Модуль 3. Производственная (педагогическая) практика
Учебно-методическая практика студентов четвертого курса имеет комплексный характер. Получив на предыдущих этапах педпрактики представление об отдельных направлениях педагогической деятельности и освоив их, студенты в процессе учебно-методической практики включаются во все основные виды деятельности учителя-воспитателя. Они получают возможность выступить как в роли учителя-предметника, гак и педагога-организатора, воспитателя ученического коллектива.
Студенты проходят учебно-методическую практику в учреждениях общего и профессионального образования г. Екатеринбурга и области в течение …….. недель.
В содержание их деятельности входит: а) ознакомление со школой, с основными направлениями работы учителей права, классных руководителей; б) психолого-педагогическое изучение учащихся и коллектива; в) подготовка и проведение уроков разных типов и видов с применением разнообразных методов обучения; г) осуществление внеклассной воспитательной работы в качестве классного руководителя; д) проведение внеклассной работы по правовым дисциплинам.
Педагогическая практика студентов включает вводный адаптационный этап: студенты знакомятся со школой, педагогическим и ученическим коллективами. Этап апробации: под руководством учителей студенты проводят пробные уроки (не менее 4), посещают и анализируют уроки других практикантов, выполняют задания по педагогике, психологии. Зачетный этап: подводятся итоги прохождения педпрактики, в присутствии групповых руководителей студенты дают открытые (зачетные) уроки (не менее двух), внеклассное мероприятие.
Первая неделя практики - это период, необходимый для адаптации студентов к новым для них условиям, когда они знакомятся с педагогическим коллективом школы, определяют свое место в нем, изучают конкретные условия организации учебно-воспитательного процесса в данной школе, осмысливают задачи, намечают перспективы своей работы в период практики. Данный этап практики ориентирован на знакомство студентов с конкретными условиями работы школы, а также на изучение коллектива своего класса и отдельных учащихся. В ходе беседы с администрацией школы студенты получают представление о статусе данной школы, основных направлениях ее работы. Они изучают учебный план школы, планы методических объединений учителей и классных руководителей, знакомятся со школьными кабинетами и их оборудованием. Одновременно студенты осуществляют психолого-педагогическое изучение учащихся и коллектива, используя при этом различные методы: беседы с классным руководителем. ознакомление с планом его работы; изучение документации (классный журнал, личные дота, медицинские карты): беседы с учителями-предметниками: наблюдения за учащимися своего класса во время учебпых и внеучебных занятий; беседы с отдельными учащимися и т.д.
К концу первой недели студент составляет индивидуальный план своей работы на весь период практики (на основе программы практики, планов работы учителей и классных руководителей). Индивидуальный план студента отражает основные направления работы, предусмотренные программой педагогической практики: изучение учащихся, планирование и проведение учебно-воспитательной работы с учащимися, участие в методической работе. Кроме индивидуального плана, студенты составляют планы уроков и воспитательных мероприятий.
Приступая к практической деятельности, студенты изучают учебные программы, учебники, учебные и методические пособия, по которым работает школа, анализируют разделы программы на период практики, актуализируют знания, приобретенные в процессе учебных занятий в вузе.
Ознакомление с работой учителей-предметников осуществляется в процессе бесед и путем посещения уроков, что позволяет выявить уровень знаний учащихся, систему и методы работы учителя.
Всю первую неделю студенты посещают уроки в «своих» классах, изучают учащихся. Целесообразно посещение уроков разных учителей, ведущих предметы гуманитарного и естественно-научного блока дисциплин, фиксируя в дневниках свои наблюдения. Цель этих наблюдений: на основе анализа и оценки опыта учителей осмыслить положительные стороны их работы, чтобы использовать лучшее в своей профессиональной деятельности.
Апробационный этап.Основная задача студентов на данном этапе - овладение методикой организации и проведения различных типов уроков и внеклассных занятий, их анализа и самоанализа.
В период практики студенты должны провести уроки разных типов (не менее 6) с применением разнообразных форм и методов обучения. Зачетный этап.Подготовка к самостоятельному проведению уроков включает ряд этапов: а) студент консультируется с учителем-предметником и групповым руководителем по теме предстоящего урока; б) практикант самостоятельно разрабатывает конспект урока на основе изучения программы, учебников и учебно-методической литературы: в) конспект урока обсуждается с учителем (групповым руководителем): г) в него вносятся соответствующие коррективы.
На зачетном этапе студенты выполняют исследовательский проект по вопросам методики обучения и воспитания в правовом образовании.
В период практики студенты ведут внеклассную работу по предмету, а также выполняют функции классного руководителя:
- самостоятельно разрабатывают и проводят различные виды воспитательных занятий (беседы, классные часы, конкурсы, викторины, экскурсии);
- принимают участие в подготовке и проведении общешкольных дел: праздников, конференций. КВНов и т.д.;
- руководят работой кружков, научных обществ;
- проводят индивидуальную работу с учащимися.
Важной задачей учебно-воспитательной практики студентов является овладение методикой анализа и обобщения педагогического опыта. Студенты изучают и анализируют передовой опыт работы учителей, классных руководителей, обобщают личный опыт. Целенаправленное наблюдение, анализ учебно-воспитательного процесса, изучение педагогического опыта в действии помогают студентам более глубоко разобраться в вопросах педагогической теории.
Групповые руководители контролируют работу студентов, поддерживают постоянную связь с администрацией и учителями школ, руководителями студенческих групп. Факультетский руководитель практики координирует деятельность преподавателей вуза, осуществляет общий контроль за прохождением практики студентами.
Заключительный этап. «Выход» из школ. На данном этапе студенты проводят зачетные уроки и внеклассные мероприятия, анализируют их (какие цели были поставлены, какими путями и методами они решались, результативность), отчитываются о работе в базовой школе.
По окончании педпрактики студенты сдают в установленный деканатом срок: а) дневник педпрактики с фиксацией всех видов выполненных работ, с отметками за два проведенных зачетных урока (выставляются групповым руководителем или учителем), за проведенный классный час и внеклассное мероприятие по предмету (выставляется учителем или классным руководителем); б) выполненные в отдельных тетрадях задания по психологии, педагогике (преподавателям данных дисциплин): в) характеристику работы студента в период практики (составляется учителем и классным руководителем).
Групповые руководители представляют факультетскому руководителю в течение двух недель аналитический отчет по итогам практики, выставляют в зачетные книжки студентов зачет.
Примерный план проведения производственной (педагогической) практики студентов четвертого курса