарю коллектив педагогов гимназии №12 г.Грозного. Все, к кому я обратилась за помощью в организации нашей лаборатории (начиная от руководства и заканчивая молодыми специалистами), подошли к делу так ответственно, как я сама сделала бы для себя. Это меня очень впечатлило. Спасибо им всем!
Аида Магомедова
Старший воспитатель МКДОУ ЦРР-
ДС №8 «Звездочка»
Вот и мне посчастливилось побывать на Шестых Кавказских Педагогических Чтениях по Гуманной Педагогике «Учитель, укажи Путь Красоты Духа!»
До поездки я от мамы Межитовой Сапият Бекмурзаевны была наслышана насколько интересны, познавательны эти встречи. Но я представить себе не могла, что настолько!
В первую очередь поразил меня сам город Грозный, в такой короткий промежуток времени восстановиться – это великолепно. (Здесь была впервые)
Вдвойне рада за встречи с Шалвой и Паата Амонашвили. Мне , как молодому специалисту очень полезна вся информация.
Спасибо за уроки Айдамировой Зулихан Асаиновне, Умаровой Зулай Изноровне, огромное удовольствие получила на уроке окружающего мира у Акаевой Фатимы Зубайраевны.
Такие же отзывы были у моих коллег, которые посетили других учителей.
Восхищена Султановой Хулимат Зелимхановной, творческая лаборатория «Чистые намерения» дали много положительных эмоций. Хочу продолжить её предложение «Я завтра приду на урок и ...».
Хулимат Зелимхановна, я не пришла, я прилетела тогда на работу, вся полна энергии, вдохновленная. Спасибо Вам!
Межитова Диана Идрисовна,
психолог МКОУ «Боранчинская СОШ им.К.Б.Оразбаева»
Ногайского района Республика Дагестан
Мой путь к Красоте Духа.
Утро 5 декабря 2014 года. Разбудил резкий телефонный звонок: «В Грозном война». Все оборвалось… Когда прошел шок, я подумала: «Неужели отменят Кавказские Чтения? А если нет, то рискнут ли люди приехать на наш учительский форум?»
И вот долгожданный день настал. Волнение. Мне вспомнилось вдруг: в далекие 80-е годы, сразу после окончания школы, я пришла в школу старшей пионерской вожатой. Потом была учеба в университете и снова школа, но уже в качестве учителя. Девизом моей педагогической деятельности стали слова из марша вожатого:
Вожатый (учитель) — профессия-птица,
Труднее её не сыскать:
С какою другою работой сравнится —
Ребячьи сердца зажигать?!
А подтолкнул меня к воспоминаниям символ Чтений – Прекрасная птица лебедь.
Зал переполнен, заносятся дополнительно стулья, некоторые слушатели стоят в коридоре. Радует прекрасная организация этого мероприятия. Особая благодарность коллективу гимназии, столько креатива! Молодцы! Приятно, что это замечают и наши гости. Клим Тагиетдинович Султанов отметил в своем выступлении: «Совершенствуются, оттачиваются организационные моменты Чтений. VI Педагогические Чтения – это яркое событие для всего Северного Кавказа».
Участники Чтений, как чуда, ждали появления Шалвы Александровича Амонашвили. Мудрый Учитель повел нас к Красоте Духа. Что дальше? А дальше мы, его последователи, пойдем со своими учениками этой тропой. Шалва Александрович обращает наше внимание на слова Ахмат – Хаджи Кадырова «Учитель создает нацию». В этих словах все: политика, ответственность учителя... . Кто или что нам поможет в нелегком пути? И наши знания, и традиции, и мудрость предков, и…. - все это мы возьмем с собой. Но нельзя забывать, что учитель может указать путь только тогда, когда он совершенствует свой дух. И тот путь никогда не заканчивается.
Ганга Бекхановна в своем приветствии подчеркнула: «Шалва Александрович внес в учебный процесс, в урок понимание духа. Пусть будет как можно больше последователей!» Прозвучало это как призыв к учительству.
Потом были Уроки Вдохновения участников Чтений. Молодой педагог Хапилова Анастасия Евгеньевна показала на уроке английского языка в 3 классе «волшебную силу слова». Мастерское владение иноязычной речью, интерактивными методами и приемами покорило гостей. Дети с учителем пришли к выводу: нужно быть вежливыми везде – в школе, дома, на улице, и чем больше добра мы делаем другим, тем больше получаем.
Ученики Умаровой Зулай Изноровны узнали, что мелодию можно прочитать. А я на этом уроке открыла для себя «Арию Каварадосси» В. Астафьева.
«Кавказ..Я к тебе привязан, как к судьбе» - так назывался урок чеченской литературы в 9 классе. Бораева Тоита Кажимовна познакомила учащихся с удивительным миром поэзии Арби Мамакаева. Ученики читали стихотворения, делали сообщения, говорили на красивом литературном чеченском языке, что отметил участник Чтений из Дагестана, где дети, к сожалению, мало говорят на родном языке.
И долгожданные мастер – классы, лаборатории. Мне в этом году посчастливилось быть участником творческой педагогической лаборатории «Чистые намерения – основа красоты духа», которой руководила наша Хулимат Зелимхановна Султанова. Пользуясь, случаем, передаю ей глубокое уважение и почтение от моих коллег, которые с большим интересом следят за работой Педагогических Чтений. Им очень понравилась идея нашей лаборатории: «Просветление учительского сердца и разума». В ходе работы мы исследовали намерения, какие они бывают, есть ли разница между хотением и намерением. Хулимат Зелимхановна помогла нам заглянуть в себя, подтолкнула к размышлениям: кто вслух, а кто про себя - мы пришли к выводу: хотение – это просто мечта, а намерение – это то, что приводит нас в движение. В жизни все появляется только за счет намерения, не за счет хотения.Наше намерение должно идти от души, оно должно быть чистым. Если мы хотим, чтобы в нашей жизни все было хорошо, то надо приносить пользу и добро другим людям. Тогда это возвратится к нам!
После урока математики мастера педагогического искусства Шалвы Амонашвили я чувствую себя гадким утенком. Но ведь и у утенка есть крылья! Ну и пусть маленькие. Но это же крылья! Я верю в сказку, в то, что смогу превратиться в лебедя, чистого и благородного и буду дарить детям прекрасные уроки. Самая большая радость для меня, когда ученики благодарят за урок или классный час. Признаюсь, что это бывает не часто. Но говорят же, значит, я держу правильный ориентир.
Спасибо, Хулимат, за открытие для меня Гуманной Педагогики.
Ваша ученица
Зулай Хамидова.