Реформирование обучения и воспитания

Организация учебно-воспитательного процесса в современной школе за рубежом имеет определенные недостатки. Учащиеся нередко оказываются несостоятельны, когда от них требуются самостоятельность, инициатива, творчество. В школе пустили глубокие корни малопродуктивные методы обучения – заучивание, повторение, гипертрофированная работа с учебниками. Заметной частью методики обучения остается подражание. Учебно-воспитательный процесс по преимуществу ориентирован на модель "учитель как центр обучения", на "среднего ученика". Он далек от запросов, способностей, устремлений учащихся. Необходимость преодоления экзаменационных барьеров с их стандартами и регламентациями нередко лимитирует живую мысль ученика.

Необходимость в обновлении обучения и воспитания не вызывает сомнений. Наиболее радикальную позицию занимают сторонники так называемой неинституционной педагогики (П. Гудман, И. Иллич, Ж. Гудлэд, Ф. Клейн, Дж. Холт - США, Л. Бернар - Франция и др.). Они заявляют, что современная школа обречена на исчезновение и что нужно полностью изменить ориентиры образования.

Большинство педагогов, впрочем, далеки от подобного радикализма. По их мнению, следует "влить новое вино в старые меха", т.е. усовершенствовать существующую практику школы посредством корректировки содержания и форм обучения и воспитания.

В числе новаций, коснувшихся массового образования, оказались, например, введение в школы большинства ведущих стран мира пятидневной учебной недели, совершенствование классно-урочной системы.

Заметно возросла роль экспериментальных школ как центра поисков иных содержания, форм, методов школьного образования и воспитания. Организация школ - пилотов превратилась в одно из важных направлений государственной школьной политики.

Власти инициируют опытную работу в сфере образования. Деятельность экспериментальных школ координируется в отдельных странах и на международном уровне. Так, в США организовано Федеральное бюро экспериментальных школ. Создана Европейская федерация экспериментальных школ со штаб-квартирой в Париже.

Некоторые школы пытаются заимствовать и развить опыт пилотных учебных заведений первой половины XX в. (Дальтонплан, Метод проектов, техника Френе, центры интересов, идеи Вальдорфской школы и пр.).

Во второй половине 1900-х гг. возникло новое поколение экспериментальных учебно-воспитательных учреждений. Повсеместно организовывались так называемые открытые школы. Они получили распространение в системе начального и отчасти в системе среднего образования. Воспитание в открытой школе предусматривает тесную взаимосвязь с окружающим миром, учет разнообразных социальных факторов, влияющих на формирование автономной личности, склонной к самообразованию.

Первые открытые школы появились в 1970-х гг. в Англии. Затем они возникли во всех крупнейших странах зарубежья.

Много общего с открытыми школами у альтернативных школ, которые родились на волне критики регламентированной классно-урочной системы, энциклопедизма учебных программ, авторитаризма воспитания. Главная особенность альтернативных школ – использование таких методик, в которых акцент сделан на гуманных отношениях между участниками учебно-воспитательного процесса, на развитии персонального потенциала учеников.

Открытые и альтернативные школы имели определенные различия. Если открытые школы ставили цель влить свежую струю в процесс воспитания и обучения прежде всего за счет более тесной интеграции образования с окружающим миром, то альтернативные школы преследовали цель радикальной перестройки главных компонентов школьного воспитания и обучения.

Пионерами альтернативного обучения оказались педагоги США, где первые 28 альтернативных школ появились в 1968 г.

Во второй половине XX в. начался новый важный этап внедрения в школу технических средств, являющихся плодами научно-технической революции, а затем технологической.

Первыми ласточками были магнитофон, телевизор, обучающие машины механического типа. Они позволили по-новому организовать наглядное обучение, активизировали учащихся. Обучающие машины помогали контролировать степень формальных знаний.

В 1960-х гг. школы ведущих стран, прежде всего США, стали использовать электронное оборудование. Был разработан применительно для школы сравнительно несложный компьютерный язык.

Сторонники использования компьютерной техники в образовании опирались на ряд дидактических идей. Среди них идея программированного обучения американца Б. Скиннера. Для учебных компьютеров составлялись алгоритмы учения, которые заставляли последовательно выполнять запрограммированные предписания.

Иначе трактовал использование ЭВМ другой американский педагог - Г.А. Кроудер. По его представлениям, компьютер должен не только обеспечивать единый для всех порядок освоения учебного материала, но и предлагать персональные обучающие программы.

В мировой педагогике активно обсуждаются перспективы и стратегия применения новой техники в образовании. Сторонники технического детерминизма полагают, что электронное обеспечение поможет снять проблемы, которые касаются неуспеваемости учащихся, взаимодействия учеников и преподавателей, индивидуализации преподавания и учения, экономии школьного бюджета.

К насыщению школы новейшей техникой подталкивает экономическая перспектива. Прогнозируется, что к началу 3-го тысячелетия до 60-70 % занятого населения ведущих стран мира будет пользоваться электронным оборудованием, и школе, следовательно, надлежит готовиться к этому недалекому будущему.

В развитых странах создаются общенациональные структуры ресурсов информационных, аудио и телесредств для учебных заведений. Появляются специализированные хранилища таких ресурсов: аудио- и видеоцентры, особые учебные классы с новейшим оборудованием. Возникают планетарные электронные системы, позволяющие обмениваться учебными материалами миллионам пользователей.

Новейшие технические средства превратились в обязательное условие учебного процесса. Среди них приоритетными оказались компьютеры и видеосистемы. Лучшие учебные компьютерные программы составляются так, чтобы неверный ответ учащегося был непременно скорректирован машиной. Такие уроки превращаются в увлекательную игру.

Принципиально новый путь обучения - компьютерные игры. Едва ли не главная их функция - обучение. На экране ЭВМ оживают фантазии школьника, предметы и явления окружающего мира. Возникает особый виртуальный мир, похожий на подлинный и отличающийся от него. Школьник может управлять изображениями на дисплее, т.е. почувствовать их наглядно. Компьютерные игры позволяют приобрести обобщенное представление о сходных ситуациях или предметах и, следовательно, развивают абстрактное мышление. Идет формирование логического мышления, поскольку школьник осознает, что предметы на экране - лишь знаки реальности. Улучшаются память и внимание детей. Игровая мотивация переходит в учебную, когда возникает интерес к содержанию задания. Кроме общеразвивающих игр, есть специальные компьютерные игры.

Компьютеры приобретают все большую значение в воспитании детей и подростков. При правильном приобщении ребенка к компьютеру электроника становится союзником педагогически целесообразной социализации подрастающего поколения.

Новейшая техника позволяет решать две важные задачи: формирование у учащихся определенных знаний и умений, использования в преподавании различных дисциплин. В первом случае осваиваются курсы "информатика", "электроника", "работа на компьютере" и пр. Во втором случае активизируется и оптимизируется учебный процесс (персональные учебные задания, работа с "электронным редактором", наглядное обучение различным дисциплинам и пр.).

Новые технические средства обучения доказали свою незаменимость. Они являются одной из гарантий модернизации учебного процесса, служат мощным источником информации, а также средством самообразования и корректировки классно-урочной системы.

Вместе с тем использование этих средств породило трудности и проблемы. Не хватает педагогов, квалифицированно владеющих новой техникой. Нет уверенности в однозначно позитивных последствиях применения школьниками новейшей техники. Так, не решен вопрос, обеспечивает ли она прочное закрепление знаний. Не закрыта проблема гигиены и охраны здоровья детей при работе с телекомпьютерными устройствами.

Громадную роль в воспитании играют в современном мире средства массовой информации - так называемая параллельная школа. Педагоги считают необходимым серьезно учитывать созидательные и разрушительные возможности параллельной школы.

По масштабам воздействия на молодое поколение среди средств массовой информации лидирует телевидение. В ведущих странах мира сложились системы учебного телевидения, которые помогают приобщать школьников к ценностным ориентациям взрослых.

Среди форм воспитания, черпающих материал в масс-медиа, на особом месте находится деятельность, получившая наименование пресса в школе. Пресса в школе - специально организованная работа с учащимися для педагогически оправданного усвоения различной информации, поступающей из газет и журналов. Она популярна в старших классах школ ведущих стран мира.

Начиная с 1960-х гг. в мировом сообществе получили распространение идеи пожизненного (постоянного) воспитания. Имеются в виду поощрение развития личности в течение всей жизни и взаимосвязь между школьным (институционным) и внешкольным (неформальным) воспитанием и обучением. Пожизненное воспитание означает преемственность между дошкольными, внешкольными и школьными учреждениями, самообразование, подготовку и переподготовку активных участников социально-экономической жизни общества. Оно предусматривает развитие системы периодически повторяющегося обучения, обогащение внешкольных образовательных программ.

Пожизненное воспитание - ответ на радикальные сдвиги в мировом сообществе, связанные с изменением структуры производства, интернационализацией общественной жизни, развитием новых технологий, движением к информационно-ориентированному миру. В современных условиях усилилась потребность населения в непрерывном обновлении знаний и умений.

В этой связи перед школой поставлена стратегическая цель – формировать способность и мотивацию к самообразованию. Школа рассматривается как стартовая площадка пожизненного воспитания. Ей надлежит давать не только базовое образование, но и подготовку, которая позволяет действовать и размышлять инициативно и самостоятельно. Школьное образование, следовательно, перестало быть самодостаточным.

Препятствием для пожизненного воспитания являются слабые связи, а зачастую и барьеры между учебными заведениями и внешкольным воспитанием и образованием. К удачным попыткам устранить такие препятствия относится деятельность во многих странах школьных кооперативов, культурно-просветительских центров (школа как центр общинного воспитания - США, воспитательный город - Франция, Дом свободного времени - Северная Европа и др.).

Среди неформальных каналов воспитания и образования важное место занимают организации учащихся. За рубежом сложилась разветвленная сеть детских и юношеских объединений. Наиболее массовыми и влиятельными являются организации скаутов. В основе педагогической программы скаутов лежат задачи научить руководить и подчиняться, воспитывать для деятельности во имя общественного блага. Скаутское движение накопило большой опыт воспитания честных, смелых, ловких, сметливых людей.

Вопросы и задания

1. Раскройте сущность основных современных педагогических концепций и идей в зарубежных странах.

2. Проанализируйте главные проблемы демократизации зарубежной школы и важнейшие черты школьных систем в ведущих странах мира.

3. Какие тенденции присущи практике школьного воспитания в ведущих странах мира?

4. Как выглядят содержание и методы обучения в современной зарубежной школе?

5. Охарактеризуйте основные направления модернизации учебно-воспитательного процесса в зарубежной школе: покажите роль экспериментальных школ, новейших технических средств, средств массовой информации.

6. Что вы понимаете под "пожизненным воспитанием"?

Литература

Берне Р. Развитие Я-концепции и воспитание / Пер. с англ. - М., 1986.

Вулъфсон Б.Л. Педагогическая мысль в современной Франции. - М., 1983.

Вулъфсон Б.Л. Школа современной Франции. - М., 1970.

Вулъфсон Б.Л., Малъкова З.А. Сравнительная педагогика. - Воронеж, 1996.

Джуринский А.Н. Зарубежная школа: история и современность. - М., 1992. - Гл. 4.

Джуринский А.Н. Зарубежная школа: современное состояние и тенденции развития. - М., 1993.

Джуринский А.Н. История зарубежной педагогики. - М.,1998. - Разд. IV. - Гл. 4.

Джуринский А.Н. Реформы зарубежной школы. Надежды и действительность. - М., 1989.

Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика. – М., 1998.

Джуринский А.Н. Чему и как учат школьников в Японии. - М., 1997.

Джуринский А.Н. Школа Франции. Традиции и реформы. - М., 1981.

Джуринский А.Н. Школа Франции XX столетия. - М., 1989. - Гл. 3.

Калгрен Ф. Воспитание к свободе / Пер. с нем. - М., 1992.

Малъкова З.А. Современная школа США. - М., 1971.

Малъкова З.А. Школа и педагогика за рубежом. - М., 1983.

Марцинковский И.Б. Университетское образование в капиталистических странах. - Ташкент, 1981.

Образование в современном мире. - М., 1986.

Реформы образования в современном мире. - М., 1995.

Ричмонд У. Учителя и машины / Пер. с англ. - М., 1968.

Роджерс К. Взгляд на психотерапию. Становление человека / Пер. с англ. - М., 1994.

Саймон Б. Общество и образование / Пер. с англ. - М., 1989.

Френе С. Избр. пед. соч. / Пер. с франц. - М., 1990.

Экспериментальные учебно-воспитательные учреждения Западной Европы и США. - М., 1989. - Гл. 2.

Наши рекомендации